Авторы: Мельникова Надежда Леонидовна, Скулина Елена Ивановна
Должность: воспитатель ГПД, учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №229
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни младших школьников
Раздел: начальное образование
Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни у
младших школьников
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все
большее значение. Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и
народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
А что происходит в школе сегодня? Состояние здоровья российских школьников
вызывает серьезную тревогу. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый
школьник
имеет
хроническую
патологию,
у
половины
школьников
отмечаются
функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем
состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты
медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25%
первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение
родителей к своему здоровью и здоровью своих детей.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов в
формировании
личности
ребёнка.
Известно,
что
около
40%
психических
и
физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно
поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и
фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Отсюда следует, что
необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Знания о здоровом образе жизни формируются в ходе уроков и во внеурочной
деятельности. Основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с
усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение
этических норм, сформирование ценностных отношений. В ходе развития представлений
о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам,
соответствующим
возрастному развитию младших школьников, а именно игры,
викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования.
Большая роль в обучении здоровью отводится тематическим классным часам, которые
проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников
данного класса. Например, «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и
другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами
разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется
положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Одними из важных приемов формирования знаний о здоровом образе жизни мы
считаем практические занятия: «Как правильно чистить зубы», «Твой внешний вид».
Очень важная форма работы с детьми - беседы. Круг их может быть самым широким и
в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: что такое здоровье,
от чего и от кого зависит здоровье людей, как лучше заботиться о своем здоровье.
В формировании позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью
большое значение в педагогическом арсенале учителя имеет игра. Игра – это самый
эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно
дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в
различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д.
Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим
образовательным и воспитательным задачам. Какие же игры могут быть использованы?
Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также
обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило,
такие
игры
не
требуют
никакого
специального
оборудования,
инвентаря.
Они
легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая
площадка
во
дворе.
В
каждой
подвижной
игре
имеются
правила,
которые
предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и
способы действий ребенка. Подвижная игра создает благоприятные условия для
овладения
пространственной
ориентировкой,
способствует
совершенствованию
восприятия и представлений.
В подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение
детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как
целенаправленность,
целеустремленность,
ответственность,
критичность
мысли,
настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие
фантазии, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел
практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на привычное, знакомое. Все это
необходимо человеку в его будущей деятельности.
Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная
деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные
процессы, улучшает работу всех органов и систем. Во время прогулок используются игры
для развития общей выносливости: «Кто дальше», «Шаг в шаг»; для развития быстроты
движения: «Правильно и быстро», «Ловкий - смелый»; для развития координации «Лиса и
куры».
Приведём примеры подвижных игр:
«Зайцы в огороде»
В игре принимают участие не менее 3-х человек. Для игры требуется площадка, на
которой чертятся 2 круга, один в другом. Диаметр внешнего круга может быть 3-4м, а
внутреннего 1-2м. Водящий «сторож» находится во внутреннем круге «огороде».
Остальные игроки «зайцы» - во внешнем. «Зайцы» прыгают на двух ногах то в «огород»,
то – обратно. По сигналу ведущего, «сторож» ловит «зайцев», оказавшихся в «огороде»,
догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого «сторож» запятнает, выбывают из игры.
Когда все «зайцы» будут пойманы, выбирается новый «сторож», и игра начинается снова.
«Передай мяч»
Две команды встают в 2 шеренги напротив друг друга. Игроки в каждой команде
должны передать друг другу какой-либо круглый предмет: апельсин, мячик, круглую
игрушку. Придерживать предмет при передаче можно только подбородком или плечом.
Руками себе помогать нельзя. Если предмет падает, его снова передают первому игроку.
Побеждает команда первой закончившая игру.
Мы пришли к выводу, что в процессе воспитания у детей здорового образа жизни, не
обойтись без привлечения родителей. Положительный пример родителей – основа
воспитания. Поэтому на наши мероприятия мы приглашаем родителей не только в
качестве зрителей, но и активных участников. Они с удовольствием принимают участие в
загородных поездках, спортивных соревнованиях.
В формировании знаний о здоровом образе жизни у младшего школьника учитель может
использовать различные формы и методы, однако наибольшей эффективности в
воспитании можно ожидать лишь тогда, когда работа будет проводиться в системе и
педагог будет сам являться примером для подражания.