Автор: Клубова Екатерина Валерьяновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №3"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: план-конспект логопедического занятия
Тема: Осень.Гласные и согласные звуки и буквы для их обозначения.
Раздел: начальное образование
План-конспект логопедического занятия в 4 классе по теме:
«Звуки и буквы».
Лексическая тема: Осень
Грамматическая тема: Гласные и согласные звуки и буквы.
Цели:
Образовательные:
1.
Закреплять навыки различения гласных и согласных звуков.
2.
Закреплять знания о характеристиках звуков.
3.
Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
4.
Совершенствовать буквенный гнозис и праксис.
5.
Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
6.
Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного
аппарата.
7.
Формировать навыки словообразования.
8.
формировать и расширять семантическое поле слова «Осень»;
Коррекционно-развивающие:
1.
Совершенствовать
фонематическое
восприятие;
артикуляционную
моторику, мимические мышцы лица;
2.
Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного
аппарата.
3.
Систематизировать знания об осени и осенних явлениях;
4.
Активизировать словарь по данной теме.
Воспитательные:
1.
Воспитывать положительную мотивацию к занятиям
2.
Воспитывать
усидчивость,
аккуратность,
организованность,
дисциплинированность.
3.
Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.
4.
Расширять представления об окружающем мире и воспитывать
бережное отношение к природе.
Оборудование: листья деревьев, картина «Осень», муляжи овощей ,
предметные картинки, плакат «Сентябрь», карточки со словами , карточки с
набором букв, компьютер, карточки с изображением эмоций.
Ход:
I
. Организационный момент.
Здравствуйте, встаньте ровно рядом со своим местом!
Представьтесь, садитесь.
Сядьте ровно, спина прямая, руки на парте.
Развитие воображения, актуализация словаря по лексической теме.
Отгадайте загадку.
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Урожай собирают,
Когда это бывает? (Осенью)
- Ребята, сегодня поговорим про осень.
II. Развитие моторики. Работа по развитию дыхания.
1. Развитие мимических мышц. Показ карточек – эмоций.
-Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы улыбнулись,
обрадовались.
-Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.
-Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.
2.Упражнения для развития мелкой моторики.
Упражнение «Дождик»
3. Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнения на развитие длинного плавного выдоха.
- Как дует ветер?
- Сдуть листики с руки.
2. Упражнения на развитие подвижности органов артикуляции.
- «Язычок вышел погулять. Посмотрел на небо, на травку, влево, вправо.
Удивился: «Ах! Как красиво вокруг!» Улыбнулся язычок (губы в улыбке),
«Ух! Хорошо» (губы трубочкой)»
III.Актуализация знаний учащихся
.
(Выставляется картинка «Осень»)
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Приходит (что?)-…
Плывут (что?)-…
Дует (что?)-…
Вянут (что?)-…
Желтеют (что?)-…
Улетают (кто?)-…
Готовятся к зиме (кто?)-…
Моросит (что?)-
-«Подбери признак»
Листья осенью (какие?)-…
Дождь осенью (какой?)-…
Погода осенью (какая?)-…
- Игра «Один – много»
Дождь – дожди, день - …., ветер - …, дерево - …,
лист - …, трава - …, гриб - …..
IV
. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем ЗАКРЕПЛЯТЬ умения различать гласные и согласные
звуки .
V
. Изучение нового материала.
1) Отличия гласных и согласных звуков.
- Перечислим все отличия гласных и согласных звуков (пособие на доске).
Гласные
Согласные
можно петь
нельзя петь
нет преграды
преграда
(рис. губы, зубы, язык)
голос
шум
шум+голос
2) Развитие долговременной памяти.
- Разучим стихотворение.
Если гласный говорят -
Нет во рту у нас преград.
А если согласный сказать надо
Во рту возникает преграда.
На письме звуки обозначаются буквами.
-Какими могут быть гласные звуки? Согласные?
-Сколько гласных букв?
-Cколько согласных букв?
3) Развитие фонематического восприятия.
Игра «Выбери картинку»
- Назовите предметы на картинках (10 предметов).
- Назовите только те, в названиях которых вы слышите звук
А - 8 картинок
О - 2 карт.( ПАЛЬТО, АВТОБУС)
У – 5 карт.(ДУБ, ЛУК, УЛИТКА,АРБУЗ, АВТОБУС)
Ы – 2 карт. (РЫБА, ТЫКВА).
Игра «Собери картинки в коробочки» - работа на печатных листах.
Игра «Какая картинка лишняя в каждом ряду?» - - работа на печатных
листах.
4) Развитие буквенного анализа, зрительного внимания.
Карточки с буквами.
- Кто самый зоркий?
- Закрасьте все гласные буквы красным карандашом. Если все правильно
выполните – что-то получится.
- Получается сердечко. Дорисуйте (обведите сердечко).
Обводят все гласные красным.
К М Л А У Ш О Ы Ц Ф В Т
Н Г И П Т Э Д Л У Ш З Д
Ф В П У Р Л Ж Щ Ы Д Ч С Н
Т Б Н О Х К М А Х П Г С
Д Л Н Ф Т Э М Г П К Щ
VI
. Динамическая пауза.
Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на носочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят. (машут руками влево-вправо)
Будто опять закружиться хотят. (кружатся)
VII
. Работа над закреплением гласных и согласных.
Прочитайте слова, назовите (согласные). Посчитайте буквы, напишите
количество. Учитель даёт образец. (Дети выходят к доске)
3с. 2с. 4с. 3с. 5с.
Слова
:
дождь, осень, урожай, ветер, сентябрь.
VIII
. Работа над словообразованием.
1.
Отгадайте, о чём мы будем говорить дальше.
Загадка.
Растут – зеленеют.
Упадут – пожелтеют.
Полежат – почернеют.
- Правильно, ребята, это листья.
- Назовите ласково «лист». (Листочек)
- Как называется явление, когда падают листья? (Листопад)
- Узнайте, какое слово я загадала (логопед по звукам произносит слово
«л,и,с,т,и,к».
2.
Логопед показывает листья с различных деревьев и кустарников:
берёза, осина, рябина, клён, ива, дуб.
- С какого дерева лист? (с берёзы)
- Значит, какой это лист? (берёзовый лист).
Далее проводится аналогичная работа и с листьями других деревьев: клён –
кленовый, рябина – рябиновый, ива – ивовый, дуб – дубовый и т.д.
3.
Логопед выставляет листья, дети внимательно разглядывают их. Затем
закрывают глаза, а логопед убирает один лист.
- Какого листа не стало?
IX
.Развитие буквенного праксиса, гнозиса, фонематических
представлений.
Игра «Волшебный мешочек» или «Чудесная корзина».
- В «Волшебном мешочке» перемешались муляжи овощей.
Подходите по одному. Доставай овощ, ощупывай, узнавай.
Называем первый звук, даём ему полную характеристику?
X
.Подведение итогов урока.
- О каком времени года говорили?
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Чем они различаются?
(Можно дать дом. задание на печатных листочках).
XI. Оценка деятельности детей. Рефлексия.
- Подойдите все к лесенке успеха.
- Соберите пазл «ОСЕНЬ И Смешарики».
- Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо. Наведите порядок на столах.
До свидания.