Напоминание

Как помочь ребёнку стать внимательным


Автор: Сушко Елена Аскольдовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Вторая Санкт - Петербургская Гимназия
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь ребёнку стать внимательным
Раздел: начальное образование





Назад




Внимание. Как помочь ребенку стать внимательным?

Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у

него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это

сложный и, порой, трудный процесс.

Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам,

но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.

Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех

необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение,

внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что

ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в

начальных классах школы, в средней школе ,обычно, переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности, во многом

зависят от того, насколько у них сформирована способность быть внимательными.

Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок

допускает нелепые ошибки, не может их найти.

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно,

не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится

труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать!

Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо

заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической

деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у

учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем

учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и

работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому

младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его

родители.

Могут отвлечь и домашние животные, громкие телефонные разговоры , звук телевизора . Задача

родителей состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для успешного выполнения

домашнего задания. И, если потребуется, прийти на помощь, поддержать и похвалить

маленького ученика.

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на

определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует

большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию

невозможно, да и не нужно. Научиться выделять из нее нужную, совершенно необходимо. Эту

функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет

такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и

переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и

совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно

свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной

учебной деятельности.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность

вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей

наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает

рассеянным и несобранным.

Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании

объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме

внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.

Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же

объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится

длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при

одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят

по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься

работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и

беглые замечания учителя).

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной

деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько

быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли

быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и

действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в

это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито — можно

приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые

можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Советы родителям

Развиваем самостоятельность

Внимательный ребенок - это самостоятельный ребенок. Ежедневные дела и обязанности

способствуют формированию собранности. Стремитесь, чтобы в доме вещи и игрушки не

лежали повсюду, а хранились в специально определенных местах. Благодаря этому малыши

начинают ценить порядок.

Создаем благоприятный микроклимат

Если в вашем доме будет преобладать доброжелательная атмосфера, ребенок станет

эффективнее концентрировать свое внимание. Телевизор не должен быть фоном во время

приема пищи, выполнения уроков и игр.

Выдвигаем целесообразные требования

Следите, чтобы темп жизни ребенка не был чересчур напряженным. График повседневных

занятий должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, его самочувствие. Важно

придерживаться распорядка дня, особенно – в положенные часы ложиться спать. Недостаток

сна негативно влияет на состояние ребенка.

Строим отношения

Гиперактивным детям показано спокойное и благожелательное отношение близких людей.

Крайности в воспитательном процессе, например вседозволенность или чрезмерные запреты,

вредны этим детям. Не нужно устанавливать жесткие правила, любые указания со стороны

взрослых должны быть аргументированы. Твердость следует проявлять в отношении

безопасности ребенка и его здоровья. Гиперактивным детям противопоказаны телесные

наказания, но они чувствительны к любому варианту поощрения. Хвалите их за любой

положительный поступок и послушание, подчеркивайте даже незначительные заслуги.

Оборудуем место для занятий

Для формирования внимания необходимы физические нагрузки, при выполнении которых

высвобождается лишняя энергия. Речь идет о спортивных упражнениях и закаливании.

Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, так как в замкнутом пространстве много

ограничений. Прекрасно, если у ребенка появится собственное увлечение. Занятия любимым

делом и отдых должны проходить там, где отсутствуют зеркала и яркие предметы,

которые могут отвлечь малыша.

Примеры игр и игровых упражнений

1.

«Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество

слов со звуком [М], например.

2.

«Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся

в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого

сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.

3.

«Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы

говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: скажите,

произнесите и т.д.

4.

«Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от

конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро

построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный

момент).

5.

«Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3)

называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не

собьюсь»).

6.

Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по

смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д.

7.

Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать

ходы наперед, сделать выводы.

8.

Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я

присяду — дети подпрыгивают и т.д. Нельзя забывать, что задания на развитие внимания

часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам

знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на

картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных

головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.

9.

Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров.

Например, даны 2 числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на

вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру

второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 × 4 + 6 -8 = 6)

(устойчивость внимания).

10.

Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам

— уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время.

При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).

11.

Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы

изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра?

(распределение внимания).

12.

Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем

назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.

o

Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.

o

По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом —

буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).

13.

На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно

быстрее.

Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно

найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.

Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти

правильный подход, расположить его к себе.

Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость,

но и внимание.

Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в

окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который

вчера еще был и т.д.) Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!