Автор: Куценко Олеся Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 42
Населённый пункт: Хабаровский край , г. Комсомольск - на - Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирование культурно–гигиенических навыков у детей раннего возраста
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию
здорового дошкольника. Проблема формирования культурно- гигиенических навыков у
детей раннего возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько
она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она
способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также
воспитанию культуры поведения.
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из
приоритетных заданий педагога ДОУ. Детям необходимо не просто рассказать о том, как
себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике.
Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении
— это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём
внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения
простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности,
культурное взаимодействие с другими людьми.
Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители
едва
ли
не
с
рождения
приучают
сына
или
дочь
к
самостоятельности
и
аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.
Формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому
работа по воспитание культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в
процессе разнообразных видов деятельности.
В процессе режимных моментов в течение дня. (Приём детей, в процессе
умывания и организации приёма пищи, формирование навыков самообслуживания при
раздевании и одевании)
Методы и приёмы обучения
Для успешного становления КГН у дошкольников необходимо задействовать массу
педагогических
приёмов.
Делать
это
нужно
с
обязательным
учётом
возраста
воспитанников. Так при работе с малышами самыми актуальными будут следующие
приёмы.
1.Показ с подробным объяснением
Каждое действие воспитатель обязательно показывает. При этом оно разделяется на
отдельные операции: выделяются наиболее важные и вспомогательные. Например, в
процессе мытья рук самым важным будет процесс намыливание и смывание моющего
средства. Всё остальное — уже дополнительные манипуляции: взять мыло , снять
полотенце, тщательно вытереть руки, затем повесить его на крючок.
2.Упражнение и контроль
Чтобы у малышей младшей группы сформировался устойчивый культурно-гигиенический
навык, определённые действия должны повторяться многократно. Ведь это те же
привычки, и они должны стать очень прочными.
В этом плане крайне важно соблюдать единство требований всех сотрудников,
работающих в группе. Ведь когда в разные смены к детям приходят два воспитателя,
нередко они ведут себя по-разному. Например, один педагог приучает малышей
обязательно вытирать ротик салфеткой после приёма пищи, а другой не уделяет этому
особого внимания. Естественно, в таком случае навык будет формироваться гораздо
медленнее.
начальном этапе создания навыков важен контроль. Педагог должен проверять,
как каждый воспитанник выполняет определённое действие, равно как и всё задание
целиком.
4.Личный пример взрослого
Малыши весьма наблюдательны, всегда стремятся подражать взрослым. Вот
почему воспитатель (а также его помощник) всегда должен быть образцом для детей: в
поведении, манере разговаривать, одежде и пр. Его пример может быть и прямым
(«Повторяй за мной»), и косвенным (используются разные способы для привлечения
детского внимания).
5.Обязательная похвала
Обязательно нужно поощрять дошкольников, которые хорошо справились с
заданием. Ободрение поступка ребёнка вызовет у остальных малышей желание поступать
подобным образом, ведь им тоже хочется, чтобы их хвалили. При этом педагог должен
показывать свою искреннюю заинтересованность, уверенность в возможностях детей.
6.Использование фольклора и художественной литературы, беседы
Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным
словом. Очень хорошо использовать фольклор, художественные произведения
7.Наглядность
При работе с маленькими дошкольниками наглядность (тематические картинки,
плакаты,
алгоритмы
действий и пр.)
имеет
крайне важное значение,
поскольку
абстрактное мышление у них ещё не развито — оно наглядно-образное. Картинки будут
постоянно напоминать им о важных вещах. Причём они должны висеть на видном месте,
всё время быть перед глазами ребят.
К средствам наглядности относится просмотр видеороликов и мультфильмов на
соответствующую тему, например, «Мойдодыр», «Винни-Пух идёт в гости», «Муха-
Цокотуха» и пр.
8. Взаимодействие с семьёй
Обязательное условие для плодотворного культурно-гигиенического воспитания —
контакт педагога с семьёй. Родителям нужно всё время закреплять дома навыки,
первоначально усвоенные в детском саду. Например, если воспитатель учит детей
самостоятельно мыть руки, то мама также должна побуждать сына или дочь к
самостоятельности, а не делать всё сама.
Родители обязательно должны закреплять дома с детьми полученные в детском
саду навыки. Тесный контакт с родителями воспитанников позволяет мне более успешно
решать проблему формирования КГН. Дети дома с родителями повторяют знакомые
потешки, стихи, сказки, закрепляя навыки КГН, развивая речь, расширяя представления
об окружающем.
Список литературы:
1.
Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания
детей от 3 до 9. - М.: Просвещение,2011. - 273с.
2.
Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста // Под. Ред. Н. Н.
Поддъякова, Ф. А. Сохина. - М.: Логос. 2012. - С. 86 - 97
3.
Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой
комплект / Е.Ю. Конина. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 12 с.
4.
Эдаева А. Ж. Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста, или
как привить малышу культурно-гигиенические навыки. Журнал. Плюс до и после.
№6. 2013. - С. 15 - 19.