Автор: Пирмухаметова Гульфира Абдулвахаповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№14" имени В.И.Слядневой
Населённый пункт: с. Надежда Шпаковского района
Наименование материала: Открытый урок по математике в 3 классе
Тема: "Площадь фигур. Сравнение площадей фигур."
Раздел: начальное образование
Открытый урок математики по учебнику М. И. Моро
серия « Школа России» « Математика 1часть» для 3 класса.
Учитель начальных классов – ПИРМУХАМЕТОВА Г.А.
Тема « Площадь фигур. Сравнение площадей фигур»
Цели урока:
Обеспечить усвоение детьми способа нахождения площади фигур.
Способствовать формированию ключевых компетентностей: познавательной, информационной,
коммуникативной, развивающей.
Задачи урока:
Образовательные:
Вывести способы вычисления площади фигур.
Актуализировать знания о геометрических фигурах.
Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.
Развивающие:
Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать
выводы на основе полученной информации).
Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Формирование основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать
выводы)
Воспитательные:
Формировать навыки самоанализа.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- Уметь использовать в речи термин «площадь».
- Уметь вычислять площадь фигур.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: для учащихся – учебник М.И.Моро «Математика I часть», чертёжные
инструменты, сигнальные карточки; для учителя – презентация к уроку, «золотой ключик» для
каждого ученика.
Ход урока:
I.
Организация учебной работы.
Мы урок наш начинаем,
Всем удачи пожелаем.
Вы друг друга поддержите
Постарайтесь, не ленитесь.
На пятерки потрудитесь.
- Открываем тетради, подписываем число, сегодня…
- Ребята, сегодня наш урок не совсем обычный и поэтому к нам в гости спешат
сказочные герои, которые ждут от нас с вами помощи, но и помогут нам в работе.
Отгадайте загадки и вы узнаете, кто они.
Слайд 1 и 2
II.
Устный счёт.
Слайд 3
2 ученика у доски по карточкам:
24 : 8 = * * : 4 = 4
* х 4 = 20 3 х * = 18
7
х * = 42 27 : 3 = *
15: * = 15 * : 8 = 1
*× 7 = 14 * × 6 = 48
*× 8= 40 * × 3 = 15
Слайд 4 и 5
- Остальные ребята со мной. Мы с вами поиграем в игру «Молчанка».я вам буду
показывать числа по порядку, а вы их должны умножать на то число, которое записано
в середине, а в тетради записывать только ответы, а затем проверим.
- Встаньте те, ребята, у кого нет ошибок. Молодцы.
- А сейчас проверим работу ребят на доске. Приготовьте сигнальные карточки. Если
число вставлено, верно, то показываем зеленую карточку, если неверно, то красную.
III. Работа по теме урока.
1.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель показывает две фигуры разного цвета. Одна из картона, другая из бумаги.
Образцы лежат на партах. Квадрат и прямоугольник.
По каким признакам можно сравнить эти фигуры? (по форме, высоте, ширине, цвету)
Как вы думаете на какую фигуру материала израсходовали больше?
Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы с вами сегодня узнаем новый признак
сравнения фигур – площадь. Как вы думаете, что такое площадь?
Площадь – это место, которое занимает фигура на плоскости.
Какая же у нас сегодня тема урока? (Площадь. Сравнение площадей фигур.)
Ребята, классная доска висит на стене. Можно ли сказать, что площадь классной доски
меньше, чем площадь стены?
Слайд 6
1.
- Ребята, посмотрите на Буратино, он грустный и, наверное, что-то забыл.
Давайте ему поможем.
2.
Практическая работа
Слайд 7
- Как можно сравнить квадрат и треугольник? (на глаз, а можно наложением)
- Что можно сказать о площади этих фигур? Почему?
Слайд 8
- Посмотрите на фигуры. Как их сравнить? (наложением)
- Что можно сказать про площади фигур? Почему?
Слайд 9
- Можно ли сравнить данные фигуры? Как?
- Девочки помогут Мальвине и подсчитают число клеток у розовой фигуры, а
мальчики помогут Буратино и подсчитают число клеток у синей фигуры.
- Что можете сказать про площади фигур?
3.
Работа по учебнику
- Откройте учебник на стр.57 № 1. Прочитаем задание.
- Как доказать, что площади фигур равны? Сосчитайте.
- Что можно сказать о количестве клеток в этих фигурах? О чем это говорит?
4.
Работа в тетради (практическая работа)
Слайд 10
- Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 2см. Узнайте площадь этого
прямоугольника.
- Проверьте. Чему равна площадь прямоугольника? Как узнали? А как еще
можно узнать?
5. Физминутка.
6. Работа в парах
Слайд 11
- Ребята, Мальвина и Буратино нарисовали по клеточкам фигуры зайца и собаки, но вот
не могут сравнить, чьё животное занимает большую площадь и просят помощи у вас.
Как это сделать?
- Сейчас первый вариант сосчитает число клеток у зайца, а второй вариант у
собаки. А потом между собой обсудите, чья фигура занимает больше места.
- Чему равна площадь зайца? А собаки?
- Площадь какой фигуры больше?
- Над какой темой мы сегодня работаем?
- На следующем уроке мы с вами познакомимся с единицей измерения площади
– квадратный сантиметр.
IV. Закрепление изученного материала
- В оставшееся время урока мы с вами порешаем задачи изученных видови примеры на
порядок действий.
1. Работа по учебнику
Слайд 12
- Стр.57 № 4
Было - 8м
Отпилили - 2мво ск-ко больше?
Осталось - ?
- Сколько вопросов? (2)
- Что мы узнаем 1 действием? Как узнаем?
- Что 2-м? Как узнаем?
- Запишем решение на доске и в тетради.
1). 8 – 2 = 6 (см) – оставшаяся часть.
2). 6 : 2 = 3 (раза)
Ответ: в 3 раза оставшаяся часть больше, чем отпиленная.
2. Работа на интерактивной доске.
a)
Решение примеров.
b)
Задача.
V.
Подведение итогов работы.
-Давайте еще раз вспомним, что такое площадь?
- Как можно сравнивать площади фигур?
- А как легче сравнить фигуры?
- Показалось ли что-нибудь на уроке вам трудным?
- Что было интересно выполнять?
VI. Домашнее задание
Слайд 13
Стр. 57 № 2, № 5
VII.
Рефлексия
- Сегодня на уроке все работали замечательно. Были активны и много различных
заданий успели выполнить. За работу на уроке вы получаете от Буратино и Мальвины
ключи знаний. И пусть ваши знания будут крепкими.