Автор: Медведева Наталья Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №42
Населённый пункт: пгт.Нижние Вязовые Зеленодольского района РТ
Наименование материала: Конспект занятия "Путешествие по сказкам"
Тема: Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Путешествие по сказкам"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной к школе логопедической группе
Коррекционно-образовательные
цели.
Дальнейшее
развитие
интереса
к
художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею
произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование навыков
анализа и синтеза, составления схем слов. Автоматизация правильного произношения
и дифференциация всех поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков,
просодической стороны речи, речевого слуха, умственных и творческих способностей,
выразительности движений, жестов, мимики.
Воспитательные
цели.
Воспитание
навыков
взаимодействия
и
сотрудничества
активности и самостоятельности, любви к сказкам, чтению.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Внимание детей привлекается к картинке на экране. Сл.2
- Посмотрите, какая картинка появилась на экране. Что это? (Книга сказок)
2. Викторина по сказкам.
- А вы много знаете сказок и их героев? Давайте проверим? На экране будут появляться
картинки, а вы угадайте из какой они сказки. Сл. 3-15
А сейчас ответьте на вопросы о сказочных героях. Сл. 16-21
- Кто из сказочных персонажей уверял, что он красивый в меру упитанный
мужчина? (
Кощей Бессмертный,
Карлсон,
Винни-Пух,
Крокодил Гена)
- На какой птице летала Дюймовочка? (
Ласточка,
стриж,
воробей, сова)
- Из какого инструмента солдат сварил кашу в русской сказке? (Рубанок, топор, молоток)
- Кто ушел и от бабушки и от дедушки? (Рогалик, бублик, Колобок)
- Какого персонажа не было среди Бременских музыкантов? (Осёл, гусь, кот, собака)
- Что потерял ослик Иа в сказке «Винни-Пух»? (Гриву, зубы, хвост)
3. Выполнение заданий по подготовке к обучению грамоте.
- Сейчас мы будем отгадывать загадки о сказочных героях. Если мы правильно угадаем,
они будут появляться на экране и давать нам разные задания. (Картинка-отгадка
появляется после правильного отгадывания загадки)
Золушка. (Загадка, картинка) Сл.23, 24
Она печальна и мила.
Имя её от слова зола.
Девушка одна сидит,
У неё унылый вид:
Мачеха на бал ушла
И задание дала.
Перепутаны картинки…
Задание – разобрать картинки. Для этого выполним упражнение для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"
(На две первых строки с усилием сжимают и разжимают пальцы, затем поочередно
загибают пальчики на название каждой сказки, на последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Нам нужно разобрать картинки так: если слово начинается на гласный звук, прикрепляем
картинку красным магнитом, если на твёрдый согласный – синим магнитом, если на
мягкий согласный – зелёным.
Вот мы и справились с заданием. Давайте узнаем, кто ещё к нам спешит.
Теремок. (Загадка, картинка) Сл. 24,25
На опушке возле ели
Что-то дружно строят звери.
Ставенки резные,
Двери расписные.
Нужно поделить слова на слоги и расставить картинки по этажам теремка – если в слове
один слог, помещаем картинку на первый этаж теремка; если два –на второй; три – на
третий; если четыре – на чердак.
Молодцы! Продолжаем встречать сказочных героев.
Золотая рыбка. (Загадка, картинка) Сл. 26, 27
Не хожу и не летаю.
В море плаваю, ныряю.
Чешуёю я сверкаю,
Три желанья исполняю.
Золотая рыбка предлагает вам проследить глазами за её плаваньем. (Гимнастика для глаз)
Логопед производит плавные движения фигуркой рыбки на палочке: вправо – влево,
вверх-вниз, волнообразно, рисуя горизонтальную восьмёрку, сидя, держа рыбку на уровне
глаз детей.
Вот и понаблюдали мы за Золотой рыбкой. Кто ещё ждёт встречи с нами?
Три поросёнка. (Загадка, картинка) Сл. 28,29
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки.
Три поросёнка просят нас определить место звука П в названии картинок и расставить в
соответствии со схемой места звука в слове (Картинки: капуста, клоп, парус, палатка,
серп, сапог, суп, палка, полка, лопата и т.д.)
- звук в начале слова
- звук в середине слова
- звук в конце слова
С этим заданием мы тоже справились. Читаем следующую загадку.
Баба-Яга. (Загадка, картинка) Сл. 30,31
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живёт непростая старушка –
Берёт помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
Что-то приуныла Баба-Яга. Давайте развеселим её стихотворением и покажем, какая она.
Физминутка
«В темном лесу есть избушка»
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят! –руки вверх
Вот повеселела Баба-Яга, а нам пора встречать следующих гостей.
Лиса и Волк. (Загадка, картинка) Сл. 32,33
Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбёшки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял.
Они просят составить схемы слов Волк и Лиса. (Схемы составляются детьми на своих
рабочих местах и проверяются коллективным выполнением на доске).
У нас получились правильные схемы. Молодцы!
Отгадайте, кто к нам явится сейчас.
Мальвина и Буратино. (Загадка, картинка) Сл. 34, 35
Была она артисткой,
Прекрасной как звезда.
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Мальвина давала Буратино разные задания, но он справлялся не со всеми. Давайте мы
попробуем их выполнить.
Игра «Прочитай по первым буквам» (Проводится с
использованием карточек готовой настольной игры «Прочитай по первым буквам»)
Мы с вами успешно справились с игрой Мальвины. А сейчас к нам придёт одна малышка.
Мы про неё читали книжку.
Дюймовочка. (Загадка, картинка) Сл.36, 37
Маленькая девочка
Ростом с ноготок,
Рождённая из зёрнышка,
Родной дом её цветок.
Она просит нас прокатить её на кувшинке (Дыхательное упражнение «Подуй на
кувшинку». На листочек кувшинки, вырезанный из зелёной губки для мытья посуды
приклеена стоячая фигурка Дюймовочки. Листочек помещен в плоскую пластиковую
тарелку с небольшим количеством воды. Дети дуют на Дюймовочку и листочек
перемещается по воде – Дюймовочка катается)
Следующие гости …
Маша и Медведь. (Загадка, картинка) Сл.38, 39
«Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!»
Ну-ка вспомни сказку, дружок:
Кто умнее был, ответь
В сказке …
Итог занятия. Как много сказок мы сегодня вспомнили, выполнили задания героев, очень
хорошо потрудились. Маша и Медведь приготовили для вас подарки – буквы (вырезаны
из цветного картона) и просят вас, их украсить, как вы захотите.
Дети рассматривают полученные буквы, придумывают названия сказочных героев на них
и украшают по своему желанию в группе с воспитателем или дома с родителями.