Автор: Фоменко Елена Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: ФБПОУ ОО
Населённый пункт: с. Сосновское, Таврический район, Омская область
Наименование материала: доклад
Тема: Компетентностно-ориентированных задания
Раздел: среднее профессиональное
Тема: «Компетентностно - ориентированные задания»
Основная
цель
компетентностно-ориентированного
задания
-
формирование умений действовать в социально-значимой и личностно-
значимой ситуации, используя предметные знания, умения, навыки.
Что же отличает КОЗ от традиционного задания?
Во-первых, это
деятельностное задание (виды деятельности), включающее: предметные умения
(понятийный
аппарат,
объяснение
действий,
подбор
моделей,
создание
собственного алгоритма действий); умение работать с информацией; поиск
путей достижения цели; исследовательские (или методологические) умения;
устную и письменную коммуникацию. Прежде всего, такое задание позволяет
формировать и развивать универсальные общеучебные действия, базируясь на
содержании
образования,
знаниях
и
умениях
обучающихся;
требует
применения накопленных знаний в практической деятельности для решения
конкретной
учебной
проблемы.
Во-вторых, КОЗ моделирует реальную или квазиреальную (учебную)
ситуацию, для которой необходимо найти решение и представить его в
требуемом виде, включает студентов в решение этой ситуации.
В-третьих, КОЗ строится на актуальном для обучающихся учебном
материале, требует поиска информации в дополнительных источниках.
В-четвертых,
КОЗ
имеет
свою
специфическую
структуру,
обеспечивающую организацию целенаправленных действий обучающихся в
процессе выполнения задания, поиска решения и представления ответа.
В основу КОЗ должны быть положены задания, построенные на
практико-ориентированных ситуациях.
Деятельностный
характер
КОЗ
выражается
в
том,
что при
его
выполнении «включаются» и развиваются различные универсальные учебные
действия.
Общие характеристики КОЗ
- КОЗ представляет собой достаточно объемный текст с данными и
дополнительной
информацией в
виде
знаково-символических
моделей
(таблиц, диаграмм, схем, графиков, географических карт, реалистичных
рисунков, фотографий и пр.);
- КОЗ характеризуется недоопределенностью и «зашумленностью» (в
тексте представлены не все, необходимые для решения, и/или избыточные
данные);
- необходимая информация задана в
логике
отнесения ее не
к
конкретному предмету, а к конкретной жизненной ситуации.
- КОЗ имеет несколько способов решения (используются способы
решения из разных предметных областей);
- к одной конкретной ситуации задаются несколько вопросов
разных форматов, что дает возможность получения разных ответов, а также
получения
ответа
в
разных
формах:
количественной,
описательной,
графической.
Существуют несколько типов компетентностных задач:
1.
Предметные
компетентностные
задачи:
в
условии
описана
предметная
ситуация, для решения которой требуется установление и использование
широкого спектра связей предметного содержания, изучаемого в разных
разделах предмета; в ходе анализа условия необходимо «узнать»
информацию, представленную в разных формах; сконструировать способ
решения (путем объединения уже известных способов). Полученный результат
обеспечивает познавательную значимость решения и может быть использован
при решении других задач (заданий).
2. Межпредметные КОЗ: в условии описана ситуация на языке одной из
предметных областей с явным или неявным использованием языка
другой области. Для решения нужно применять знания из соответствующих
областей, требуется исследование условия с точки зрения выделенных
предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и
ответ могут зависеть от исходных данных выбранных (найденных) студентами.
3 Практические КОЗ: в условии описана практическая ситуация, для
разрешения которой нужно применять не только знания из разных предметных
областей
(обязательно
включающих
изучаемую
дисциплину),
но
и
приобретенные на практике, в повседневном опыте. При этом недостаточно
задать только сюжетную фабулу, данные в такой задаче не должны быть
оторваны от реальности. Например, размеры деталей, цены, технологические
процессы должны соответствовать действительности.
Выполнение любого КОЗ предполагает решение определенного набора
компетентностных задач, типология которых возможна по различным
основаниям. В основание представленной ниже типологии положены умения
работы с информацией, поскольку группа информационных умений является
надпредметной, необходимой для решения любой задачи, входящей в состав
различных общекультурных и профессиональных компетентностей.
Характеристика типов КОЗ более подробно.
1. Задача-интерпретация (текстовой,
графической,
символьной
информации) ориентирована на использование приема интерпретации, т. е. на
распознавание объекта изучения среди других объектов (раскрытие значений),
либо на рассмотрение объекта в плане разных понятий (раскрытие смысла) в
ходе «развертывания» информации об изучаемом объекте, связях и отношениях
его с другими объектами, когда обнаруживаются новые связи и отношения.
2. Задача-сравнение (качественного
и
количественного)
предполагает
использование приема сравнения — выделение сходных и различных свойств у
рассматриваемых объектов.
В задаче качественного сравнения требование может быть связано с:
-
выделением
среди
других
объектов
объекта,
обладающего
конкретными характеристиками;
- поиском качественного основания сравнения для нескольких объектов;
-
исключением элемента из ряда, не соответствующего имеющейся
закономерности или добавлением недостающего в ряд;
- использованием «третьего», хорошо известного объекта, на основании
качественных свойств которого сравниваются остальные объекты.
В
формулировке
задачи
количественного
сравнения
требование
заключается в:
- выделении (выборе) объекта с наибольшим (наименьшим) значением
некоторой измеряемой (чаще всего косвенно) величины;
- поиске количественного основания сравнения для нескольких объектов;
-
исключении элемента из ряда, не соответствующего имеющейся
закономерности или добавлении недостающего в ряд;
- использовании «третьего», хорошо известного объекта, на основании
количественных свойств которого, сравниваются остальные объекты.
3. Задача-аналогия направлена на получение новой информации об
объекте
на
основании
установления
сходства
(аналогии)
некоторого
малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы.
4. Задача-модель (знаково-символическая,
образная)
подразумевает
применение приема моделирования для дальнейшего получения информации
об изучаемом объекте.
Для знаково-символической задачи-модели характерно преобразование
информации, в котором элементы, отношения и свойства моделируемых
явлений будут выражены при помощи определённых знаков (условных
обозначений, уравнений, формул) естественного и математического языка.
В образной задаче-модели объекты и связи между ними должны быть
выражены при помощи чертежей, рисунков и схем, где отображены основные
исследуемые объекты, их связи и отношения, требование.
5. Задача - поиск прообраза предполагает поиск реального объекта или
явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими
объектами.
6. Задача-структурирование (линейное,
иерархическое,
таблица)
ориентирована
на
преобразование
информации
по
структуре
с
целью
получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей
между элементами объекта.
Задача
линейного
структурирования
связана
с
упорядочиванием
информации по горизонтали, с раскрытием некоторой закономерности.
Для
задачи
иерархического
структурирования
предполагается
установление
отношений
соподчинения
между
элементами
структуры.
Формулировка задания такого типа чаще всего связана с:
- выделением некоторых объектов в качестве частных случаев других
объектов;
- дополнением иерархической схемы объектами;
- разделением объектов на группы по известному (или неизвестному)
качественному или количественному основанию;
- построением классификации или типологии объектов.
В
задаче-таблице,
где
происходит
объединение
иерархической
и
линейной структур, требование структурировать информацию подразумевает:
частичное (некоторые могут быть заполнены) или полное заполнение ячеек
таблицы с обозначенными графами; построение таблицы по заданным
свойствам и отношениям рассматриваемых объектов.
7. Задача-возможность направлена
на
оценивание
достоверности
информации — установления истинности или ложности утверждений и
существования или несуществования объектов.
Требование
задачи-возможности
может
выражаться
в
оценивании
достоверности явно:
- проверка истинности утверждения;
- проверка существования объекта, заданного некоторыми свойствами;
- поиск ошибки в условии или решении задачи;
- оценивание правильности предложенного готового решения;
или неявно - выполнение построения, расчета, преобразования и т. п.,
которое
невозможно
выполнить
в
силу
противоречивой
исходной
информацией.
8. Задача на избыточность предполагает использование приема сжатия
для оценивания информации на полноту.
9. Задача
на
недостаточность связана
с
использованием
приема
дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.
В конкретном КОЗ могут реализовываться сразу несколько указанных
приемов обработки информации.
Содержание и структура компетентностно-ориентированных заданий
Содержание
компетентностно-ориентированного
задания
должно
отвечать следующим требованиям:
1) формулировка КОЗ или результат его решения должны представлять
для обучающихся познавательную, профессиональную, общекультурную или
социальную значимость, чтобы деятельность студентов в ходе его решения
была мотивированной;
2)
цель решения КОЗ должна заключаться не столько в получении
ответа, сколько в присвоении нового фактологического или методологического
знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом в другие
аналогичные
ситуации,
в
формировании
личностных
качеств
студента,
необходимых высокопрофессиональному конкурентоспособному специалисту;
3)
условие задания формулируется как проблема или проблемная
ситуация, которую необходимо разрешить средствами определенной учебной
дисциплины (такие КОЗ называют предметными), разных учебных дисциплин
(межпредметные КОЗ), с помощью знаний, приобретенных на практике
(практические КОЗ), на которые нет явного указания в тексте задачи;
4) задание предполагает недетерминированность действий студента при
выполнении задания, то есть способ выполнения задания студенту не известен
полностью или состоит из комбинации известных ему способов;
5)
при решении КОЗ могут быть использованы различные способы
выполнения
задания,
допускается
возможность
переформулировки
(конкретизация, обобщение, введение дополнительных условий) задания, в
зависимости от знаний и индивидуальных особенностей студента;
6) информация в задании может быть избыточной, недостающей или
противоречивой. Студент должен отобрать необходимые ему для решения
задачи
данные,
или
в
случае
недостаточности
осуществить
поиск
дополнительной информации. Данные в задании могут быть представлены в
различной форме: в виде рисунка, таблицы, схемы, диаграммы, графика, текста,
видео и т. д.;
7)
в результате работы над КОЗ студенты должны приобрести и
продемонстрировать
определенный
набор
знаний,
умений,
владений,
личностных качеств;
8) полученный результат выполнения КОЗ должен быть значим для
обучающихся, поэтому необходимо явное или скрытое указание области
применения результата.
КОЗ
в
полной
своей структуре включает
в
себя
следующие
компоненты:
1. Стимул – погружает в контекст задания и мотивирует на его
выполнение. Включает описание ситуации или другие условия задачи, которые
играют роль источника информации. При этом выполняет следующие функции:
мотивирует студентов на выполнение задания; моделирует практическую,
жизненную ситуацию; при необходимости может нести функцию источника
информации.
2. Задачная формулировка – точно указывает на деятельность студентов,
необходимую для выполнения задания. Должна пониматься однозначно, четко
соотноситься с модельным ответом / шкалой, соответствовать уровню развития
и быть интересна обучающимся.
3. Источник информации – содержит информацию, необходимую для
успешной деятельности студентов по выполнению задания или ссылки на
другие источники, по которым эту информацию можно получить. Источник
должен быть доступен студентам, интересен, соответствовать их уровню
развития.
Для
поиска
информации
возможно
широкое
использование
различных ресурсов.
4. Бланк
для
выполнения
задания – задает
структуру
предъявления
студентами результата своей деятельности по выполнению задания.
Дополнительно
для
каждого
КОЗ
приводится
информация
для
преподавателей, включающая в себя:
1. Характеристику
задания –
эта
информация
о
целях,
задачах,
ожидаемых результатах, особенностях работы с заданием.
2. Инструмент проверки выполнения задания – определяет количество
баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности
учебного материала, дополнительных видов деятельности.
Инструментом проверки может быть:
Ключ,
который, как правило, используется для тестовых заданий
закрытого типа. Предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых
правильным является один или более одного (множественный выбор).
Модельный ответ
– обычно используется для открытых тестовых
заданий с кратким ответом. Состоит из следующих элементов: пример
формулировки правильного ответа, другие формулировки правильного ответа,
примеры ответов, которые частично верны, подсчет баллов (содержит указание
количества баллов за верный или частично верный ответ). Модельный ответ
должен позволять оценить выполнение всех действий, обозначенных в
задачной формулировке.
Аналитическая шкала
– используется для открытых заданий с
развёрнутым ответом. Описывает критерии выставления баллов за ответ по
некоторому набору параметров. В параметры аналитической шкалы могут быть
включены: параметры единой шкалы (предъявляют общие требования к
развёрнутому ответу в целом), параметры специфической шкалы (для
конкретного тестового задания и уточняющие единую шкалу по отдельным
параметрам). Единая шкала позволяет обеспечить единообразный подход к
оцениванию письменных/устных открытых ответов. Специфическая шкала
детализирует общие требования, представляя их в виде критериев оценки
конкретного тестового задания и регулируется его содержанием.