Напоминание

Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"


Автор: Мельникова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 11
Населённый пункт: город Глазов Удмуртская республика
Наименование материала: конспект урока
Тема: Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Данные об учителе: Мельникова Ирина Викторовна, МБОУ «СШ № 11» г. Глазова

УР.

Предмет: литературное чтение Класс: 2

Учебник

(УМК):

Л.Ф.Климанова,

В.Г.

Горецкий,

М.В.

Голованова,

Л.А.

Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение.2 класс, стр. 110.

Тема урока: Л. Н.Толстой «Старый дед и внучек».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебники, презентация к уроку; аудиозапись басни Льва Николаевича

Толстого «Старый дед и внучек», смайлики, ладошки 3 цветов, учебники, словари,

выставка детских книг Л. Н. Толстого, портрет писателя, карточки-памятки, карточки

для работы в группах.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся

класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу (2 уровень)

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей (1 уровень)

познавательными УУД:

- ориентироваться в системе знаний (2 уровень)

- строить сообщения в устной и письменной форме, отвечать на вопросы (2 уровень)

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы, справочников (2 уровень)

коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение, позицию; 2 уровень

-договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности (1

уровень)

-оформлять свои мысли в устной форме (1 уровень)

-слушать и понимать речь других (2 уровень)

личностные УУД:

-ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности (2 уровень)

- способность к самооценке, самонаблюдению (1 уровень)

-ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков

окружающих людей (2 уровень)

У большинства учащихся не сформированы:

регулятивными УУД:

-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки

соответствия результатов требованиям данной задачи;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения после его оценки

и учёта характера сделанных ошибок.

личностные УУД

- широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения

целей:

Вид

планируемых

учебных

действий

Учебные действия

Планируемый

уровень

достижения

результатов

обучения

Предметные

- определять тему текста;

- определять главную мысль текста;

- прогнозировать содержание;

- составлять пословицу из слов;

- определять отличительные черты басни;

- высказывать своё мнение о прочитанном

произведении;

- отвечать на вопросы по содержанию.

1 уровень

1 уровень

2 уровень

2 уровень

1 уровень

2 уровень

2 уровень

Регулятивные

- уметь определять и формулировать цель на

уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с

поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать результат своей деятельности в

соответствии с заданными критериями или

образцом.

- уметь работать в группах.

2 уровень

1 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

Познавательные

-

проводить

сравнение,

классификацию

по

заданным критериям;

- ориентироваться в системе знаний;

- строить сообщения в устной и письменной

форме;

- извлекать необходимую информацию из

прочитанных текстов;

- обобщать, делать выводы.

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

Коммуникативны

е

- договариваться, приходить к общему решению

в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение, позицию;

- обмениваться знаниями между членами

группы для принятия эффективных совместных

решений.

2 уровень

2 уровень

2 уровень

2 уровень

Личностные

- уметь оценивать себя на основе критериев

успешности учебной деятельности;

- осуществлять рефлексию своего отношения к

1 уровень

1 уровень

содержанию темы;

- уметь ориентироваться в нравственном

содержании собственных поступков и

поступков окружающих людей.

- знать основные моральные нормы и

ориентироваться на их выполнение.

2 уровень

2 уровень

Ход урока

I. Организационный момент

(Ребята в кругу)

Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть вас!

- Ребята, потрите ладошки, чтобы они стали тёплыми.

- Посмотрите на своего соседа, передайте своё тепло и улыбнитесь ему.

- Зарядились теплом? Мне также хочется поделиться с вами теплом.

- Достаньте из коробочки ладошку любого цвета.

Подари мне свое тепло

Чтоб хотелось смеяться и верить

Чтоб на сердце было светло

Буду вечно тебя лелеять.

- Ребята, кто нуждается в нашем тепле, заботе, любви?

- Кому мы все это дарим? (Маме, папе, животным, бабушке, дедушке).

- Кто нуждается в этом больше всех?

- В конце урока мы узнаем ответ на поставленный вопрос.

- Цвет ладошки соответствует группе, в которой вы будете сегодня работать.

- Рассаживаемся на свои места.

II. Мотивационно-целевой этап

1. Повторение пройденного

- Посмотрите внимательно на доску.

- Прочитайте названия произведений про себя.

- На какие группы разделили? (Это басни и рассказы.)

2. Беседа

- Чем же отличается басня от рассказа? (Басня – короткий рассказ, показывает и

высмеивает недостатки, пороки людей, есть мораль).

- На уроке чтения мы знакомимся с разными писателями и поэтами, кто будет автором

произведения сегодня на уроке, вы сможете догадаться, если соберете вершины

звезды.

( Толстой Лев Николаевич.)

- Какие произведения Толстого вы уже знаете?

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Филиппок).

- О чем это произведение?

- В каком жанре написано произведение?

III. Ориентировочный этап

- Чтоб узнать, какова тема произведения, необходимо отгадать загадку.

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей, уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш …(дед)

- Кем вы приходитесь вашим бабушкам и дедушкам? (Внук, внучка)

- Откройте учебник на стр.110.

- Прочитайте заголовок.

- Определите по заголовку тему произведения.

- Что узнаем? Какова цель? (Познакомиться с произведением.)

- Чему научимся? (Определять тему, находить главную мысль, узнавать значение

незнакомых слов, определять жанр.)

IV. Поисково-исследовательский этап

1. Знакомство с произведением

- Внимательно посмотрите на название произведения, рассмотрите иллюстрацию,

подумайте, о чем пойдет речь, какие действия будут совершать герои?

- Сейчас вы прослушаете запись, и мы поделимся чувствами и мыслями по

прочитанному.

(Остановка записи).

- Подумайте, что произойдет дальше?

- Продолжаем слушать.

- Оправдались ли ваши ожидания? Что понравилось, что запомнилось?

2. Беседа

- Как вы считаете: к какому жанру относится это произведение: сказка, рассказ или

басня?

- Какова главная мысль? Присутствует ли мораль?

V. Физкультминутка

VI. Практический этап

1. Беседа.

- Итак, ребята, что вы узнали?

- Какова тема произведения? (Эта басня о семье, отношениях между родными).

- Какова главная мысль произведения? (Надо заботиться о пожилых людях.)

- Встретились ли незнакомые слова? Какие?

- Где можно найти их значение? (В словаре.)

- Как можете охарактеризовать деда? Внука? Невестку?

2. Работа с карточками в группах

- Для работы в группах вспомним правила.

- Послушайте задания для групп:

Группа 1. Словарная работа.

Группа 2. Характеристикой героев.

Группа 3. Определение главной мысли.

Выступление учащихся группы № 1

- Оцените работу группы № 1.

Выступление учащихся группы № 2.

- Оцените работу группы № 2.

3. Составление плана

- Подскажите, что нужно, чтоб составить пересказ?

- Прочитаем басню по цепочке. Ваша задача в группах – составить план.

- Послушаем ваши варианты планов.

- Оцените работы, план какой группы был точнее?

VII.

Рефлексия

- Есть ли у вас в семье представители старшего поколения? Поднимите руки у кого

есть бабушки или дедушки.

- Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа

Толстого?

- Предлагаю составить Корзину предложений о том, как нужно поступать и вам, и

родителям (Читают с экрана, дают свои варианты.)

- Ребята, ладошка – это символ заботы, согласия, доброты. Напишите на «свою

ладошку» тот поступок, который является для вас самым важным.

- Озвучим свои предложения и вложим ладошки в корзину (корзина на доске.)

- Ребята, посмотрите, сколько заботы в нашей корзине!!!

VIII. Подведение итогов урока

- Подведем итоги нашего урока.

- Какие задачи мы ставили перед собой?

- Какие знания получили?

- Выберите в карточке слова, показывающие отличительные черты басни, проведите

линии к нужным словам.

- Проверим, как Вы выполнили задание. (Читает учащийся.)

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

Рекомендации для занятий дома

1. Составить пересказ басни – обязательное задание.

2. Сделать пересказ от имени невестки (деда, сына)

3. Нарисовать словесный портрет героя (Миши, невестки, сына, деда)

Приложение

Карточка для группы № 1.

Напишите значение слов.

Невестка-

Бранить-

Лоханка-

Слаживает-

Карточка для группы №2

Соедините линиями героев с их характеристиками.

Грубый

Невестка

Глухой

Злой

Добрый

Дед

Жестокий

Беззубый

Слепой

Заботливый

Внучек

Добрый

Карточка для группы № 3

«Соберите» пословицы, найдите подходящую и объясните ее.

Кто родителей почитает,

все мало

Делу время,

тот вовек не погибает.

Старый друг

а потехе час.

Ненасытному

лучше новых двух.

Карточка № 4.

Выберите отличительные черты басни.

Стихотворная форма

Волшебные предметы

Басня

Высмеиваются пороки

Зачин

Мораль

Проза



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!