Напоминание

« Использование игровых технологий для коррекции нарушений развития и обучения детей с ТМНР»


Автор: Командина Нина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБСУСОССЗН
Населённый пункт: с.Серафимовский
Наименование материала: статья
Тема: « Использование игровых технологий для коррекции нарушений развития и обучения детей с ТМНР»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«

Использование игровых технологий для

коррекции нарушений развития и обучения детей

с ТМНР»

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости

и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Использование игры как метода обучения детей с тяжелыми и

множественными нарушениями развития.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии

ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не

исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность

ученика.

Ф. Фрёбель считает, что «игра есть высшая ступень детского развития,

развития человека этого периода; ведь она есть произвольное

изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной

необходимости и потребности, что выражается уже самим словом. Игра

порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с

миром».

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной

помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями

умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х)

не включались в специально организованную образовательно-развивающую

среду. В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи

детям с тяжелой умственной отсталостью. Федеральный государственный

образовательный стандарт начального образования для детей с ОВЗ

определяет достижение целей образовательной программы через основные

виды детской деятельности с учетом психофизиологических особенностей

ребенка и всех необходимых условий для индивидуального развития.

Разрабатываются новые организационные формы работы с данной

категорией детей, выявляются потенциальные способности этих детей к

учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в обществе.

Особенности восприятия детей с тяжелыми и множественными нарушениями

развития (ТМНР ) диктуют необходимость использовать большой объем

наглядного материала, а успешному образованию во многом способствуют,

кроме технических средств, специально подобранные формы, методы

обучения, основанные на индивидуальных возможностях и индивидуальных

образовательных потребностях обучающегося с ТМНР.

Я считаю, что привлечь ребенка с тяжелыми нарушениями интеллекта к

обучению и воспитанию возможно только через игровую деятельность. Так

как задачи, которые ставятся на первом этапе обучения, а именно: выработка

санитарно-гигиенических навыков; развитие моторики, предметно-

практической и игровой деятельности, развитие навыков самообслуживания,

развитие речи и познавательной деятельности, социально-коммуникативное

и физическое развитие и многие другие, доступны ребенку с ОВЗ через игру.

Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении

личности каждого ребенка.

Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций,

направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором

складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые

технологии имеют различную направленность:

1) дидактические – формирование определённых умений и навыков,

необходимых в практической деятельности;

2)

воспитывающие

воспитание

самостоятельности,

формирование

определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

3)

развивающие

развитие

внимания,

речи,

мышления,

рефлексии,

мотивации учебной деятельности;

4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества;

адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Понятие «игровые технологии» включает обширную группу приемов

организации педагогического процесса в форме разных педагогических

игр.

У детей с ТМНР оказываются несформированными даже элементарные

игровые действия. Сами они не обнаруживают потребности к игре, ни к

самому игровому процессу. Даже будучи включенным в игру он не

проявляет интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Ребёнок

действует пассивно, безразлично, не получая удовольствия от выполняемых

действий, только подчиняясь требованиям взрослого. Неустойчив интерес к

игрушкам, не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой.

Случайные раздражители быстро отвлекают его внимание, после чего игра

прекращается. Сами по себе игрушки не стимулируют ребёнка к началу

игры. Он не знает, особенно в начале обучения, как можно сними

действовать. Дети с ТМНР не могут осуществлять перенос действий с одной

игрушки на другую, сходную или аналогичную. Поэтому единственно

возможный способ овладения игровой деятельностью – их обучение.

Игровая деятельность должна происходить на всех видах уроков и

коррекционных занятий, что позволяет продвинуться в развитии.

Важным является подбор самой игры, она должна быть пригодна для

проведения с данным конкретным ребенком.

Главной задачей модификации игр является создание доступной,

понятной

и

посильной

для

ребенка

с

ТМНР

игры,

которая

будет

способствовать его развитию. Модификация игр проводится в соответствии с

одним из главных ее принципов – снижение уровня требований. Если

ребенок не может выполнить задание в предъявляемом варианте, педагог

упрощает и снижает требования до тех пор, пока не окажется на уровне

доступном ребенку. В некоторых случаях, когда ребенок справляется с

поставленной задачей, можно попробовать повысить уровень требований на

основе той же игры, попытаться сформировать у ребенка более сложные

игровые навыки.

Например, при построении башни из кубиков, чередовать кубики по

размеру, цвету. Если ребенок выполняет задание успешно, то в качестве

усложнения можно предложить ребенку использовать большее количество

кубиков или добавить кубики разного цвета, размера.

Как играть с пирамидками

Лучше всего подойдут самые простые пирамиды — крупные, с пятью-

шестью кольцами контрастных цветов, которые резко различаются по

размеру.

Отверстия в кольцах должны быть большими, чтобы ребёнок смог надеть

кольцо на стержень. Задача — побудить ребёнка самостоятельно снимать

кольца со стержня пирамидки и надевать их обратно.

Взрослый берёт в свои ладони руки ребёнка и проводит ими по пирамидке,

позволяет ребёнку осмотреть пирамидку со всех сторон. После этого

показывает, как правильно снимать кольца с пирамидки, чтобы она не упала:

аккуратным движением снизу вверх. Затем показывает, как надевать кольца

на пирамидку. Пока ребёнок не способен собирать пирамидку в правильном

порядке и будет делать это произвольно. На данном этапе главное, чтобы

ребёнок научился нанизывать на пирамидку кольца и снимать их.

Игры с пирамидкой:

1. Раскладывать колечки в ряд по увеличению или уменьшению размера.

2. Выкладывать колечки друг на друга в любом порядке. Построить самую

устойчивую башню (положить колечки по убыванию размера). Собирать

колечки от разных пирамидок и строить башню.

3. Выкладывать 2-4 колечка в порядке возрастания (убывания) размера и

предлагать ребёнку выбрать из оставшихся колечек подходящее для

продолжения цепочки. 4. Выкладывать последовательности, пропуская

колечко в середине. Ребёнок должен найти, какое колечко должно занять

пустое место.

5. Бросать колечки в корзинку. 6. Нанизывать колечки от пирамидки на

веревку. Привязывать колечко от пирамидки к веревке - ребёнок будет

стараться поймать раскачивающееся колечко. 7. На палочку от пирамидки

можно надевать маленькие резинки для волос.

8. Расселять матрешек по домикам (колечкам пирамидок) соответствующего

размера. Рассаживать бабочек разного размера на колечки-цветки, или по

соответствию цветов (зелёную бабочку на зелёное колечко и т.п.).

9. Нарисовать на колечках глаза, рот. Надеть колечко на палец и разыгрывать

кукольные представления (самое большое колечко папа, поменьше – мама и

т.п.)

Система предъявления материала должна быть доступна для ребенка.

Перегрузка информацией, действиями и огромным количеством этапов

делают многие игры непригодными для применения их относительно детей с

ТМНР. Педагогу следует структурировать содержание игры, то есть

избавиться от сложных многоэтажных действий и длинных фраз, которые

могут быть не понятны ребенку, могут сбить его с толку. Следует избегать

перенасыщения игры однообразными действиями, нужно постоянно увлекать

ребенка. В тоже время не следует забывать, что данные дети имеют очень

неустойчивый

эмоциональный

фон,

поэтому

так

же

не

желательно

перенасыщать игру яркими эмоциями, так как это может привести к

эмоциональной неадекватности детей. Вместе с этим обязательно нужно

переработать

инструкцию,

предъявляемую

ребенку.

Инструкция,

предназначенная нормально развивающимся детям, часто представляет собой

сообщение правил, которые распространяются на всю игру. Данный вариант

не пригоден для игр с детьми с ТМНР. Следует избегать длинных,

незнакомых слов. Предложения должны быть простыми, в них должно быть

четко сказано, что требуется от ребенка. Следует заметить, что речь должна

быть ласковой и эмоциональной. Ребенку во время игры необходимо

чувствовать искреннюю симпатию и заинтересованность педагога к нему. У

всех детей с ТМНР разный уровень самостоятельности, поэтому в процессе

игры педагогу приходится использовать различные способы взаимодействия

с ребенком (сопряженно, по подражанию, по образцу, по словесной

инструкции).

Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются

результатом искажения процесса сенсорного развития. У детей с ТМНР

имеются разнообразные сенсорные расстройства, что делает коррекционную

работу необходимой и проходящей через все виды деятельности. В качестве

тренировочного материала используют образцы цветной бумаги, ткани,

пирамиды, вкладыши, через игры «Собери лесенку по цвету», «Найди такой

же по цвету, размеру». Для развития зрительного восприятия и элементов

логического мышления можно использовать комплект геометрических

фигур, игру «геометрическая мозаика», игру «Какая фигура спряталась?»,

блоки Дьенеша (в игровой форме можно находить соответствующий этаж,

подъезд, где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие треугольной

формы и т.д.).

Для

коррекции

слухового

восприятия,

на

формирование

умения

вслушиваться, узнавание знакомых звуков и голосов, различение звуков и

голосов

по

громкости

можно

проводить

игры

и

упражнения

на

звукоподражание птицам, животным, людям. «Кто позвал?» - модуляция

голоса, «Что упало?» - (звон упавшей монеты, линейки и др., предметов,

которые в начале игры выставляются перед глазами ребенка).

Природная потребность в тактильных ощущениях велика, а в работе с

детьми с ТМНР просто незаменима. Для этого проводят игры и упражнения

«Найди такую же поверхность», «Волшебный мешочек» (достань мягкое,

круглое, колючее и т.д.). Материалы для тактильных игр могут быть самыми

разнообразными: листья, шишки, бумага, пуговицы, ткань, семена гороха,

фасоли и т.д. Хороший эффект дает использование массажных мячей, разных

по форме, упругости, фактуре поверхности. Мячи обеспечивают широкий

спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с

этими предметами.

При

ознакомлении

с

природой

необходимо

использовать

природный материал (листья, ветки, овощи, фрукты). Например, такие игры:

«Угадай, что это» с завязанными глазами ребёнок должен отгадать и назвать,

попробовав на вкус овощ или фрукт. «Собери все фрукты» или «Собери все

овощи», эти игры развлекают детей, развиваются вкусовые качества.

Игровые действия должны обязательно сопровождаться речью.

Особенно важны пальчиковые игры. Работа с пальчиковыми

играми многообразна и очень эффективна, эти игры решают целый ряд задач,

стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и

обучения. Характеризуя состояние мелкой моторики у детей с ТМНР можно

выделить следующие нарушения: слабость моторики пальцев и кистей рук;

-отклонения в координации движений

-медлительность и нечёткость движений

- нет согласованности в действиях обеих рук

-с большим трудом формируется техника письма

Для развития мелкой моторики можно использовать следующие

упражнения:

-удержание вложенного в руку предмета разной формы

-перекатывание карандаша

-перекладывание предмета из одной руки в другую

-бросание предмета в различные ёмкости

- сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча, ваты.

-рвать, разглаживать, комкать бумагу

-ощупывание, разминание, раскатывание пластилина, теста

-катание различных мячей в руках

-собирание пирамидки

-нанизывание колечек, бусинок

-рисование в воздухе.

-работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок,

крючков, замков разной величины;

-сортировка монет;

-перебор крупы;

-работа со спичками;

-шнуровка на специальных рамках, ботинок;

-завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

-игры с песком, водой;

-наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на

собственный палец (получается колечко или спираль);

-закручивание шурупов, гаек и т.д.

Для того чтобы игра была эффективным средством развития и

воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо

выполнение следующих условий:

1. Содержательные игры должны служить развитию и воспитанию.

Игры должны быть обязательно:

А)

эмоциональные

(чтобы

привлекали

ребенка,

доставляли

ему

удовольствие, радость);

Б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому,

что-то узнавать, решать, мыслить);

В) игры должны быть социально ориентированные.

2.

Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и

непринужденности.

3. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет служить развитию и

воспитанию

ребенка.

Ребенок

с

проблемами

в

развитии

получает

удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности. Однако,

несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций, игра

всегда приносит радость, удовольствие. Игра без радости перестает быть

игрой.

Таким образом, игра является движущей силой в развитии ребенка с

тяжелыми и множественными нарушениями развития и может

использоваться как один из основных методов обучения. Посильное участие

ребенка с проблемами в развитии в игре способствует его психическому,

интеллектуальному и физическому развитию. В игре дети учатся различать,

определять формы, величины знакомых предметов, их окраски, производить

сравнение; узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры,

формировать временные представления, а также пространственное

расположение (сенсорное развитие); развивать способности обобщения и

элементарного конструктивного мышления; развивать свою речь и обогащать

свой словарь. При этом учатся выполнять инструкции взрослого, общаться с

взрослыми и сверстниками, соблюдать принятые правила при игре. Именно в

игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни

в обществе полезные навыки.

А.С. Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет

и в работе, когда вырастет». Поэтому так много внимания на уроках

уделяю игровой деятельности, чтобы в дальнейшем ребенок с

ограниченными возможностями в развитии смог приспособится к жизни

в обществе, использовать свои возможности для социализации.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!