Напоминание

Формирование навыков понимания и антонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедической рабботы


Автор: Илларионова Ульяна Евгеньевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования"Аксиома"
Населённый пункт: Каменск-Уральский
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование навыков понимания и антонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедической рабботы
Дата публикации: 20.02.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ

АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация: в статье представлены анализ особенностей понимания

и употребления в речи антонимов детьми старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи, а также описание специфики коррекционно

– логопедической работы по формированию указанных навыков и ее

результатов.

Ключевые

слова:

лексическая

сторона

речи,

антонимы,

дошкольники с общим недоразвитием речи,

навыки понимания и

употребления антонимов дошкольниками с ОНР.

Annotation:

the article presents an analysis of the features of

understanding and use in the speech of antonyms by children of senior preschool

age with general speech underdevelopment, as well as a description of the

specificity of the corrective - speech therapy work on the formation of these

skills and its results.

Key words: lexical side of speech, antonyms, preschool children with

general speech underdevelopment, skills of understanding and use of antonyms

by preschoolers with general speech underdevelopment.

Формирование лексической стороны речи занимает определённое

место в развитии речи ребёнка и является важнейшим условием его

полноценного общего развития, так как язык и речь выполняют ведущую

функцию в развитии речевого общения и мышления, в планировании и

организации деятельности ребёнка и в появлении важнейших психических

процессов, таких как память, восприятие, эмоции [1]. Также, лексическая

сторона речи является началом, которое обеспечивает использование

других языковых средств, а именно фонетических и грамматических в

связной речи.

Следует отметить, что одним из аспектов успешного развития

лексической стороны речи у детей является формирование навыков

понимания и употребления антонимов.

Для формирования понимания и употребления антонимов наиболее

благоприятен дошкольный возраст, который является сензитивным для

развития умений лексически верно оформлять высказывания.

К настоящему времени проделана колоссальная работа по изучению

природы и специфики антонимии; об особенностях развития словаря

антонимов; определению методов исследования словаря детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Рядом

авторов (В.В. Гербова, А.П. Иваненко, А.А. Смага, В.И. Логинова, Ю.С.

Ляховская, Е.М. Струнина, В.И. Яшина, О.С. Ушакова) отмечено, что

умение дошкольников пользоваться антонимами в речи относится к числу

трудных навыков, формируемых медленно и требующих организации

систематической работы по лексическому развитию [1, 2, 3, 4].

Также авторы (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Н. С. Жукова)

указывают на то, что выполнение заданий на подбор антонимов вызывают

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III

уровня значительные трудности, так как у них объема словаря ограничен,

правильный поиск слова не осуществляется поскольку у ребенка не

сформирован и не систематизирован определенный антонимический ряд

[5].

Несмотря на весь богатый опыт, проблема формирования навыка

понимания и употребления антонимов у детей старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи III уровня не является досконально

изученной и занимает важнейшее место в современной логопедии.

Актуальность темы обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-

первых, трудностью понимания и употребления антонимов ребенком, а

затем

значимостью данной

проблемы для дальнейшего школьного

обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Во-

вторых, недостаточным уровнем разработанности методик для изучения

слов

с

противоположными

значениями,

так

и

малой

степенью

использования

приемов

работы

с

антонимами

в

дошкольных

образовательных учреждениях.

Прежде чем приступить к рассмотрению результатов коррекционно –

логопедической

работы,

направленной

на

формирование

навыков

понимания и употребления антонимов, необходимо указать результаты

диагностики, целью которой явилось выявление особенностей понимания

и употребления антонимов старшими дошкольниками с речевой нормой и

ОНР III уровня.

Базой

для

проведения

опытно

экспериментальной

работы

выступило МАДОУ «Детский сад № 267» г. Барнаула. Опытно –

экспериментальная работа проводилась с участием 10 детей с общим

недоразвитием речи в возрасте и 10 детей с речевой нормой от 5 до 7 лет.

Для выявления особенностей понимания и употребления антонимов

детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III

уровня

нами была использована методика В. В. Коваленко, С. В.

Коваленко,

способствующая выявлению

особенностей понимания и

употребления данной лингвистической категории у детей старшего

дошкольного возраста, а также адаптированная методика на базе методики

психолого-логопедического обследования речи Г.А. Волковой, которая

наиболее информативно показывает уровень сформированности лексики

антонимов.

Анализ

и

интерпретация

полученных

результатов,

позволяет

сформулировать следующие выводы.

У детей с общим недоразвитием речи III

уровня отмечаются

нарушения понимания слов с противоположным значением. Хоть и с

наглядной опорой результаты намного выше, испытуемые, выделяя

антонимы из набора слов, смешивают их, не вычленяют нужные слова и из

предложений.

Оценивая особенности употребления антонимов детьми данной

категории, нами также были выявлены значительные отклонения от

нормы. У детей с общим недоразвитием речи наблюдался разнообразный

характер ошибок при подборе антонимов к отдельным словам, так и при их

использовании в словосочетаниях и предложениях. Вместо слов с

противоположным значением испытуемые чаще всего подбирали слова, но

другой части речи, например, «холодный» - «горячее», «горе» - «весело»,

использовали слова – стимулы с частицей «не», например, «бежит» - «не

бежит», «далеко» - «не далеко», а также применяли формы слова стимула,

например, «плачет» - «плакать». Наиболее частой ошибкой детей был

подбор словосочетаний, ситуативно близких к исходному стимулу,

например, «свежие яблоки» - «новые яблоки», «ясная погода» - «солнечная

погода», а также использование синонимов, а не антонимов, например,

«тупой» - «глупый», «большой» - «огромный». На наш взгляд, все это

обусловлено

недостаточной

активностью

процесса

поиска

слов

и

ограниченностью объема словаря, что затрудняет как выбор, так и подбор

нужного слова.

По результатам исследования мы выявили, что понимание и

употребление антонимов детьми старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи III уровня имеет ряд особенностей. А именно, вместо

антонимов дети подбирают: синонимы; слова – стимулы с частицей «не»;

слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части

речи / другой части речи; слова ситуативно близкие исходному слову.

Нужно отметить, что как у испытуемых с нормой развития, так и у

детей с общим недоразвитием речи III уровня были отмечены недостатки

понимания и употребления антонимов, но у дошкольников с ОНР III

уровня, имеющих низкий уровень сформироованности указанных навыков

значительно больше. К тому же, высокого уровня сформированности у

испытуемых данной категории, в основном, выявлено не было, в отличии

от детей с нормой развития.

Анализ результатов указывает на необходимость в проведении

коррекционно – логопедической работы, направленной на исправление

выявленных особенностей понимания и употребления антонимов.

С

учетом

полученных

данных

была

разработана

система

коррекционно – логопедических занятий, направленных на формирование

навыков понимания и употребления антонимов у детей с указанной

речевой патологией. Формирование навыков понимания и употребления

антонимов

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

общим

недоразвитием

речи

осуществлялось

с

учетом

закономерностей

нормального онтогенеза, взаимодействия развитии лексики в целом,

морфологической и синтаксической системы языка.

При проведении коррекционно – логопедической работы нами был

соблюден ряд условий: непрерывность и систематичность коррекционного

воздействия; включение в работу всех участников коррекционного

процесса; учет в процессе коррекционно-логопедического воздействия

индивидуальных особенностей дошкольников с общим недоразвитием

речи

III

уровня;

использование

альбома,

в

котором

будут

систематизированы

предъявляемые

упражнения,

направленные

на

формирование

навыков

понимания

и

употребления

антонимов,

составленной в соответствии с требованиями программы коррекционной

работы с данной категорией детей и календарно – тематическим планом.

При реализации коррекционно – логопедической работы мы также

учли ряд факторов: возраст испытуемых преобладание у испытуемых

наглядно – образного типа мышления, что в свою очередь, обусловило

использование на коррекционно – логопедических занятиях различных

наглядных методов.

Структура

коррекционно

логопедических

занятий

по

формированию

навыков

понимания

и

употребления

антонимов

дошкольниками с ОНР III уровня включала в себя 4 этапа.

1 этап – организационный момент. Цель: установление контакта с

детьми, а также на активизацию психических процессов, с использованием

игр и упражнений, выступающих базой для формирования навыков

понимания и употребления антонимов.

2 этап – повторение ранее изученного материала. На данном этапе

происходила актуализация знаний, умений и навыков, полученных на

предыдущих занятиях. В дополнении к этому осуществлялась проверка

домашнего задания.

3 этап – основной. Цель: развитие произносительной стороны речи,

лексико – грамматической стороны речи, связной речи и упражнения,

направленные н формирование навыков понимания и употребления

антонимов.

4 этап – заключительный. Цель: закрепление полученных в ходе

занятия знаний, умений, навыков, оценка работы испытуемых на занятии.

Спецификой коррекционно – логопедических занятий являлось

использование

альбома

в

процессе

работы

над

вышеуказанными

навыками. Каждый испытуемый был обеспечен индивидуальной тетрадью,

которой в течении занятия пользовался. Все упражнения в альбоме

соответствовали календарно – тематическому плану учреждения, для

каждой

лексической

темы

предусматривались

упражнения

как

на

формирование навыка понимания антонимов, так и на формирование

навыка употребления указанной лексической категории. Дети работали по

инструкции.

По

окончанию

логопедического

занятия

в

журнале

взаимодействия

логопеда

и

воспитателя

нами

были

отмечены

те

упражнения,

над

которыми

возникала

необходимость

поработать.

Воспитателям предоставляли упражнения на формирование навыков

понимания и употребления антонимов для их отработки во время

коррекционных мероприятий в группе. Также, различные упражнения

были рекомендованы для выполнения дома. На каждом логопедическом

занятии было выделено время на проверку домашнего задания. В конце

занятия нами проводилась оценка работы испытуемых.

В рамках итогово – описательного этапа проведено повторное

сравнительное

исследование,

осуществлялась

оценка

эффективности

проведенной работы, сформированы основные выводы по работе.

Оценка

и

интерпретация

полученных

результатов,

позволяет

сформулировать следующие выводы.

У большинства детей с общим недоразвитием речи III

уровня

значительно повысился уровень понимания слов с противоположным

значением. С наглядной опорой дети находили нужные антонимы почти

безошибочно. Если сравнивать получившиеся данные с результатами

первой диагностики, то можно отметить, что после коррекционно –

логопедической работы испытуемые смогли выделить в несколько раз

больше антонимов из набора слов и из предложений.

Оценивая особенности употребления антонимов детьми данной

категории, нами также были выявлены значительные улучшения. У детей с

общим недоразвитием речи стало меньше ошибок при подборе антонимов

к отдельным словам, так и при их использовании в словосочетаниях и

предложениях. Дети иногда все же использовали слова – стимулы с

частицей «не», а также, в редких случаях, применяли формы слова

стимула. Наиболее частыми ошибками детей также остался подбор

словосочетаний, ситуативно близких к исходному стимулу, а также

использование синонимов, а не антонимов, но их стало значительно

меньше.

Таким образом можно сделать вывод, что реализация разработанной

системы коррекционно – логопедической работы, направленной на

формирование навыков понимания и употребления антонимов у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, а также использование

альбом в

процессе логопедических занятий,

позволило

достигнуть

положительной динамики, о которой свидетельствуют результаты.

Библиографический список:

1.

Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи

детей дошкольного возраста [Текст] / М. М. Алексеева, В. Л. Яшина.

– М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 560 с.

2.

Леонтьев, А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность [Текст] / А. А.

Леонтьев. – М.: Красанд, 2010. – 216 с.

3.

Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] /

С. Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2000. – 240 с.

4.

Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте[Текст] / Д. Б.

Эльконин. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 115 с.

5.

Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников

[Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2001. –

160 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!