Напоминание

"Первоцветы"


Автор: Королева Лилия Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Сертоловский ДСКВ № 1
Населённый пункт: Минск
Наименование материала: Конспект НОД по ОО "Познание. ФЦКМ": "На помощь жителям Цветочной страны"
Тема: "Первоцветы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Сертоловский ДСКВ № 1»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО

«Познание. ФЦКМ»

для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности с ТНР

на тему: «На помощь жителям Цветочной страны».

Воспитатель: Королева Лилия Дмитриевна

Г. Сертолово

2021г.

Цель: расширение и обогащение знаний

по теме: «Первоцветы».

Задачи:

Образовательные:

1.

Упражнять в умении обобщать и классифицировать первоцветы.

2.

Закрепить представление детей о характерных особенностях природы

весной.

3.

Развивать грамматический строй речи.

Развивающие:

1.

Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие.

2.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

1.Формировать экологическую культуру детей.

2. Воспитывать любовь к родному краю.

3. Воспитывать уважение к сверстникам, умение выслушать их и придти

на помощь.

Интеграция образовательных областей:

познание,

речевое развитие,

социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методические приемы:

Наглядный: презентация «Первоцветы».

Словесный: метод проблемного обучения.

Практический: дидактическая игра« Собери картинку», физкультминутка.

Демонстрационный материал: мультимедийная установка, презентация на

тему «Первоцветы», изображения первоцветов, маленькие значки Красной

книги, корзина.

Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением первоцветов.

Предварительная работа:

1.

Рассматривание иллюстраций с изображением первоцветов.

2.

Беседа о Красной книге России.

3.

Изучение экологических знаков.

4.

Посадка и выращивание тюльпанов.

5.

Рассматривание картин русских художников: И. Левитана «Весна.

Большая вода», «Март», Н. В. Бакшеева «Голубая весна», А. И.

Куинджи «Ранняя весна».

6.

Чтение произведений: С. Я. Маршака «12 месяцев», Г. Х. Андерсена

«Подснежник», «Дюймовочка», «Снежная королева», сказка «Про

Ивана – дурака и подснежники», М. Скребцова «Медуница и шмель»,

«Азалия и кот», «Зимы, ветра да солнышка детки», «Как ежик с зайцем

подснежники искали», Н. Павлова « Мать – и – мачеха», Э. Шима

«Мать – и – мачеха, ветреница, голубая перелеска и медуница».

7.

Прослушивание альбома П. И. Чайковского «Времена года»: «Март.

Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Этап \задача

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Вводная

часть:

Организационн

ый момент.

Задачи: создать

положительный

эмоциональный

настрой на

совместную

деятельность

Педагог (далее – П):

Милый друг

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Дети(далее - Д):

здравствуйте.

Мотивационно –

ориентировочн

ый этап.

Задачи:

актуализация

знаний.

СЛЙД 2

«Весна»

Звучит музыка П. И. Чайковского

«Времена года. Апрель.

Подснежник».

П: Ребята, скажите пожалуйста,

какое сейчас время года?

П: Назовите весенние месяцы.

П: Весна бывает разной. Опишите

раннюю весну. Какая она?

П: Какая сейчас весна?

Опишите ее.

Д: Сейчас время

года - весна.

Д: март, апрель и

май.

Д: ранней весной

еще холодно,

лежит снег,

морозно, солнце

светит, но не греет

и рано садится.

Д: День сейчас

длиннее,

солнышко уже

греет, птицы сидят

на гнездах,

раскрываются

почки, появилось

СЛАЙД 3 с

изображением

письма.

Проблемно –

поисковый этап.

Задачи: создание

условий для

совместного

определения

решения

проблем.

П: Ребята, в этот майский день к

нам пришло письмо от жителей

Цветочной страны.

«Здравствуйте, ребята! В нашей

стране потерялись странички из

Красной книги. Мы растерялись и

забыли, как выглядят первоцветы.

Помогите, пожалуйста!»

П: Мы поможем жителям

Цветочной страны?

П: Как мы сможем помочь?

много

первоцветов.

Д: Да.

Д: Мы расскажем

им о первоцветах

и пришлем

жителям

Цветочной страны

утерянные

странички из

Красной книги.

Основная часть.

СЛАЙД 4

«Красная

книга»

СЛАЙД 5

«Запрещающие

знаки»

П: Молодцы! А что же такое

Красная книга?

П: Почему они исчезают ?

П: Что такое первоцветы?

П: Молодцы! А как надо относиться

к первоцветам?

П: Почему их нужно беречь?

П: Расскажите как мы их бережем?

П: Где растут первоцветы?

Д: Красная книга

– это книга, в

которую занесены

все исчезающие

виды животных,

насекомых и

растений.

Д: Исчезают

потому, что люди

их не берегли.

Д: первоцветы -

это первые цветы.

Д: Первоцветы

нужно беречь.

Д: Первоцветы

нужно беречь,

потому, что их

осталось мало в

природе.

Д: Не рвем, не

топчем, не

разводим костер,

не шумим.

Д: Первоцветы

растут в лесу, на

П: Правильно. А какие именно

первоцветы занесены в Красную

книгу нам поможет путешествие.

Путешествовать любите?

П: Тогда вперед!

Вокруг себя обернитесь!

В весеннем лесу очутитесь!

лугу, в саду.

Д: Да!

Дети делают

оборот вокруг

себя.

Основная часть.

СЛАЙД 6

«Весенний лес».

СЛАЙД 7 «Сон

– трава»

П: Мы находимся в лесу. Ребята, а

как выглядит лес весной?

П: Молодцы. А сейчас послушайте и

отгадайте загадку:

«Дальний лес стоит стеной

А в лесу в глуши лесной.

На суку сидит сова.

Там растет усни- трава.

Говорят, усни – трава

Знает сонные слова.

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова».

П: Молодцы. Почему этот цветок

так назвали?

П: Молодцы. Давайте попробуем

подобрать как можно больше слов,

которые бы помогли нам описать

это растение. Какой это цветок?

Д: В лесу много

влаги. Еще не

распустились

листья на

деревьях. Много

прошлогодней

травы и листьев.

Д: этот первоцвет

называется сон –

трава.

Д: этот цветок так

называется

потому, что у

цветков

наклонены

головки. И они

смотрят в низ, как

будто спят.

Д: Этот цветок

красивый,

фиолетовый,

СЛАЙД 8

«Ветреница»

СЛАЙД 9

«Подснежник»

П: Молодцы, правильно. Как люди

сберегли этот цветок?

.

П: вот и готова первая страничка

Красной книги.

П: Молодцы. Следующая загадка.

«Что за чудо цветок

Нежный, белый лепесток.

С ветерком играет.

Дубраву украшает».

П: Правильно. Откуда у него такое

интересное название?

П: Молодцы. А какие слова

подходят под описание?

П: Как люди его берегут?

П: вот и готова вторая страничка.

П: следующая загадка:

«Самый первый,

Самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется ……….»

П: Молодцы. Как вы думаете,

почему он так называется?

спящий,

шелковистый.

Д: Люди это

растение занесли в

Красную книгу

России.

Дети картинку с

сон – травой

складывают в

корзину.

Д: Этот цветок

называется

ветреница.

Д: Он так

называется

потому, что на

ветру дрожит, и

его лепестки

опадают от

дуновения ветра.

Она еще бывает

желтый.

Д: чудесный,

нежный, белый,

дрожащий,

весенний.

Д: Люди это

растение занесли в

Красную книгу

России.

Ребенок картинку

ветреницей и

складывает в

корзину.

Д: Подснежник.

Д: Называется он

подснежником

СЛАЙД 10

Картинка с

изображением

сказок

С. Я.Маршака

«12 месяцев»,

«Про Ивана –

дурака и

подснежники»

, М.Скребцова

«Азалия и кот»,

«Медуница и

шмель».

СЛАЙД 11

Н.Павлова

« Мать – и –

мачеха»,

Э. Шима «Мать

и – мачеха,

ветреница,

голубая

перелеска

и

медуница», Г.

Х.

Андерсен

«Снежная

королева»,

«Сказка о том,

как заяц и еж

подснежники

П: Как вы можете его описать?

Какой он?

П: Как люди берегут это растение?

П: вот и готова третья страничка.

П: Жителям Цветочной страны это

поможет.

П: Теперь я предлагаю поиграть в

игру

«4 лишний». Рассмотрите

внимательно. Какая картинка тут

лишняя? И почему?

потому, что он

первый появляется

из- под снега.

Д: он тонкий,

нежный, белый,

пробивающийся.

Д: Это растение

занесено в

Красную книгу

России.

Ребенок картинку

с подснежником и

складывает в

корзину.

Д: Дети узнают

произведения по

картинкам и

называют

лишнюю

картинку.

искали».

СЛАЙД 12

М. Скребцова

«Зимы, ветра да

солнышка

детки»,

Г.Х. Андерсен

«Дюймовочка»,

«Подснежник»,

М.

Скребцова

«Цветок

кактуса»

СЛАЙД 13

Луг

.

П: Молодцы!

П: Ребята, мы с вами находимся в

лесу. Какой в лесу воздух?

П: Правильно. Давайте подышим

чистым воздухом.

«Мы шли, шли, шли,

И подснежники нашли,

Раз, два, три, четыре, пять

Будим глубоко дышать».

Упражнение №1 «Обнимашки»

Исходное положение: стоя, руки

перед

собой.

На счет 1 – руки — в стороны

( вдох; 2-ребенок обхватывает свои

плечи руками (выдох). Повторить 4

—5 раз.

Упражнение

№2«Вырасти

большой»

Встать

прямо,

ноги

вместе,

поднять

руки

вверх,

хорошо

потянуться, подняться на носки—

вдох,

опустить

руки-вниз,

опуститься

на

всю

ступню

выдох. Повторить 4—5 раз.

П: Наше путешествие продолжается.

Впереди мы видим луг. Луг - это

открытое пространство. Какие

первоцветы тут растут?

П: как называются цветы, которые

растут на лугу?

Д: воздух в лесу

чистый и свежий.

Дети выполняют

дыхательную

гимнастику.

Д: тут растут

цветы, которые

любят много

солнца.

Д: Цветы, которые

растут на лугу,

СЛАЙД 14

«Мать и

мачеха»

.

П: Давайте познакомимся с ними по

– ближе.

Перед вами два конверта, на одном

из которых стоит звездочка. Там

лежат разрезные картинки. Если вам

при выполнении задания

понадобиться помощь – обратитесь

к другу.

Дидактическая игра « Сложи

картинку» (Разрезные картинки

мать и – мачехи, медуницы,

печеночницы.)

П: Ну что, ребята, получилось у вас

собрать картинки? Проверьте другу

друга.

П: Молодцы. Какой красивый луг у

нас получился!

Воспитатель показывает картинку

мать и мачехи. Подскажите, как

называется этот первоцвет? Почему

он так называется?

П: Это растение занесено в Красную

книгу?

П: Почему?

называются

луговые.

Дети выполняют

задание.

Д: Да, получилось.

Д: Это мать и

мачеха.

Называется

потому, что

верхняя часть

листьев гладкая и

холодная. А

нижняя -теплая и с

пушком.

Приложишь такой

листок нижней

стороной к щеке –

и покажется, что

твоей щеки

коснулись

ласковые руки

матери. А

приложишь

гладкой стороной

– и станет

неуютно, холодно.

Д: Нет.

Д: Не занесено,

потому, что его

много. Оно

лекарственное

СЛАЙД 15

«Медуница»

СЛАЙД 16

«Печеночница»

П: Правильно. А вот этот первоцвет

как называется? Зачем ему такие

разные цветочки?

П: Как человек сохранил его?

П :вот и готова четвертая.

Страничка.

П: Как называется этот цветок?

П: Какое интересное название.

Скажите, почему так называется?

П: Действительно это так. Как это

растение охраняется?

П: вот и пятая страничка .

Давайте поиграем - посчитаем!

(Дидактическая игра «Один -

много»)

Одна медуница, две медуницы, три

медуницы, четыре медуницы, пять

медуниц.

Одна примула,………… много

примул.

Один подснежник,… много

подснежников.

растение.

Д: Это медуница.

Этот цветок так

называется

потому, что он

дает мед. И ему

нужно привлекать

шмелей и пчел.

Д: Это растение

занесено в

Красную книгу

России.

Ребенок

складывает в

корзину

следующую

страничку.

Д: Это

печеночница.

Д: Это растение

так называется

потому, что

раньше люди

думали, что оно

лечит печень.

Д: Это растение

занесено в

Красную книгу

России.

Ребенок

складывает в

корзину

следующую

страничку.

СЛАЙД 17

«Сад»

СЛАЙД 18

«Примула»

Одна ветреница,……много

ветрениц.

Один тюльпан,………много

тюльпанов.

Одна сон трава.……..много сон

травы.

П: Молодцы, ребята, на лугу

погуляли. Теперь мы отправляемся в

сад. Какие первоцветы тут растут?

П: Да, правильно. Для чего?

П: Чем отличаются садовые цветы

от луговых?

П: Вы правы. Дело в том, что люди

полюбили их. Они захотели

любоваться ими каждый день возле

своих домов. Для этого специалисты

взяли цветочки из дикой природы и

вывели новые сорта. Вот, что у них

получилось.

П: Как называется этот цветок?

П: Какое еще есть у примулы

название?

П: Подскажите, почему ее так

называют?

П: Как человек сберег примулу в

природе?

Д: Здесь растут

цветы, которые

выращивают

люди.

Д: Чтоб было

красиво везде.

Д: за садовыми

ухаживают люди

(садят, поливают,

лечат). А луговые

растут сами.

Д. Это примула.

Д: примулу еще

называют

ключиками и

барашками.

Д: ключиками

называют, потому,

что цветы

примулы

напоминают

связку ключей. А

барашками

называют, потому,

что листочки

напоминают

шерсть барашков.

Д: человек занес

примулу в

СЛАЙД 19

«Крокусы»

СЛАЙД 20

«Тюльпаны»

СЛАЙД 21

«Схема посадки

тюльпанов»

СЛАЙД 22

«Итог посадки

тюльпанов»

П: Молодцы. А какое название у

этого первоцвета?

П: А этот цветок как называется?

П: Вы правы. И примула, и крокус, и

тюльпан - это первоцветы. Вот

какие цветы были в природе, а

какими они стали.

П: Как человек сохранил их в

природе?

П: Молодцы, мы добавили еще

несколько страничек в Красную

книгу.

П: Ребята, вы большие молодцы.

Наше путешествие заканчивается, и

мы возвращаемся в детский сад.

«Вокруг себя обернитесь

И в детский сад возвратитесь».

П: Ребята, как можно любоваться

первоцветами не срывая их?

П: Правильно! Где можно

выращивать цветы?

П: Хорошо. А как это сделать

правильно?

Давайте вспомним, как это было.

Ведь у нас с вами уже есть опыт.

П: Правильно. Что же у нас

получилось?

Красную книгу.

Д: Этот цветок

называются

крокусом.

Д: это тюльпан.

Д: И примула, и

крокусы, и

тюльпаны

занесены в

Красную книгу.

Ребенок

складывают в

корзину

изображения

цветов.

Дети

оборачиваются

вокруг своей оси.

Д: Их можно

вырастить самим.

Д: в теплицах,

оранжереях, дома.

Д: Нужно

насыпать землю в

горшок, посадить

луковицу, потом

поставить на

подоконник и

поливать.

Дети делятся

опытом

выращивания

тюльпанов.

( почему выросли

и почему не

выросли)

Заключительны

й этап.

Рефлексия

деятельности.

СЛАЙД 21

«Письмо»

П: Ребята для жителей Цветочной

страны мы собрали картинки.

Давайте их отошлем. (Корзина с

картинками «отправляется по

почте»).

П: Ребята, что вам запомнилось в

путешествии? Чему вы научились?

Как пригодится в жизни?

П: Может быть были трудности?

Воспитатель предлагает детям

оценить свою работу на занятии

путем выбора цветка определенного

цвета, которые лежат на подносе.

Розовый цветок – положительная

оценка собственным действиям.

Коричневый цветок –

отрицательная оценка.

Раздается звуковой сигнал.

П: Ребята, пришло письмо от

жителей Цветочной страны.

«Дорогие ребята! Большое спасибо

за помощь. Мы воспользуемся

вашими страничками, и, как и вы

будем беречь первоцветы!

Дети делятся

своими

впечатлениями о

занятии

.

Дети делают свой

выбор.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!