Напоминание

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя центра социальной помощи семье и детям


Автор: Раецкая Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ "ЦСПСиД Томского района"
Населённый пункт: Томская область Томский район село Октябрьское
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя центра социальной помощи семье и детям
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя

центра социальной помощи семье и детям

Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий

эффективности инновационной деятельности центров социальной помощи семье и детям.

Ряд изменений, которые происходят в нашей стране в последнее десятилетие, заставляет

воспитателей и специалистов центров работать и вносить в свою работу ряд серьезных

изменений в обучение и воспитание детей:

- обновлять содержание коррекционно - развивающих программ;

- внедрять новые педагогические технологии, обеспечивающие развитие личности.

Педагогические технологии, которые используются в работе, направлены на

решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно

работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего

труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Центр социальной помощи семье и детям - особое учреждение, которое должно

стать не просто местом адаптации и самоутверждения детей, а пространством

разнообразных форм общения.

Роль воспитателя должна заключаться в организации естественных видов

деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой

взаимоотношений в этой деятельности.

Целью педагогической деятельности в данном учреждении является создание

условий для успешной коррекции и реабилитации детей, оказавшихся в трудной

жизненной ситуации, оказание им помощи в жизненном самоопределении, адаптации в

обществе.

Отсутствие в учреждении четкой регламентации деятельности участников

реабилитационного процесса, комфортность условий для творческого и индивидуального

развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают

благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в

практику их деятельности.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

Личностно-ориентированное обучение;

Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация

обучения).

Коллективный способ обучения.

Технология КТД;

Проблемное обучение;

Коммуникативная технология;

Технология программированного обучения;

Игровые технологии;

Технологии развивающего обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения сочетает обучение (нормативно-

сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не

формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка

на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Задача воспитателя – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности

каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого

ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого воспитанника составляется

индивидуальная карта развития в соответствии с его возрастом, где фиксируется уровень

актуального развития ребенка и намечается зона ближайшего развития. В технологии

личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы –

индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой

технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при

которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются

приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в

определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей

технологией.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в центре

социальной помощи – со стороны самого воспитанника, потому что он идет заниматься в

то направление, которое ему интересно.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет

адаптировать содержание, методы, формы к индивидуальным особенностям каждого

воспитанника, следить за его продвижением в развитии, вносить необходимую

коррекцию. Это позволяет ребенку работать в меру своих сил и возможностей,

контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении и воспитании.

Групповые технологии.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию,

общение, взаимопонимание, взаимопомощь.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос;

общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные

занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что группа делится на подгруппы

для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы

был виден вклад каждого воспитанника. Состав группы может меняться в зависимости от

цели деятельности.

Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

- одновременная работа со всей группой;

- работа в парах;

- групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы воспитатель выполняет различные функции: контролирует,

отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит

каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать самостоятельность и

коммуникативность.

Групповая технология складывается из следующих элементов:

- постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;

- планирование работы в группах;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение результатов;

- сообщение о результатах;

- подведение итогов, общий вывод о достижениях.

В основе технологии лежат организационные принципы:

- социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

- сотрудничество детей и взрослых;

- творчество.

Цели технологии:

- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной

творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать

(изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т. п.)

- воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации

социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных

ситуациях.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых,

при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении

и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и

самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование.

Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение

людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных

практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп

направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод

обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка,

награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов создаются портфолио,

где сохраняются достижения и успехи.

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как

творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают

потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности

человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

Познавательные дела: вечер весёлых идей, путешествие, вечер разгаданных и

неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс–

конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир – викторина, турнир

знатоков, устный журнал.

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у

воспитанников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного,

целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость

ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Художественные дела: кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир

знатоков поэзии.

Спортивные дела: веселые старты, эстафеты.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими

деятельность воспитанников. В их основу положена педагогическая игра как основной

вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

- по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные,

психологические);

- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные,

тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные,

творческие, коммуникативные и др.);

- по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и

др.).

Основные принципы игровых технологий:

- природо- и культуросообразность;

- умение моделировать, драматизировать;

- свобода деятельности;

- эмоциональная приподнятость;

- равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны:

- дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие

определенных умений и навыков;

- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности,

коммуникативности;

- развивающие: развитие качеств и структур личности;

- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности

методики проведения игр зависят от возраста.

В практической работе воспитатели часто используют готовые, хорошо проработанные

игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с

изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное

бедствие", "Путешествие во времени" и т. п. Особенностью таких занятий является

подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений.

Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо

действовать.

Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста

и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что

помогает воспитанникам ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию

решения в жизни.

Новые информационные технологии обучения

Новые информационные технологии– это технологии, использующие специальные

технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки

и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является

компьютер.

Цели новых информационных технологий:

- Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных

способностей.

- Подготовка личности «информационного общества».

- Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема материала, сколько

он может усвоить.

- Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные

решения.

- Концептуальные положения новых информационных технологий:

- Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям

ребенка.

- Диалоговый характер обучения.

- Взаимодействие воспитанника с компьютером может осуществляться по всем типам:

субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

- Поддержание у воспитанника состояния психологического комфорта при общении с

компьютером.

Заключение

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в

работе центра, направлены на то, чтобы:

- разбудить активность детей;

- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

- подвести эту деятельность к процессу творчества;

- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения и

воспитания. В условиях центра социальной помощи семье и детям, ребенок развивается,

участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения

инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении,

пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему

развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя

представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Таким образом, воспитатель при внедрении новой технологии в образовательный и

воспитательный процесс должен уметь:

- применять методы и приемы обучения и воспитания, используемые в данной

технологии;

- проводить и анализировать занятия, построенные по новой технологии;

- научить воспитанников новым методам работы;

- оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы

педагогической диагностики.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!