Автор: Мельникова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 11
Населённый пункт: город Глазов Удмуртская республика
Наименование материала: конспект урока
Тема: Л. Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Мельникова Ирина Викторовна, МБОУ «СШ № 11» г. Глазова
УР.
Предмет: литературное чтение Класс: 2
Учебник
(УМК):
Л.Ф.Климанова,
В.Г.
Горецкий,
М.В.
Голованова,
Л.А.
Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение.2 класс, стр. 110.
Тема урока: Л. Н.Толстой «Старый дед и внучек».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебники, презентация к уроку; аудиозапись басни Льва Николаевича
Толстого «Старый дед и внучек», смайлики, ладошки 3 цветов, учебники, словари,
выставка детских книг Л. Н. Толстого, портрет писателя, карточки-памятки, карточки
для работы в группах.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся
класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
•
регулятивными УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу (2 уровень)
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей (1 уровень)
•
познавательными УУД:
- ориентироваться в системе знаний (2 уровень)
- строить сообщения в устной и письменной форме, отвечать на вопросы (2 уровень)
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, справочников (2 уровень)
•
коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение, позицию; 2 уровень
-договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности (1
уровень)
-оформлять свои мысли в устной форме (1 уровень)
-слушать и понимать речь других (2 уровень)
•
личностные УУД:
-ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности (2 уровень)
- способность к самооценке, самонаблюдению (1 уровень)
-ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков
окружающих людей (2 уровень)
У большинства учащихся не сформированы:
•
регулятивными УУД:
-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения после его оценки
и учёта характера сделанных ошибок.
•
личностные УУД
- широкая мотивационная основа учебной деятельности.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения
целей:
Вид
планируемых
учебных
действий
Учебные действия
Планируемый
уровень
достижения
результатов
обучения
Предметные
- определять тему текста;
- определять главную мысль текста;
- прогнозировать содержание;
- составлять пословицу из слов;
- определять отличительные черты басни;
- высказывать своё мнение о прочитанном
произведении;
- отвечать на вопросы по содержанию.
1 уровень
1 уровень
2 уровень
2 уровень
1 уровень
2 уровень
2 уровень
Регулятивные
- уметь определять и формулировать цель на
уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать результат своей деятельности в
соответствии с заданными критериями или
образцом.
- уметь работать в группах.
2 уровень
1 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
Познавательные
-
проводить
сравнение,
классификацию
по
заданным критериям;
- ориентироваться в системе знаний;
- строить сообщения в устной и письменной
форме;
- извлекать необходимую информацию из
прочитанных текстов;
- обобщать, делать выводы.
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
Коммуникативны
е
- договариваться, приходить к общему решению
в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение, позицию;
- обмениваться знаниями между членами
группы для принятия эффективных совместных
решений.
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
Личностные
- уметь оценивать себя на основе критериев
успешности учебной деятельности;
- осуществлять рефлексию своего отношения к
1 уровень
1 уровень
содержанию темы;
- уметь ориентироваться в нравственном
содержании собственных поступков и
поступков окружающих людей.
- знать основные моральные нормы и
ориентироваться на их выполнение.
2 уровень
2 уровень
Ход урока
I. Организационный момент
(Ребята в кругу)
Добрый день, добрый час.
Как я рада видеть вас!
- Ребята, потрите ладошки, чтобы они стали тёплыми.
- Посмотрите на своего соседа, передайте своё тепло и улыбнитесь ему.
- Зарядились теплом? Мне также хочется поделиться с вами теплом.
- Достаньте из коробочки ладошку любого цвета.
Подари мне свое тепло
Чтоб хотелось смеяться и верить
Чтоб на сердце было светло
Буду вечно тебя лелеять.
- Ребята, кто нуждается в нашем тепле, заботе, любви?
- Кому мы все это дарим? (Маме, папе, животным, бабушке, дедушке).
- Кто нуждается в этом больше всех?
- В конце урока мы узнаем ответ на поставленный вопрос.
- Цвет ладошки соответствует группе, в которой вы будете сегодня работать.
- Рассаживаемся на свои места.
II. Мотивационно-целевой этап
1. Повторение пройденного
- Посмотрите внимательно на доску.
- Прочитайте названия произведений про себя.
- На какие группы разделили? (Это басни и рассказы.)
2. Беседа
- Чем же отличается басня от рассказа? (Басня – короткий рассказ, показывает и
высмеивает недостатки, пороки людей, есть мораль).
- На уроке чтения мы знакомимся с разными писателями и поэтами, кто будет автором
произведения сегодня на уроке, вы сможете догадаться, если соберете вершины
звезды.
( Толстой Лев Николаевич.)
- Какие произведения Толстого вы уже знаете?
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Филиппок).
- О чем это произведение?
- В каком жанре написано произведение?
III. Ориентировочный этап
- Чтоб узнать, какова тема произведения, необходимо отгадать загадку.
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей, уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш …(дед)
- Кем вы приходитесь вашим бабушкам и дедушкам? (Внук, внучка)
- Откройте учебник на стр.110.
- Прочитайте заголовок.
- Определите по заголовку тему произведения.
- Что узнаем? Какова цель? (Познакомиться с произведением.)
- Чему научимся? (Определять тему, находить главную мысль, узнавать значение
незнакомых слов, определять жанр.)
IV. Поисково-исследовательский этап
1. Знакомство с произведением
- Внимательно посмотрите на название произведения, рассмотрите иллюстрацию,
подумайте, о чем пойдет речь, какие действия будут совершать герои?
- Сейчас вы прослушаете запись, и мы поделимся чувствами и мыслями по
прочитанному.
(Остановка записи).
- Подумайте, что произойдет дальше?
- Продолжаем слушать.
- Оправдались ли ваши ожидания? Что понравилось, что запомнилось?
2. Беседа
- Как вы считаете: к какому жанру относится это произведение: сказка, рассказ или
басня?
- Какова главная мысль? Присутствует ли мораль?
V. Физкультминутка
VI. Практический этап
1. Беседа.
- Итак, ребята, что вы узнали?
- Какова тема произведения? (Эта басня о семье, отношениях между родными).
- Какова главная мысль произведения? (Надо заботиться о пожилых людях.)
- Встретились ли незнакомые слова? Какие?
- Где можно найти их значение? (В словаре.)
- Как можете охарактеризовать деда? Внука? Невестку?
2. Работа с карточками в группах
- Для работы в группах вспомним правила.
- Послушайте задания для групп:
Группа 1. Словарная работа.
Группа 2. Характеристикой героев.
Группа 3. Определение главной мысли.
Выступление учащихся группы № 1
- Оцените работу группы № 1.
Выступление учащихся группы № 2.
- Оцените работу группы № 2.
3. Составление плана
- Подскажите, что нужно, чтоб составить пересказ?
- Прочитаем басню по цепочке. Ваша задача в группах – составить план.
- Послушаем ваши варианты планов.
- Оцените работы, план какой группы был точнее?
VII.
Рефлексия
- Есть ли у вас в семье представители старшего поколения? Поднимите руки у кого
есть бабушки или дедушки.
- Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа
Толстого?
- Предлагаю составить Корзину предложений о том, как нужно поступать и вам, и
родителям (Читают с экрана, дают свои варианты.)
- Ребята, ладошка – это символ заботы, согласия, доброты. Напишите на «свою
ладошку» тот поступок, который является для вас самым важным.
- Озвучим свои предложения и вложим ладошки в корзину (корзина на доске.)
- Ребята, посмотрите, сколько заботы в нашей корзине!!!
VIII. Подведение итогов урока
- Подведем итоги нашего урока.
- Какие задачи мы ставили перед собой?
- Какие знания получили?
- Выберите в карточке слова, показывающие отличительные черты басни, проведите
линии к нужным словам.
- Проверим, как Вы выполнили задание. (Читает учащийся.)
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
Рекомендации для занятий дома
1. Составить пересказ басни – обязательное задание.
2. Сделать пересказ от имени невестки (деда, сына)
3. Нарисовать словесный портрет героя (Миши, невестки, сына, деда)
Приложение
Карточка для группы № 1.
Напишите значение слов.
Невестка-
Бранить-
Лоханка-
Слаживает-
Карточка для группы №2
Соедините линиями героев с их характеристиками.
Грубый
Невестка
Глухой
Злой
Добрый
Дед
Жестокий
Беззубый
Слепой
Заботливый
Внучек
Добрый
Карточка для группы № 3
«Соберите» пословицы, найдите подходящую и объясните ее.
Кто родителей почитает,
все мало
Делу время,
тот вовек не погибает.
Старый друг
а потехе час.
Ненасытному
лучше новых двух.
Карточка № 4.
Выберите отличительные черты басни.
Стихотворная форма
Волшебные предметы
Басня
Высмеиваются пороки
Зачин
Мораль
Проза