Автор: Дюкарева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №34"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Рекомендации родителям по выполнению домашнего задания учениками начальной школы.
Раздел: начальное образование
Рекомендации родителям по
выполнению домашних
заданий в начальных классах.
Редкий родитель не сталкивается с
проблемой приготовления уроков дома.
Особенно это волнует, когда твой ребенок
только
пошел
в
школу.
Ведь
инстинктивно мы чувствуем: если что-то
упустим сейчас, мучиться придется все
оставшиеся школьные годы.
Домашние задания и время их
выполнения
Оптимальная продолжительность подготовки домашних заданий с учетом
психофизиологии возраста, составляет в 1 классе - до 1 часа (3/4 часа).
Как организовать домашние занятия?
Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок
дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у ребёнка
быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол,
быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все задания
и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать свои
действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется
позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко старательно
выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на которое и задано
это упражнение.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо
понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется.
Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется
спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается
медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более
легких уроков. Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и
по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет.
Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может
полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей.
Хорошо, чтобы такое умение выработалось к моменту его перехода в среднюю
школу. Ученик средних и старших классов должен уже владеть способами
самопроверки с помощью логических и образных схем.
Советы при выполнении домашнего задания
Старайтесь эмоционально поддерживать своего
ребёнка. Не говорите ему: «Другие дети могут, а
ты - неспособный». Скажите ему, что у него
получается
неплохо,
хотя
есть
и
отдельные
недостатки. Но ведь он для того и учится, чтобы
получилось
с
каждым
разом
ещё
лучше.
Обязательно отмечайте его успехи. Покажите
ребёнку, что Вы «с ним вместе».
Не старайтесь выполнить за ребёнка его задание: ему нужно постепенно
научиться работать самому. Предложите ребёнку, чтобы он самостоятельно
оценил результаты своей работы. Это очень важное умение - научиться
оценивать свою работу. Если ребёнок сделал ошибки, пусть попробует найти
их самостоятельно. Если он испытывает затруднения, помогите ему (по
принципу «горячо - холодно»). Если Вы видите, что Ваш ребёнок увлечен
работой - отойдите от него на время. Но в конце обязательно совместно с ним
оцените его труд.
При письме важно, чтобы ребёнок проговаривал слова (звуки). Пусть он
«бубнит»- это полезный навык на начальном этапе обучения письму и
дополнительная гарантия, что он не напишет букве лишнюю «палочку».
Если у ребёнка что-то не получается, помогите ему на промежуточных
стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно
подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В
заключение обязательно похвалите ребёнка: «Вот видишь, какой ты молодец!
Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда
у ребёнка появится позитивная установка «Я могу».
Почаще хвалите маленького ученика за любую победу и не акцентируйте
внимание на неудачах. Если ребёнку легко дается счёт и не получается
правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет
стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В Ваших силах
внушить ребёнку волю к победе. Не обзывайте его смешными и обидными
прозвищами, если он что-то плохо делает, чтобы избежать Вашей насмешки
ребёнок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не
захочет научиться красиво писать, или не будет стремиться хорошо выполнять
задания.
Позволяйте своему ребёнку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним
совместно, некоторые дети даже в первом классе все еще недостаточно
фантазируют, недостаточно умеют играть сами. Стимулируйте ребёнка к
занятиям через совместную с Вами игру, например игру «В школу».
Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться
сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это
первые 4-6 недель, конец 2 четверти, первая неделя после зимних каникул,
средина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к
состоянию ребёнка.
Домашние задания и...
хорошее настроение
У
ребенка
выработается
и
затем
сохранится положительный настрой на
приготовление домашних заданий, если
вы:
с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и
самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от
его дела, послав в магазин или включить телевизор;
в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному
труду;
вернувшись, домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не
станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму
приветствия;
не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в
процессе работы;
никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство
наказания за проступки;
постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых
промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете
отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и
знал, что ты их насажаешь!");
в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность
похвалить
ребенка
за
затраченные
усилия;
отметите
любые,
даже
незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем
вчера", "Ты сегодня так старался!").