Напоминание

Отклонения в речевом развитии детей и пути их решения.


Автор: Никитина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Отклонения в речевом развитии детей и пути их решения.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Отклонения в речевом развитии детей и пути их решения.
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. В.А.Сухомлинский К сожалению, в настоящее время число детей, имеющих отклонения в речевом развитии значительно увеличилось. Существуют несколько причин задержки развития речи, это: недостаточное внимание к ребенку, неправильное воспитание или его отсутствие, хронические заболевания, родовые травмы, слабый иммунитет. Все эти факторы оказывают неблагоприятное влияние на общее развитие малыша, и, конечно же, в первую очередь на несвоевременное развитие речи. Немаловажен социальный фактор, каждый ребёнок от природы имеет способности к усвоению норм родного языка, и только в процессе общения с близкими людьми формируется правильная речь. Но многие дети в наше время не получают должного общения с окружающими, что ведёт к неспособности усвоения речи. Но причиной задержки развития речи может быть нарушение физиологических процессов. К ним можно отнести различные болезни, перенесённые инфекционные заболевания, травмы, результатом которых могут быть нарушения деятельности разных отделов мозга. Следствием таких нарушений бывает нарушение зрения, слуха, развития речи и задержка в психическом развитии. Можно сказать, что на первом году жизни правильное развитие речи в основном зависит от развития моторики. Неумение ходить, сидеть, производить различные действия руками является следствием нарушения в формировании двигательных навыков. Также страдает и подвижность артикуляционных органов, к которым относятся нижняя челюсть, язык, щёки и губы. У таких деток часто наблюдается дефект речи, кроме этого у таких деток наблюдаются отклонения в мелкой моторике (пальцы рук малоподвижны, из – за чего ребенок долго не может научится правильно держать ложку или карандаш, не умеют застегивать пуговицы и завязывать шнурки.) Слабую, неокрепшую руку ребенка
можно и необходимо развивать. Изготовление поделок из различных материалов требует от ребенка ловких движений. Детская рука постепенно приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими и послушными. Способствуя развитию мелкой моторики рук, мы способствуем общему развитию ребёнка. В занятиях, полезных для развития мелких и точных движений рук, от задействованных мышц импульсы поступают в мозг. Это стимулирует центральную нервную систему и способствует ее развитию. В двигательной области коры головного мозга находится большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое соседство дает возможность оказывать влияние на развитие речи через тренировку движений пальцев рук. И.П.Павлов говорил: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребенка. Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активная речь (активный словарь) Основными задачами первых лет жизни являются: расширение понимания речи взрослых и формирование активного словаря ребенка. Это необходимо, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Огромное значение в развитии детской и в будущем письменной речи ребенка имеет развитие ручной и пальцевой моторики. Давно доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени развития движений пальцев рук.
В основном дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Для того, чтобы сконструировать какой - то предмет, предварительно нужно с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Большой частью дети создают работы по представлению или по памяти. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе правильной речи. А для того, чтобы звукопроизношение стало «чище» нужно с ребёнком заниматься артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Подробнее остановимся на пальчиковой гимнастике. Традиционно пальчиковая гимнастика проводится в сочетании движений с речью. Сочетание движений пальцев с речевым сопровождением в стихотворной форме обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется, делается более громкой, четкой и эмоциональной, наличие рифмы позитивно влияет на слуховое восприятие. В ходе таких занятий детям предлагается «конструировать» из пальцев различные объекты и предметы. Дети изображают зайцев, собак, птиц и многое другое. Такая необычная игровая деятельность у детей вызывает ярко выраженный интерес и позитивный эмоциональный настрой, что позволяет предельно максимально мобилизовать внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести нужную комбинацию стимулирует процесс запоминания. Итак, развитие и совершенствование тонкой моторики позволяет: опосредованно стимулировать деятельность речевых зон коры головного мозга,
совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью, а также облегчить будущим школьникам освоение письма. Таким образом, развитие мелкой моторики отразится положительно не только на речи дошкольника, но и на координации движений. Литература: 1. Белобрынина О.А. "Речь и общение" С.П.- 1998г. Ярославль. 2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. "Тренируем пальчики" – Дрофа, 2000г. 3. Герасимова А.И. "Уникальное руководство по развитию речи" М 2007г. 4. Жукова О.С. "Развитие мелкой моторики пальцев рук" Москва "Оникс" 21 век 2001г. 5. Иванова Т.В. "Развитие связной речи" В. 2009г.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!