Напоминание

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста


Автор: Куценко Олеся Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 42
Населённый пункт: Хабаровский край , г. Комсомольск - на - Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование культурно–гигиенических навыков у детей раннего возраста

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию

здорового дошкольника. Проблема формирования культурно- гигиенических навыков у

детей раннего возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько

она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она

способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также

воспитанию культуры поведения.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из

приоритетных заданий педагога ДОУ. Детям необходимо не просто рассказать о том, как

себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике.

Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении

— это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём

внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения

простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности,

культурное взаимодействие с другими людьми.

Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители

едва

ли

не

с

рождения

приучают

сына

или

дочь

к

самостоятельности

и

аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.

Формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому

работа по воспитание культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в

процессе разнообразных видов деятельности.

В процессе режимных моментов в течение дня. (Приём детей, в процессе

умывания и организации приёма пищи, формирование навыков самообслуживания при

раздевании и одевании)

Методы и приёмы обучения

Для успешного становления КГН у дошкольников необходимо задействовать массу

педагогических

приёмов.

Делать

это

нужно

с

обязательным

учётом

возраста

воспитанников. Так при работе с малышами самыми актуальными будут следующие

приёмы.

1.Показ с подробным объяснением

Каждое действие воспитатель обязательно показывает. При этом оно разделяется на

отдельные операции: выделяются наиболее важные и вспомогательные. Например, в

процессе мытья рук самым важным будет процесс намыливание и смывание моющего

средства. Всё остальное — уже дополнительные манипуляции: взять мыло , снять

полотенце, тщательно вытереть руки, затем повесить его на крючок.

2.Упражнение и контроль

Чтобы у малышей младшей группы сформировался устойчивый культурно-гигиенический

навык, определённые действия должны повторяться многократно. Ведь это те же

привычки, и они должны стать очень прочными.

В этом плане крайне важно соблюдать единство требований всех сотрудников,

работающих в группе. Ведь когда в разные смены к детям приходят два воспитателя,

нередко они ведут себя по-разному. Например, один педагог приучает малышей

обязательно вытирать ротик салфеткой после приёма пищи, а другой не уделяет этому

особого внимания. Естественно, в таком случае навык будет формироваться гораздо

медленнее.

начальном этапе создания навыков важен контроль. Педагог должен проверять,

как каждый воспитанник выполняет определённое действие, равно как и всё задание

целиком.

4.Личный пример взрослого

Малыши весьма наблюдательны, всегда стремятся подражать взрослым. Вот

почему воспитатель (а также его помощник) всегда должен быть образцом для детей: в

поведении, манере разговаривать, одежде и пр. Его пример может быть и прямым

(«Повторяй за мной»), и косвенным (используются разные способы для привлечения

детского внимания).

5.Обязательная похвала

Обязательно нужно поощрять дошкольников, которые хорошо справились с

заданием. Ободрение поступка ребёнка вызовет у остальных малышей желание поступать

подобным образом, ведь им тоже хочется, чтобы их хвалили. При этом педагог должен

показывать свою искреннюю заинтересованность, уверенность в возможностях детей.

6.Использование фольклора и художественной литературы, беседы

Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным

словом. Очень хорошо использовать фольклор, художественные произведения

7.Наглядность

При работе с маленькими дошкольниками наглядность (тематические картинки,

плакаты,

алгоритмы

действий и пр.)

имеет

крайне важное значение,

поскольку

абстрактное мышление у них ещё не развито — оно наглядно-образное. Картинки будут

постоянно напоминать им о важных вещах. Причём они должны висеть на видном месте,

всё время быть перед глазами ребят.

К средствам наглядности относится просмотр видеороликов и мультфильмов на

соответствующую тему, например, «Мойдодыр», «Винни-Пух идёт в гости», «Муха-

Цокотуха» и пр.

8. Взаимодействие с семьёй

Обязательное условие для плодотворного культурно-гигиенического воспитания —

контакт педагога с семьёй. Родителям нужно всё время закреплять дома навыки,

первоначально усвоенные в детском саду. Например, если воспитатель учит детей

самостоятельно мыть руки, то мама также должна побуждать сына или дочь к

самостоятельности, а не делать всё сама.

Родители обязательно должны закреплять дома с детьми полученные в детском

саду навыки. Тесный контакт с родителями воспитанников позволяет мне более успешно

решать проблему формирования КГН. Дети дома с родителями повторяют знакомые

потешки, стихи, сказки, закрепляя навыки КГН, развивая речь, расширяя представления

об окружающем.

Список литературы:

1.

Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания

детей от 3 до 9. - М.: Просвещение,2011. - 273с.

2.

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста // Под. Ред. Н. Н.

Поддъякова, Ф. А. Сохина. - М.: Логос. 2012. - С. 86 - 97

3.

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой

комплект / Е.Ю. Конина. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 12 с.

4.

Эдаева А. Ж. Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста, или

как привить малышу культурно-гигиенические навыки. Журнал. Плюс до и после.

№6. 2013. - С. 15 - 19.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!