Автор: Звягинцева Светлана Мудамировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №126
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Части фигур
Раздел: начальное образование
Тема: Части фигур.
Цели: актуализировать представление учащихся о разбиении фигур на
части и составлении целой фигуры из частей; формировать способность к
фиксации взаимосвязи между целой фигуры и ее частями с помощью
символов; тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные операции,
речь, творческие способности учащихся.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Математика – особая страна,
Для путешествия смекалка нам нужна.
Будем много думать и считать,
И задачки не забудем мы решать.
Сегодня на уроке мы отправимся в гости. А к кому именно – вы узнаете,
если будете внимательны и правильно выполните задание.
II. Актуализация знаний.
1.
Устный счет.
1.Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2. Найдите сумму. (8)
2. Уменьшите 9 на 3. (6)
3. На сколько 5 меньше 9? (4)
4. Увеличьте 1 на 8. (9)
5. Уменьшаемое 5, вычитаемое 3. Вычислите разность.
-
На этом уроке мы с вами отправимся в гости к гномам. Эти маленькие
существа очень любят математику. Ведь математика – царица всех наук, и
тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и
станет находчивым, сообразительным, научиться логически мыслить и
находить выход из любой ситуации.
(Звучит аудиозапись на английском языке)
-Ребята, кто понял, что сказал гном? Что будем делать?
(Узнаем перевод у учителя английского языка по видеосвязи)
-Гномик Смельчак приготовил нам задания.
2. Состав числа (интерактивная доска)
3.
Логические задачи.
1. Какой домик нужно вставить в пустой квадрат?
2. У крышки стола 4 угла. Сколько останется углов, если 1 угол
отпилить?
3. Сколько зайцев в корзине? Почему ты так решил?
1
4. Плитку шоколада разделили на 7 частей. Лена съела 2 части, Вася
2 части. Какая часть шоколада осталась: большая или меньшая?
- Молодцы, ребята. Вы успешно справились с заданием гнома
Смельчака. И мы отправляемся дальше в путь.
Физкультминутка для глаз.
ОТКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!
III. Постановка проблемы.
У детей на столах геометрический материал.
-Возьмите 2 треугольника. Сложите из них новую фигуру. Что у вас
получилось? (Квадрат или большой треугольник)
-Из чего состоят ваши целые фигуры? (Из частей, из треугольников)
-Возьмите квадрат и 4 треугольника. Сложите новую фигуру (У детей
получатся разные фигуры).
-Что мы сейчас делали? (Из фигур составляли новые фигуры)
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке (Части фигур)
IV. Закрепление и систематизация знаний.
(Звучит аудиозапись на башкирском языке)
-Ребята, кто понял, что сказал гном? Что будем делать?
(Узнаем перевод у учителя башкирского языка по видеосвязи)
-Откройте, пожалуйста, учебник-тетрадь на с. 26.
(Повторить правила посадки при письме)
1.
Работа по учебнику
-Какая геометрическая фигура изображена под цифрой 1? (Квадрат)
-Как ее назвали? (Буквой к)
-Что в квадрате обозначают буквы а и б? (Это части)
-Прочитайте и объясните первое выражение. (Сложили две части и
получили целое к)
-Что запишем во второй строке? (Поменяем части местами)
Посмотрите на третью строку. Чему равна разность? Докажите. (Из
целого к вычесть часть а – получим вторую часть б)
-Что напишем в четвертой строке? (к-б=а)
-Второе задание выполните самостоятельно. (Проверка по образцу на
доске).
№6 с. 27
-Что представляет собой целая фигура? (Треугольник)
- Из скольких частей состоит большой треугольник?
-Назовите эти части.
-Как найти целое, части?
2
-Вставьте пропущенные буквы
(Фронтальная работа с комментированием)
ОТКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!
Физкультминутка
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони)
Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал:
Прыг-скок, ква-ква! (прыгаем)
И на стрекозе летал: (машем руками)
Ух, высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс и потопать на месте)
Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
2.
Конструирование фигур (работа со счетными палочками).
(Звучит аудиозапись на немецком языке)
-Ребята, кто понял, что сказал гном? Что будем делать?
(Узнаем перевод у учителя немецкого языка по видеосвязи)
- Гном Молчун предлагает вам поработать со счетными палочками.
- Выложите 3 квадрата по образцу.
- Переложите 2 палочки так, чтобы получился один большой квадрат и
один маленький.
3
- Добавьте 2 палочки так, чтобы квадрат разделился на 4 маленьких.
- Переложите 3 палочки так, чтобы получилось 3 квадрата.
IV. Рефлексия.
- Оцените свои достижения на уроке.
-У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который
соответствует вашему настроению.
Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен
собой.
Простой - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне
было трудно, но я справился.
Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна
помощь!
V. Подведение итогов урока
-Что мы делали сегодня на уроке?
-Чему вы научились?
-Какое задание понравилось выполнять?
- Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие. Я говорю
вам всем сегодня: «Молодцы! Спасибо за урок!»
4