Напоминание

Возрастные аспекты формирования здорового образа жизни


Автор: Дронов Андрей Александрович
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные аспекты формирования здорового образа жизни
Раздел: среднее образование





Назад




Возрастные аспекты формирования здорового образа жизни

Дронов А.А.

«Чтобы стать здоровым, нужны

собственные усилия,

постоянные и значительные»

Н.М. Амосов

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и

всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы

желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог

полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши

планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а

если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно

сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и

активную жизнь

Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу.

. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного

центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными

отклонениями составляют 24 — 36 %, а с хроническими заболеваниями - 55,4 -

73,4 % . Это свидетельствует о том, что у детей и подростков на возрастном

отрезке 7-17 лет происходит формирование преимущественно выраженных

форм патологии. За последний десятилетний период наиболее заметно возрос

уровень болезней органов систем пищеварения, нервной системы, ЛОР -

органов, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы [1].

Сократ справедливо указывал, что здоровье - не все, но все без здоровья -

ничего. Вместе с тем, становится очевидным, что усилиями только медиков не

удается справиться с обвалом патологий, которые обрушились на нынешнее

поколение. Необходимы другие, принципиально новые подходы, но при

сохранении всего лучшего, что накоплено в стране в области предупреждения и

лечения заболеваний.

Цель школы - просвещение здоровья и здорового образа жизни. Главная

задача –создание условий для сохранения и укрепления здоровья. Что следует

понимать под здоровьем?

Здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов.

Основными аспектами здоровья являются:

физический – уровень физического развития, степень саморегуляции

органов и систем, наличие резервных возможностей организма;

психический – уровень развития психических процессов, степень

регуляции деятельности морально-волевой сферы;

Социальный – степень социальной адаптации человека в обществе,

наличие предпосылок для всесторонней и долговременной активности в

социуме.

Здоровье ученика - это такое психофизическое и духовное состояние

учащегося,

которое

обеспечивает

ему

достаточно

высокий

уровень

интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности

к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20 % от состояния

окружающей среды, на 7-10 %от медицины и на 50-53% от индивидуального

образа жизни, который формируется микросредой и системой образования [2].

Здоровый

образ

жизни

человека,

его

способность

сохранять

соответствующие

возрасту

и

полу

психическую

и

физиологическую

устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды и

создавать собственными силами факторы, способствующие сохранению и

укреплению собственного психофизического благополучия. Природа снабдила

от рождения организм человека способностью саморегуляции и поддержанию

жизни с большим запасом прочности, дальнейшая его жизнь будет зависеть от

того, как он распорядится природным даром, а именно от его образа жизни.

Образ

жизни

как

система

складывается

из

комплекса

основных

взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов:

культуры питания,

культуры движения и дыхания,

культуры общения и мышления,

культуры личной гигиены

культуры закалки-тренировки тела и духа.

Рассмотрим формы и методы формирования здорового образа жизни

подростков. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

определяют высокую чувствительность растущего организма к комплексу

неблагоприятных

социальных,

экологических

факторов,

нарушений

гигиенических условий обучения, воспитания, труда, негативных стереотипов

поведения. Именно на этом этапе развития наиболее высок риск реализации

наследственно обусловленной предрасположенности к нарушениям здоровья.

На формирование отклонений в состоянии здоровья подростков существенное

влияние оказывают факторы биологического риска, условия окружающей

среды, социально-гигиенические условия, а также отсутствие психологических

установок на здоровый образ жизни [3].

В то же время хорошо известно, что именно в подростковом возрасте у

человека начинает активно формироваться индивидуальный образ жизни, от

которого в будущем в значительной степени зависит его здоровье. Поэтому

именно в период взросления человека важно мотивировать и научить его

укреплять собственный организм, правильно управлять своей психикой.

Главной задачей взрослых является помощь старшему подростку в поиске

позитивной перспективы в жизни. Это помогает в профилактике появления

алкогольной и наркотической зависимостей.

Работая в основной и старшей школе, придерживаюсь принципов:

избегать «навязывания» учащимся готовых оценок и нормативов.

основное внимание следует уделять созданию условий, стимулирующих

активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу

различных позиций,

использовать формы и методы, обеспечивающие самим учащимся роль

ведущих, организаторов работы;

основной акцент следует делать на наиболее значимых для школьника

факторах.

Для этого применяю интерактивные методы и приемы:

проектная деятельность (защита проектов « Мы за здоровый образ

жизни»);

диалоговые методы (урок-беседа « Жить или курить?» в 6 классе при

изучении темы « Проценты», диспут « Мода и здоровье» в 8классе);

игровые методы и приемы (урок-соревнование в 5 классе) «Математика

плюс профилактика» при изучении действий над десятичными дробями,

ролевые игры , например « Суд над сигаретой» в 8 классе , спортивные

соревнования и игры);

групповая работа (однодневный поход по родному краю, экскурсии по

историческим местам Белгородчины»

тренинги ( профилактика вредных привычек « Как уберечься от беды?»).

Система здоровьесберегающей работы на уроке, нетрадиционные уроки,

уроки

с

использованием

информационных

технологий

способствуют

успешной учебной деятельности и формированию здорового образа жизни.

Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей.

Литература:

1.

Основы

гигиены

и

санитарии:

Колесов

Д.В.;

Маш

Р.Д.-М.:

Просвещение,1998-192 с.

2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. Для

учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.И.

Мишин, П.В. Ижевский; -М.: Просвещение,2001.-160 с.

3.

Вопросы возрастной физиологии А.А.Маркосян, М. «Просвещение», 2002

– 202 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!