Автор: Королева Лилия Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Сертоловский ДСКВ № 1
Населённый пункт: Минск
Наименование материала: Конспект НОД по ОО "Познание. ФЦКМ": "На помощь жителям Цветочной страны"
Тема: "Первоцветы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Сертоловский ДСКВ № 1»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО
«Познание. ФЦКМ»
для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности с ТНР
на тему: «На помощь жителям Цветочной страны».
Воспитатель: Королева Лилия Дмитриевна
Г. Сертолово
2021г.
Цель: расширение и обогащение знаний
по теме: «Первоцветы».
Задачи:
Образовательные:
1.
Упражнять в умении обобщать и классифицировать первоцветы.
2.
Закрепить представление детей о характерных особенностях природы
весной.
3.
Развивать грамматический строй речи.
Развивающие:
1.
Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие.
2.
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
1.Формировать экологическую культуру детей.
2. Воспитывать любовь к родному краю.
3. Воспитывать уважение к сверстникам, умение выслушать их и придти
на помощь.
Интеграция образовательных областей:
познание,
речевое развитие,
социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методические приемы:
Наглядный: презентация «Первоцветы».
Словесный: метод проблемного обучения.
Практический: дидактическая игра« Собери картинку», физкультминутка.
Демонстрационный материал: мультимедийная установка, презентация на
тему «Первоцветы», изображения первоцветов, маленькие значки Красной
книги, корзина.
Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением первоцветов.
Предварительная работа:
1.
Рассматривание иллюстраций с изображением первоцветов.
2.
Беседа о Красной книге России.
3.
Изучение экологических знаков.
4.
Посадка и выращивание тюльпанов.
5.
Рассматривание картин русских художников: И. Левитана «Весна.
Большая вода», «Март», Н. В. Бакшеева «Голубая весна», А. И.
Куинджи «Ранняя весна».
6.
Чтение произведений: С. Я. Маршака «12 месяцев», Г. Х. Андерсена
«Подснежник», «Дюймовочка», «Снежная королева», сказка «Про
Ивана – дурака и подснежники», М. Скребцова «Медуница и шмель»,
«Азалия и кот», «Зимы, ветра да солнышка детки», «Как ежик с зайцем
подснежники искали», Н. Павлова « Мать – и – мачеха», Э. Шима
«Мать – и – мачеха, ветреница, голубая перелеска и медуница».
7.
Прослушивание альбома П. И. Чайковского «Времена года»: «Март.
Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».
Этап \задача
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Вводная
часть:
Организационн
ый момент.
Задачи: создать
положительный
эмоциональный
настрой на
совместную
деятельность
Педагог (далее – П):
Милый друг
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Дети(далее - Д):
здравствуйте.
Мотивационно –
ориентировочн
ый этап.
Задачи:
актуализация
знаний.
СЛЙД 2
«Весна»
Звучит музыка П. И. Чайковского
«Времена года. Апрель.
Подснежник».
П: Ребята, скажите пожалуйста,
какое сейчас время года?
П: Назовите весенние месяцы.
П: Весна бывает разной. Опишите
раннюю весну. Какая она?
П: Какая сейчас весна?
Опишите ее.
Д: Сейчас время
года - весна.
Д: март, апрель и
май.
Д: ранней весной
еще холодно,
лежит снег,
морозно, солнце
светит, но не греет
и рано садится.
Д: День сейчас
длиннее,
солнышко уже
греет, птицы сидят
на гнездах,
раскрываются
почки, появилось
СЛАЙД 3 с
изображением
письма.
Проблемно –
поисковый этап.
Задачи: создание
условий для
совместного
определения
решения
проблем.
П: Ребята, в этот майский день к
нам пришло письмо от жителей
Цветочной страны.
«Здравствуйте, ребята! В нашей
стране потерялись странички из
Красной книги. Мы растерялись и
забыли, как выглядят первоцветы.
Помогите, пожалуйста!»
П: Мы поможем жителям
Цветочной страны?
П: Как мы сможем помочь?
много
первоцветов.
Д: Да.
Д: Мы расскажем
им о первоцветах
и пришлем
жителям
Цветочной страны
утерянные
странички из
Красной книги.
Основная часть.
СЛАЙД 4
«Красная
книга»
СЛАЙД 5
«Запрещающие
знаки»
П: Молодцы! А что же такое
Красная книга?
П: Почему они исчезают ?
П: Что такое первоцветы?
П: Молодцы! А как надо относиться
к первоцветам?
П: Почему их нужно беречь?
П: Расскажите как мы их бережем?
П: Где растут первоцветы?
Д: Красная книга
– это книга, в
которую занесены
все исчезающие
виды животных,
насекомых и
растений.
Д: Исчезают
потому, что люди
их не берегли.
Д: первоцветы -
это первые цветы.
Д: Первоцветы
нужно беречь.
Д: Первоцветы
нужно беречь,
потому, что их
осталось мало в
природе.
Д: Не рвем, не
топчем, не
разводим костер,
не шумим.
Д: Первоцветы
растут в лесу, на
П: Правильно. А какие именно
первоцветы занесены в Красную
книгу нам поможет путешествие.
Путешествовать любите?
П: Тогда вперед!
Вокруг себя обернитесь!
В весеннем лесу очутитесь!
лугу, в саду.
Д: Да!
Дети делают
оборот вокруг
себя.
Основная часть.
СЛАЙД 6
«Весенний лес».
СЛАЙД 7 «Сон
– трава»
П: Мы находимся в лесу. Ребята, а
как выглядит лес весной?
П: Молодцы. А сейчас послушайте и
отгадайте загадку:
«Дальний лес стоит стеной
А в лесу в глуши лесной.
На суку сидит сова.
Там растет усни- трава.
Говорят, усни – трава
Знает сонные слова.
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова».
П: Молодцы. Почему этот цветок
так назвали?
П: Молодцы. Давайте попробуем
подобрать как можно больше слов,
которые бы помогли нам описать
это растение. Какой это цветок?
Д: В лесу много
влаги. Еще не
распустились
листья на
деревьях. Много
прошлогодней
травы и листьев.
Д: этот первоцвет
называется сон –
трава.
Д: этот цветок так
называется
потому, что у
цветков
наклонены
головки. И они
смотрят в низ, как
будто спят.
Д: Этот цветок
красивый,
фиолетовый,
СЛАЙД 8
«Ветреница»
СЛАЙД 9
«Подснежник»
П: Молодцы, правильно. Как люди
сберегли этот цветок?
.
П: вот и готова первая страничка
Красной книги.
П: Молодцы. Следующая загадка.
«Что за чудо цветок
Нежный, белый лепесток.
С ветерком играет.
Дубраву украшает».
П: Правильно. Откуда у него такое
интересное название?
П: Молодцы. А какие слова
подходят под описание?
П: Как люди его берегут?
П: вот и готова вторая страничка.
П: следующая загадка:
«Самый первый,
Самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется ……….»
П: Молодцы. Как вы думаете,
почему он так называется?
спящий,
шелковистый.
Д: Люди это
растение занесли в
Красную книгу
России.
Дети картинку с
сон – травой
складывают в
корзину.
Д: Этот цветок
называется
ветреница.
Д: Он так
называется
потому, что на
ветру дрожит, и
его лепестки
опадают от
дуновения ветра.
Она еще бывает
желтый.
Д: чудесный,
нежный, белый,
дрожащий,
весенний.
Д: Люди это
растение занесли в
Красную книгу
России.
Ребенок картинку
ветреницей и
складывает в
корзину.
Д: Подснежник.
Д: Называется он
подснежником
СЛАЙД 10
Картинка с
изображением
сказок
С. Я.Маршака
«12 месяцев»,
«Про Ивана –
дурака и
подснежники»
, М.Скребцова
«Азалия и кот»,
«Медуница и
шмель».
СЛАЙД 11
Н.Павлова
« Мать – и –
мачеха»,
Э. Шима «Мать
–
и – мачеха,
ветреница,
голубая
перелеска
и
медуница», Г.
Х.
Андерсен
«Снежная
королева»,
«Сказка о том,
как заяц и еж
подснежники
П: Как вы можете его описать?
Какой он?
П: Как люди берегут это растение?
П: вот и готова третья страничка.
П: Жителям Цветочной страны это
поможет.
П: Теперь я предлагаю поиграть в
игру
«4 лишний». Рассмотрите
внимательно. Какая картинка тут
лишняя? И почему?
потому, что он
первый появляется
из- под снега.
Д: он тонкий,
нежный, белый,
пробивающийся.
Д: Это растение
занесено в
Красную книгу
России.
Ребенок картинку
с подснежником и
складывает в
корзину.
Д: Дети узнают
произведения по
картинкам и
называют
лишнюю
картинку.
искали».
СЛАЙД 12
М. Скребцова
«Зимы, ветра да
солнышка
детки»,
Г.Х. Андерсен
«Дюймовочка»,
«Подснежник»,
М.
Скребцова
«Цветок
кактуса»
СЛАЙД 13
Луг
.
П: Молодцы!
П: Ребята, мы с вами находимся в
лесу. Какой в лесу воздух?
П: Правильно. Давайте подышим
чистым воздухом.
«Мы шли, шли, шли,
И подснежники нашли,
Раз, два, три, четыре, пять
Будим глубоко дышать».
Упражнение №1 «Обнимашки»
Исходное положение: стоя, руки
перед
собой.
На счет 1 – руки — в стороны
( вдох; 2-ребенок обхватывает свои
плечи руками (выдох). Повторить 4
—5 раз.
Упражнение
№2«Вырасти
большой»
Встать
прямо,
ноги
вместе,
поднять
руки
вверх,
хорошо
потянуться, подняться на носки—
вдох,
опустить
руки-вниз,
опуститься
на
всю
ступню
—
выдох. Повторить 4—5 раз.
П: Наше путешествие продолжается.
Впереди мы видим луг. Луг - это
открытое пространство. Какие
первоцветы тут растут?
П: как называются цветы, которые
растут на лугу?
Д: воздух в лесу
чистый и свежий.
Дети выполняют
дыхательную
гимнастику.
Д: тут растут
цветы, которые
любят много
солнца.
Д: Цветы, которые
растут на лугу,
СЛАЙД 14
«Мать и
мачеха»
.
П: Давайте познакомимся с ними по
– ближе.
Перед вами два конверта, на одном
из которых стоит звездочка. Там
лежат разрезные картинки. Если вам
при выполнении задания
понадобиться помощь – обратитесь
к другу.
Дидактическая игра « Сложи
картинку» (Разрезные картинки
мать и – мачехи, медуницы,
печеночницы.)
П: Ну что, ребята, получилось у вас
собрать картинки? Проверьте другу
друга.
П: Молодцы. Какой красивый луг у
нас получился!
Воспитатель показывает картинку
мать и мачехи. Подскажите, как
называется этот первоцвет? Почему
он так называется?
П: Это растение занесено в Красную
книгу?
П: Почему?
называются
луговые.
Дети выполняют
задание.
Д: Да, получилось.
Д: Это мать и
мачеха.
Называется
потому, что
верхняя часть
листьев гладкая и
холодная. А
нижняя -теплая и с
пушком.
Приложишь такой
листок нижней
стороной к щеке –
и покажется, что
твоей щеки
коснулись
ласковые руки
матери. А
приложишь
гладкой стороной
– и станет
неуютно, холодно.
Д: Нет.
Д: Не занесено,
потому, что его
много. Оно
лекарственное
СЛАЙД 15
«Медуница»
СЛАЙД 16
«Печеночница»
П: Правильно. А вот этот первоцвет
как называется? Зачем ему такие
разные цветочки?
П: Как человек сохранил его?
П :вот и готова четвертая.
Страничка.
П: Как называется этот цветок?
П: Какое интересное название.
Скажите, почему так называется?
П: Действительно это так. Как это
растение охраняется?
П: вот и пятая страничка .
Давайте поиграем - посчитаем!
(Дидактическая игра «Один -
много»)
Одна медуница, две медуницы, три
медуницы, четыре медуницы, пять
медуниц.
Одна примула,………… много
примул.
Один подснежник,… много
подснежников.
растение.
Д: Это медуница.
Этот цветок так
называется
потому, что он
дает мед. И ему
нужно привлекать
шмелей и пчел.
Д: Это растение
занесено в
Красную книгу
России.
Ребенок
складывает в
корзину
следующую
страничку.
Д: Это
печеночница.
Д: Это растение
так называется
потому, что
раньше люди
думали, что оно
лечит печень.
Д: Это растение
занесено в
Красную книгу
России.
Ребенок
складывает в
корзину
следующую
страничку.
СЛАЙД 17
«Сад»
СЛАЙД 18
«Примула»
Одна ветреница,……много
ветрениц.
Один тюльпан,………много
тюльпанов.
Одна сон трава.……..много сон
травы.
П: Молодцы, ребята, на лугу
погуляли. Теперь мы отправляемся в
сад. Какие первоцветы тут растут?
П: Да, правильно. Для чего?
П: Чем отличаются садовые цветы
от луговых?
П: Вы правы. Дело в том, что люди
полюбили их. Они захотели
любоваться ими каждый день возле
своих домов. Для этого специалисты
взяли цветочки из дикой природы и
вывели новые сорта. Вот, что у них
получилось.
П: Как называется этот цветок?
П: Какое еще есть у примулы
название?
П: Подскажите, почему ее так
называют?
П: Как человек сберег примулу в
природе?
Д: Здесь растут
цветы, которые
выращивают
люди.
Д: Чтоб было
красиво везде.
Д: за садовыми
ухаживают люди
(садят, поливают,
лечат). А луговые
растут сами.
Д. Это примула.
Д: примулу еще
называют
ключиками и
барашками.
Д: ключиками
называют, потому,
что цветы
примулы
напоминают
связку ключей. А
барашками
называют, потому,
что листочки
напоминают
шерсть барашков.
Д: человек занес
примулу в
СЛАЙД 19
«Крокусы»
СЛАЙД 20
«Тюльпаны»
СЛАЙД 21
«Схема посадки
тюльпанов»
СЛАЙД 22
«Итог посадки
тюльпанов»
П: Молодцы. А какое название у
этого первоцвета?
П: А этот цветок как называется?
П: Вы правы. И примула, и крокус, и
тюльпан - это первоцветы. Вот
какие цветы были в природе, а
какими они стали.
П: Как человек сохранил их в
природе?
П: Молодцы, мы добавили еще
несколько страничек в Красную
книгу.
П: Ребята, вы большие молодцы.
Наше путешествие заканчивается, и
мы возвращаемся в детский сад.
«Вокруг себя обернитесь
И в детский сад возвратитесь».
П: Ребята, как можно любоваться
первоцветами не срывая их?
П: Правильно! Где можно
выращивать цветы?
П: Хорошо. А как это сделать
правильно?
Давайте вспомним, как это было.
Ведь у нас с вами уже есть опыт.
П: Правильно. Что же у нас
получилось?
Красную книгу.
Д: Этот цветок
называются
крокусом.
Д: это тюльпан.
Д: И примула, и
крокусы, и
тюльпаны
занесены в
Красную книгу.
Ребенок
складывают в
корзину
изображения
цветов.
Дети
оборачиваются
вокруг своей оси.
Д: Их можно
вырастить самим.
Д: в теплицах,
оранжереях, дома.
Д: Нужно
насыпать землю в
горшок, посадить
луковицу, потом
поставить на
подоконник и
поливать.
Дети делятся
опытом
выращивания
тюльпанов.
( почему выросли
и почему не
выросли)
Заключительны
й этап.
Рефлексия
деятельности.
СЛАЙД 21
«Письмо»
П: Ребята для жителей Цветочной
страны мы собрали картинки.
Давайте их отошлем. (Корзина с
картинками «отправляется по
почте»).
П: Ребята, что вам запомнилось в
путешествии? Чему вы научились?
Как пригодится в жизни?
П: Может быть были трудности?
Воспитатель предлагает детям
оценить свою работу на занятии
путем выбора цветка определенного
цвета, которые лежат на подносе.
Розовый цветок – положительная
оценка собственным действиям.
Коричневый цветок –
отрицательная оценка.
Раздается звуковой сигнал.
П: Ребята, пришло письмо от
жителей Цветочной страны.
«Дорогие ребята! Большое спасибо
за помощь. Мы воспользуемся
вашими страничками, и, как и вы
будем беречь первоцветы!
Дети делятся
своими
впечатлениями о
занятии
.
Дети делают свой
выбор.