Отклонения в речевом развитии детей и пути их решения.
Автор: Никитина Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: статья Тема: Отклонения в речевом развитии детей и пути их решения. Раздел: дошкольное образование
Отклонения в речевом развитии детей и пути их решения.
Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев.
В.А.Сухомлинский
К сожалению, в настоящее время число детей, имеющих отклонения в
речевом развитии значительно увеличилось. Существуют несколько причин
задержки развития речи, это: недостаточное внимание к ребенку, неправильное
воспитание или его отсутствие, хронические заболевания, родовые травмы,
слабый иммунитет. Все эти факторы оказывают неблагоприятное влияние на
общее развитие малыша, и, конечно же, в первую очередь на несвоевременное
развитие речи.
Немаловажен социальный фактор, каждый ребёнок от природы имеет
способности к усвоению норм родного языка, и только в процессе общения с
близкими людьми формируется правильная речь. Но многие дети в наше время
не получают должного общения с окружающими, что ведёт к неспособности
усвоения речи.
Но причиной задержки развития речи может быть нарушение
физиологических процессов. К ним можно отнести различные болезни,
перенесённые инфекционные заболевания, травмы, результатом которых могут
быть нарушения деятельности разных отделов мозга. Следствием таких
нарушений бывает нарушение зрения, слуха, развития речи и задержка в
психическом развитии.
Можно сказать, что на первом году жизни правильное развитие речи в
основном зависит от развития моторики. Неумение ходить, сидеть, производить
различные действия руками является следствием нарушения в формировании
двигательных
навыков.
Также
страдает
и
подвижность
артикуляционных
органов, к которым относятся нижняя челюсть, язык, щёки и губы. У таких
деток часто наблюдается дефект речи, кроме этого у таких деток наблюдаются
отклонения в мелкой моторике (пальцы рук малоподвижны, из – за чего ребенок
долго не может научится правильно держать ложку или карандаш, не умеют
застегивать пуговицы и завязывать шнурки.) Слабую, неокрепшую руку ребенка
можно
и
необходимо
развивать.
Изготовление
поделок
из
различных
материалов требует от ребенка ловких движений. Детская рука постепенно
приобретает
уверенность,
точность,
пальцы
становятся
гибкими
и
послушными.
Способствуя развитию мелкой моторики рук, мы способствуем общему
развитию
ребёнка.
В
занятиях,
полезных
для
развития
мелких
и
точных
движений рук, от задействованных мышц импульсы поступают в мозг. Это
стимулирует центральную нервную систему и способствует ее развитию. В
двигательной
области
коры
головного
мозга
находится
большое
скопление
клеток,
управляющих
рукой,
пальцами.
Эта
область
коры
головного
мозга
расположена рядом с речевой областью. Такое соседство дает возможность
оказывать влияние на развитие речи через тренировку движений пальцев рук.
И.П.Павлов говорил: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим
формирование
речевых
«центров»
в
обоих
полушариях
дает
человеку
преимущества
и
в
интеллектуальном
развитии,
поскольку
речь
теснейшим
образом связана с мышлением». Таким образом, формируя и совершенствуя
мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию
психических процессов, речи, интеллекта ребенка.
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом
посредством
родного
языка. Важно различать понимание речи (пассивный
словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь)
Основными задачами первых лет жизни являются: расширение понимания
речи взрослых и формирование активного словаря ребенка. Это необходимо,
потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает
свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем
усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями.
Огромное
значение
в
развитии
детской
и
в
будущем
письменной
речи
ребенка имеет развитие ручной и пальцевой моторики. Давно доказано, что
уровень развития речи детей зависит от степени развития движений пальцев
рук.
В
основном
дети
любят
рисовать,
лепить,
вырезать
и
наклеивать,
конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им
понравилось, что вызвало у них интерес. Для того, чтобы сконструировать
какой - то предмет, предварительно нужно с ним познакомится, запомнить его
форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Большой частью
дети создают работы по представлению или по памяти. Формируются эти
представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в
играх, на прогулках. О многом дети узнают из рассказов, из художественной
литературы. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного
развития
детей.
Чем
богаче
и
правильнее
у
ребенка
речь,
тем
легче
ему
высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками
и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из
сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе правильной речи.
А
для того, чтобы звукопроизношение стало «чище» нужно с ребёнком заниматься
артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
Подробнее
остановимся
на
пальчиковой
гимнастике. Традиционно
пальчиковая гимнастика проводится в сочетании движений с речью. Сочетание
движений пальцев с речевым сопровождением в стихотворной форме обладает
рядом
преимуществ:
речь
ритмизуется,
делается
более
громкой,
четкой
и
эмоциональной, наличие рифмы позитивно влияет на слуховое восприятие. В
ходе таких занятий детям предлагается «конструировать» из пальцев различные
объекты и предметы. Дети изображают зайцев, собак, птиц и многое другое.
Такая необычная игровая деятельность у детей вызывает ярко выраженный
интерес
и
позитивный
эмоциональный
настрой,
что
позволяет
предельно
максимально
мобилизовать
внимание.
Желание
детей
быстро
и
точно
воспроизвести нужную комбинацию стимулирует процесс запоминания. Итак,
развитие
и
совершенствование
тонкой
моторики
позволяет:
опосредованно
стимулировать
деятельность
речевых
зон
коры
головного
мозга,
совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные
с речью, а также облегчить будущим школьникам освоение письма.
Таким образом, развитие мелкой моторики отразится положительно
не только на речи дошкольника, но и на координации движений.
Литература:
1. Белобрынина О.А. "Речь и общение" С.П.- 1998г. Ярославль.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. "Тренируем пальчики" – Дрофа, 2000г.
3. Герасимова А.И. "Уникальное руководство по развитию речи" М 2007г.
4. Жукова О.С. "Развитие мелкой моторики пальцев рук" Москва "Оникс" 21
век 2001г.
5. Иванова Т.В. "Развитие связной речи" В. 2009г.