Автор: Дронов Андрей Александрович
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные аспекты формирования здорового образа жизни
Раздел: среднее образование
Возрастные аспекты формирования здорового образа жизни
Дронов А.А.
«Чтобы стать здоровым, нужны
собственные усилия,
постоянные и значительные»
Н.М. Амосов
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и
всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы
желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши
планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а
если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно
сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и
активную жизнь
Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу.
. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного
центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными
отклонениями составляют 24 — 36 %, а с хроническими заболеваниями - 55,4 -
73,4 % . Это свидетельствует о том, что у детей и подростков на возрастном
отрезке 7-17 лет происходит формирование преимущественно выраженных
форм патологии. За последний десятилетний период наиболее заметно возрос
уровень болезней органов систем пищеварения, нервной системы, ЛОР -
органов, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы [1].
Сократ справедливо указывал, что здоровье - не все, но все без здоровья -
ничего. Вместе с тем, становится очевидным, что усилиями только медиков не
удается справиться с обвалом патологий, которые обрушились на нынешнее
поколение. Необходимы другие, принципиально новые подходы, но при
сохранении всего лучшего, что накоплено в стране в области предупреждения и
лечения заболеваний.
Цель школы - просвещение здоровья и здорового образа жизни. Главная
задача –создание условий для сохранения и укрепления здоровья. Что следует
понимать под здоровьем?
Здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов.
Основными аспектами здоровья являются:
•
физический – уровень физического развития, степень саморегуляции
органов и систем, наличие резервных возможностей организма;
•
психический – уровень развития психических процессов, степень
регуляции деятельности морально-волевой сферы;
•
Социальный – степень социальной адаптации человека в обществе,
наличие предпосылок для всесторонней и долговременной активности в
социуме.
Здоровье ученика - это такое психофизическое и духовное состояние
учащегося,
которое
обеспечивает
ему
достаточно
высокий
уровень
интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности
к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.
Здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20 % от состояния
окружающей среды, на 7-10 %от медицины и на 50-53% от индивидуального
образа жизни, который формируется микросредой и системой образования [2].
Здоровый
образ
жизни
человека,
его
способность
сохранять
соответствующие
возрасту
и
полу
психическую
и
физиологическую
устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды и
создавать собственными силами факторы, способствующие сохранению и
укреплению собственного психофизического благополучия. Природа снабдила
от рождения организм человека способностью саморегуляции и поддержанию
жизни с большим запасом прочности, дальнейшая его жизнь будет зависеть от
того, как он распорядится природным даром, а именно от его образа жизни.
Образ
жизни
как
система
складывается
из
комплекса
основных
взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов:
•
культуры питания,
•
культуры движения и дыхания,
•
культуры общения и мышления,
•
культуры личной гигиены
•
культуры закалки-тренировки тела и духа.
Рассмотрим формы и методы формирования здорового образа жизни
подростков. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста
определяют высокую чувствительность растущего организма к комплексу
неблагоприятных
социальных,
экологических
факторов,
нарушений
гигиенических условий обучения, воспитания, труда, негативных стереотипов
поведения. Именно на этом этапе развития наиболее высок риск реализации
наследственно обусловленной предрасположенности к нарушениям здоровья.
На формирование отклонений в состоянии здоровья подростков существенное
влияние оказывают факторы биологического риска, условия окружающей
среды, социально-гигиенические условия, а также отсутствие психологических
установок на здоровый образ жизни [3].
В то же время хорошо известно, что именно в подростковом возрасте у
человека начинает активно формироваться индивидуальный образ жизни, от
которого в будущем в значительной степени зависит его здоровье. Поэтому
именно в период взросления человека важно мотивировать и научить его
укреплять собственный организм, правильно управлять своей психикой.
Главной задачей взрослых является помощь старшему подростку в поиске
позитивной перспективы в жизни. Это помогает в профилактике появления
алкогольной и наркотической зависимостей.
Работая в основной и старшей школе, придерживаюсь принципов:
•
избегать «навязывания» учащимся готовых оценок и нормативов.
•
основное внимание следует уделять созданию условий, стимулирующих
активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу
различных позиций,
•
использовать формы и методы, обеспечивающие самим учащимся роль
ведущих, организаторов работы;
основной акцент следует делать на наиболее значимых для школьника
факторах.
Для этого применяю интерактивные методы и приемы:
•
проектная деятельность (защита проектов « Мы за здоровый образ
жизни»);
•
диалоговые методы (урок-беседа « Жить или курить?» в 6 классе при
изучении темы « Проценты», диспут « Мода и здоровье» в 8классе);
•
игровые методы и приемы (урок-соревнование в 5 классе) «Математика
плюс профилактика» при изучении действий над десятичными дробями,
ролевые игры , например « Суд над сигаретой» в 8 классе , спортивные
соревнования и игры);
•
групповая работа (однодневный поход по родному краю, экскурсии по
историческим местам Белгородчины»
•
тренинги ( профилактика вредных привычек « Как уберечься от беды?»).
Система здоровьесберегающей работы на уроке, нетрадиционные уроки,
уроки
с
использованием
информационных
технологий
способствуют
успешной учебной деятельности и формированию здорового образа жизни.
Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей.
Литература:
1.
Основы
гигиены
и
санитарии:
Колесов
Д.В.;
Маш
Р.Д.-М.:
Просвещение,1998-192 с.
2.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. Для
учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.И.
Мишин, П.В. Ижевский; -М.: Просвещение,2001.-160 с.
3.
Вопросы возрастной физиологии А.А.Маркосян, М. «Просвещение», 2002
– 202 с.