Автор: Сушко Елена Аскольдовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Вторая Санкт - Петербургская Гимназия
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь ребёнку стать внимательным
Раздел: начальное образование
Внимание. Как помочь ребенку стать внимательным?
Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у
него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это
сложный и, порой, трудный процесс.
Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам,
но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.
Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех
необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение,
внимание.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что
ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в
начальных классах школы, в средней школе ,обычно, переходит в разряд неуспевающих.
Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности, во многом
зависят от того, насколько у них сформирована способность быть внимательными.
Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок
допускает нелепые ошибки, не может их найти.
Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно,
не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится
труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать!
Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо
заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической
деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у
учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем
учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и
работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.
Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому
младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его
родители.
Могут отвлечь и домашние животные, громкие телефонные разговоры , звук телевизора . Задача
родителей состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для успешного выполнения
домашнего задания. И, если потребуется, прийти на помощь, поддержать и похвалить
маленького ученика.
Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.
Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на
определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует
большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию
невозможно, да и не нужно. Научиться выделять из нее нужную, совершенно необходимо. Эту
функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет
такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и
переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и
совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.
Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно
свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной
учебной деятельности.
Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность
вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей
наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает
рассеянным и несобранным.
Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании
объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме
внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же
объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится
длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при
одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят
по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься
работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и
беглые замечания учителя).
Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной
деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько
быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли
быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и
действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в
это время записывать то, что до этого сделать не успели).
Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно
приступать к занятиям.
К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые
можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.
Советы родителям
Развиваем самостоятельность
Внимательный ребенок - это самостоятельный ребенок. Ежедневные дела и обязанности
способствуют формированию собранности. Стремитесь, чтобы в доме вещи и игрушки не
лежали повсюду, а хранились в специально определенных местах. Благодаря этому малыши
начинают ценить порядок.
Создаем благоприятный микроклимат
Если в вашем доме будет преобладать доброжелательная атмосфера, ребенок станет
эффективнее концентрировать свое внимание. Телевизор не должен быть фоном во время
приема пищи, выполнения уроков и игр.
Выдвигаем целесообразные требования
Следите, чтобы темп жизни ребенка не был чересчур напряженным. График повседневных
занятий должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, его самочувствие. Важно
придерживаться распорядка дня, особенно – в положенные часы ложиться спать. Недостаток
сна негативно влияет на состояние ребенка.
Строим отношения
Гиперактивным детям показано спокойное и благожелательное отношение близких людей.
Крайности в воспитательном процессе, например вседозволенность или чрезмерные запреты,
вредны этим детям. Не нужно устанавливать жесткие правила, любые указания со стороны
взрослых должны быть аргументированы. Твердость следует проявлять в отношении
безопасности ребенка и его здоровья. Гиперактивным детям противопоказаны телесные
наказания, но они чувствительны к любому варианту поощрения. Хвалите их за любой
положительный поступок и послушание, подчеркивайте даже незначительные заслуги.
Оборудуем место для занятий
Для формирования внимания необходимы физические нагрузки, при выполнении которых
высвобождается лишняя энергия. Речь идет о спортивных упражнениях и закаливании.
Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, так как в замкнутом пространстве много
ограничений. Прекрасно, если у ребенка появится собственное увлечение. Занятия любимым
делом и отдых должны проходить там, где отсутствуют зеркала и яркие предметы,
которые могут отвлечь малыша.
Примеры игр и игровых упражнений
1.
«Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество
слов со звуком [М], например.
2.
«Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся
в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого
сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
3.
«Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы
говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите,
произнесите и т.д.
4.
«Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от
конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро
построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный
момент).
5.
«Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3)
называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не
собьюсь»).
6.
Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по
смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.
7.
Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать
ходы наперед, сделать выводы.
8.
Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я
присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания
часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам
знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на
картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных
головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
9.
Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров.
Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на
вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру
второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6)
(устойчивость внимания).
10.
Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам
— уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время.
При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
11.
Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы
изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра?
(распределение внимания).
12.
Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем
назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
o
Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
o
По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом —
буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
13.
На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно
быстрее.
Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно
найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти
правильный подход, расположить его к себе.
Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость,
но и внимание.
Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в
окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который
вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.