Автор: Раецкая Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ "ЦСПСиД Томского района"
Населённый пункт: Томская область Томский район село Октябрьское
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя центра социальной помощи семье и детям
Раздел: дошкольное образование
Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя
центра социальной помощи семье и детям
Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий
эффективности инновационной деятельности центров социальной помощи семье и детям.
Ряд изменений, которые происходят в нашей стране в последнее десятилетие, заставляет
воспитателей и специалистов центров работать и вносить в свою работу ряд серьезных
изменений в обучение и воспитание детей:
- обновлять содержание коррекционно - развивающих программ;
- внедрять новые педагогические технологии, обеспечивающие развитие личности.
Педагогические технологии, которые используются в работе, направлены на
решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно
работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего
труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Центр социальной помощи семье и детям - особое учреждение, которое должно
стать не просто местом адаптации и самоутверждения детей, а пространством
разнообразных форм общения.
Роль воспитателя должна заключаться в организации естественных видов
деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой
взаимоотношений в этой деятельности.
Целью педагогической деятельности в данном учреждении является создание
условий для успешной коррекции и реабилитации детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, оказание им помощи в жизненном самоопределении, адаптации в
обществе.
Отсутствие в учреждении четкой регламентации деятельности участников
реабилитационного процесса, комфортность условий для творческого и индивидуального
развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают
благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в
практику их деятельности.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
Личностно-ориентированное обучение;
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация
обучения).
Коллективный способ обучения.
Технология КТД;
Проблемное обучение;
Коммуникативная технология;
Технология программированного обучения;
Игровые технологии;
Технологии развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения сочетает обучение (нормативно-
сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не
формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка
на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Задача воспитателя – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности
каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого
ребенка.
В соответствии с данной технологией для каждого воспитанника составляется
индивидуальная карта развития в соответствии с его возрастом, где фиксируется уровень
актуального развития ребенка и намечается зона ближайшего развития. В технологии
личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы –
индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой
технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при
которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются
приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в
определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей
технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в центре
социальной помощи – со стороны самого воспитанника, потому что он идет заниматься в
то направление, которое ему интересно.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет
адаптировать содержание, методы, формы к индивидуальным особенностям каждого
воспитанника, следить за его продвижением в развитии, вносить необходимую
коррекцию. Это позволяет ребенку работать в меру своих сил и возможностей,
контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении и воспитании.
Групповые технологии.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию,
общение, взаимопонимание, взаимопомощь.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос;
общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные
занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что группа делится на подгруппы
для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы
был виден вклад каждого воспитанника. Состав группы может меняться в зависимости от
цели деятельности.
Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:
- одновременная работа со всей группой;
- работа в парах;
- групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы воспитатель выполняет различные функции: контролирует,
отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит
каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать самостоятельность и
коммуникативность.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
- постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
- планирование работы в группах;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение результатов;
- сообщение о результатах;
- подведение итогов, общий вывод о достижениях.
В основе технологии лежат организационные принципы:
- социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
- сотрудничество детей и взрослых;
- творчество.
Цели технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной
творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать
(изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т. п.)
- воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации
социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных
ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых,
при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении
и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и
самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование.
Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение
людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных
практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп
направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод
обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.
Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка,
награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов создаются портфолио,
где сохраняются достижения и успехи.
Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как
творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают
потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности
человека в самоутверждении, самовыражении, общении.
Познавательные дела: вечер весёлых идей, путешествие, вечер разгаданных и
неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс–
конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир – викторина, турнир
знатоков, устный журнал.
Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у
воспитанников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного,
целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость
ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
Художественные дела: кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир
знатоков поэзии.
Спортивные дела: веселые старты, эстафеты.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими
деятельность воспитанников. В их основу положена педагогическая игра как основной
вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
- по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные,
психологические);
- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные,
тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные,
творческие, коммуникативные и др.);
- по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и
др.).
Основные принципы игровых технологий:
- природо- и культуросообразность;
- умение моделировать, драматизировать;
- свобода деятельности;
- эмоциональная приподнятость;
- равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
- дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие
определенных умений и навыков;
- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности,
коммуникативности;
- развивающие: развитие качеств и структур личности;
- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности
методики проведения игр зависят от возраста.
В практической работе воспитатели часто используют готовые, хорошо проработанные
игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с
изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное
бедствие", "Путешествие во времени" и т. п. Особенностью таких занятий является
подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений.
Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо
действовать.
Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста
и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что
помогает воспитанникам ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию
решения в жизни.
Новые информационные технологии обучения
Новые информационные технологии– это технологии, использующие специальные
технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки
и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является
компьютер.
Цели новых информационных технологий:
- Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных
способностей.
- Подготовка личности «информационного общества».
- Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема материала, сколько
он может усвоить.
- Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные
решения.
- Концептуальные положения новых информационных технологий:
- Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям
ребенка.
- Диалоговый характер обучения.
- Взаимодействие воспитанника с компьютером может осуществляться по всем типам:
субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
- Поддержание у воспитанника состояния психологического комфорта при общении с
компьютером.
Заключение
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в
работе центра, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения и
воспитания. В условиях центра социальной помощи семье и детям, ребенок развивается,
участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения
инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении,
пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему
развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя
представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Таким образом, воспитатель при внедрении новой технологии в образовательный и
воспитательный процесс должен уметь:
- применять методы и приемы обучения и воспитания, используемые в данной
технологии;
- проводить и анализировать занятия, построенные по новой технологии;
- научить воспитанников новым методам работы;
- оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы
педагогической диагностики.