Автор: Летавина Анастасия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9 Населённый пункт: город Тверь, Тверская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Витаминка от страха Раздел: дошкольное образование
Дети, к сожалению, не всегда реализуют свои возможности, так как
боятся, что у них ничего не получится. Уверенность в себе приобретается с
возрастом. Попытки уговоров и убеждений часто не действуют, а дают как
раз противоположную реакцию, когда ребенок еще больше замыкается в
себе. В этих случаях успешным является использование фантастических
элементов, которые дети так любят в сказках, когда героям помогает какое-
то волшебное средство или событие. Поверив в силу волшебных средств,
ребенок может перешагнуть через свой страх, а дальше уже будет это
делать
и
сам,
без
волшебных
средств.
Используя
сказочные
или
фантастические
элементы,
важно
их
обставить
таким
образом,
чтобы
ребенок действительно в них поверил. Вспомните сказку, которая особенно
нравится
ребёнку.
Попробуйте
создать
сказку
наяву,
где
малыш
будет
главным
героем.
А
навыки
преодоления
собственного
страха
помогут
ребенку и тогда, когда он станет взрослым. Для коррекции страхов старших
дошкольников можно использовать сказку «Витамины от страха». Она
подойдет как для групповой, так и для индивидуальной работы.
СКАЗКА «Витамины от страха»
Вечером Михаил сидел дома, грустно глядя в окно. За окном была
осень.
Деревья
сбрасывали
листочки,
которые
кружились
на
ветру
и
аккуратно устилали красными и желтыми красками двор. Михаил тяжело
вздохнул. — Чего вздыхаешь? — спросил его дедушка, войдя проверить,
куда
делся
его
любимый
внук.
—
Да
вот
завтра
надо
стихотворение
рассказывать на уроке, а я боюсь это делать перед всем классом. Михаилу
было семь лет, и в этом году он пошел в первый класс. — А чего бояться?
— удивился дед. — Ты же стихи хорошо выучил. — Боюсь — и всё. Дед
сел
рядом
с
внуком.
—
Я
думаю,
что
я
могу
тебе
помочь,
—
заговорщически обратился он к Михаилу. — Как? — оживился Миша. —
Дам я тебе на завтра специальную таблетку бесстрашия. Примешь ее во
время урока чтения, и страх исчезнет сам собой. Миша утвердительно
закивал головой. – Хочу!
Дедушка ушел в свою комнату и вскоре вернулся, неся с собой
маленькую круглую желтую таблетку. Миша разочарованно посмотрел на
нее. Он думал, что таблетка бесстрашия должна выглядеть совсем по-
иному. Но таблетку взял. На следующий день в классе Миша трясся от
страха на уроке чтения. Вот учительница вызвала его к доске читать стихи.
Миша забросил дедушкину таблетку в рот, проглотил ее, и страх тут же
исчез.
Миша
встал
и
спокойно
направился
к
доске.
Стихотворение
прочитал
без
запинки
и
с
выражением,
за
что
получил
заслуженную
пятерку. После школы Миша с дедушкой пошли на прогулку. Глядь, во
дворе старшие мальчики из третьего класса играют в футбол. Хочется
Мише
с
ними
поиграть,
а
страшно
подойти
и
попросить,
чтобы
его
приняли в игру. — Дедушка, можешь их попросить, чтобы они со мной
поиграли? — попросил Миша. — Ты уже взрослый, Михаил. Должен сам
попросить, — ответил дедушка. Михаил замолчал, наблюдая за игрой. Но
видно, что робел, боялся подойти к ребятам.— Дедушка, а у тебя больше
не осталось таблеток бесстрашия? Дедушка порылся в кармане и достал
небольшую баночку, на дне которой виднелось несколько желтых таблеток.
Дедушка
протянул
ее
Михаилу.
Миша
съел
одну
таблетку,
баночку
с
оставшимися таблетками спрятал себе в карман и смело направился к
играющим
ребятам.
Он
вежливо
поинтересовался,
можно
ли
с
ними
поиграть в футбол и, получив согласие, присоединился к одной из команд.
На следующий день Мишу в школе начал задирать Васька, самый главный
хулиган в классе. Он дразнился и грубо толкал Мишу. Миша терпел,
терпел, а потом выпил таблетку бесстрашия и грозно дал отпор Ваське.
Ребята в классе после этого сильно за уважали Михаила. Но вечером, когда
он лежал в кровати один, ему опять стало страшно. Ему чудились какие-то
чудовища, которые могут под покровом ночи прийти в его комнату. Дрожал
Миша,
дрожал,
никак
не
мог
уснуть.
Все-
таки
не
выдержал,
достал
баночку с таблетками бесстрашия, съел одну, страх ушел, и Михаил заснул.
На следующее утро он с дедушкой пошел в бассейн. Дедушка начал учить
Мишу, как прыгать с бортика в бассейн. Миша посмотрел вниз с огромной,
как ему показалось, высоты, и ему стало очень страшно. Но не мог же он
ударить лицом в грязь перед дедушкой. — Сейчас, дедушка, я приду, —
сказал
Миша
и
бросился
в
раздевалку.
Там
достал
баночку
и
выпил
последнюю таблетку бесстрашия. В этот день Михаил научился прыгать в
воду с бортика в бассейне. Довольный, он шел с дедушкой домой и ел
мороженое.
Вдруг
видит,
что
собака
гонится
за
котенком.
Котенок
от
испуга
бросился
к
Мише.
Недолго
думая,
Миша
подхватил
котенка.
Собака, заливаясь лаем, прыгала вокруг мальчика, а котенок, жалобно
пища, прижимался к нему. — Брысь, — сказал Миша собаке, хотя сердце в
груди билось от страха быстро-быстро. — Фу! — скомандовал он еще раз.
— Сидеть! И вдруг собака села перед Михаилом и послушно замахала
хвостом. Тут же прибежал откуда-то хозяин собаки и увел ее. — Дедушка!
— Миша выпустил из рук котенка, который сразу же убежал куда-то по
своим делам. — Ты видел? Собака послушалась меня. Мне даже таблетка
бесстрашия не понадобилась. — Я считаю, что тебе никакие таблетки
бесстрашия не нужны. Ты и так смелый, — ответил дедушка. — Нет,
раньше я мог пересилить страх, только если пил таблетки бесстрашия.
Дедушка замялся. — Михаил, это не были таблетки бесстрашия. Это были
просто витаминки. Я знал, что ты храбрый. Тебе надо было самому в это
поверить. — То есть? — удивился Миша. — Это я переборол страх сам, а
не таблетки бесстрашия? — Да, ты сам, — улыбнулся дед. И на душе у
Михаила стало хорошо и спокойно. Все-таки это он сам смелый и храбрый.
И никакие таблетки бесстрашия ему не нужны.
После чтения сказки ее нужно обсудить с детьми, задавая следующие
вопросы:
● В каких ситуациях тебе бы пригодились таблетки бесстрашия?
● Как ты думаешь, что помогло Мише преодолеть страх?
●
Что
делать
детям,
которые
чего-нибудь
боятся?
Предложите
детям
нарисовать иллюстрации к сказке или инсценировать ее. Если возможно,
лучше первый страх, может и небольшой, преодолеть вместе с ребенком.
Подбадривать его и потом обсудить:
●Что ты чувствовал?
● Сможешь в следующий раз победить страх сам?
● Какой следующий страх ты собираешься побороть?