Напоминание

Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни младших школьников


Авторы: Мельникова Надежда Леонидовна, Скулина Елена Ивановна
Должность: воспитатель ГПД, учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №229
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни у

младших школьников

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все

большее значение. Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и

народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

А что происходит в школе сегодня? Состояние здоровья российских школьников

вызывает серьезную тревогу. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый

школьник

имеет

хроническую

патологию,

у

половины

школьников

отмечаются

функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем

состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты

медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25%

первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение

родителей к своему здоровью и здоровью своих детей.

Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов в

формировании

личности

ребёнка.

Известно,

что

около

40%

психических

и

физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно

поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и

фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Отсюда следует, что

необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Знания о здоровом образе жизни формируются в ходе уроков и во внеурочной

деятельности. Основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с

усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение

этических норм, сформирование ценностных отношений. В ходе развития представлений

о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам,

соответствующим

возрастному развитию младших школьников, а именно игры,

викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования.

Большая роль в обучении здоровью отводится тематическим классным часам, которые

проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников

данного класса. Например, «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и

другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами

разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется

положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Одними из важных приемов формирования знаний о здоровом образе жизни мы

считаем практические занятия: «Как правильно чистить зубы», «Твой внешний вид».

Очень важная форма работы с детьми - беседы. Круг их может быть самым широким и

в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: что такое здоровье,

от чего и от кого зависит здоровье людей, как лучше заботиться о своем здоровье.

В формировании позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью

большое значение в педагогическом арсенале учителя имеет игра. Игра – это самый

эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно

дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в

различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д.

Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим

образовательным и воспитательным задачам. Какие же игры могут быть использованы?

Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также

обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило,

такие

игры

не

требуют

никакого

специального

оборудования,

инвентаря.

Они

легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая

площадка

во

дворе.

В

каждой

подвижной

игре

имеются

правила,

которые

предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и

способы действий ребенка. Подвижная игра создает благоприятные условия для

овладения

пространственной

ориентировкой,

способствует

совершенствованию

восприятия и представлений.

В подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение

детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как

целенаправленность,

целеустремленность,

ответственность,

критичность

мысли,

настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие

фантазии, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел

практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на привычное, знакомое. Все это

необходимо человеку в его будущей деятельности.

Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная

деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные

процессы, улучшает работу всех органов и систем. Во время прогулок используются игры

для развития общей выносливости: «Кто дальше», «Шаг в шаг»; для развития быстроты

движения: «Правильно и быстро», «Ловкий - смелый»; для развития координации «Лиса и

куры».

Приведём примеры подвижных игр:

«Зайцы в огороде»

В игре принимают участие не менее 3-х человек. Для игры требуется площадка, на

которой чертятся 2 круга, один в другом. Диаметр внешнего круга может быть 3-4м, а

внутреннего 1-2м. Водящий «сторож» находится во внутреннем круге «огороде».

Остальные игроки «зайцы» - во внешнем. «Зайцы» прыгают на двух ногах то в «огород»,

то – обратно. По сигналу ведущего, «сторож» ловит «зайцев», оказавшихся в «огороде»,

догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого «сторож» запятнает, выбывают из игры.

Когда все «зайцы» будут пойманы, выбирается новый «сторож», и игра начинается снова.

«Передай мяч»

Две команды встают в 2 шеренги напротив друг друга. Игроки в каждой команде

должны передать друг другу какой-либо круглый предмет: апельсин, мячик, круглую

игрушку. Придерживать предмет при передаче можно только подбородком или плечом.

Руками себе помогать нельзя. Если предмет падает, его снова передают первому игроку.

Побеждает команда первой закончившая игру.

Мы пришли к выводу, что в процессе воспитания у детей здорового образа жизни, не

обойтись без привлечения родителей. Положительный пример родителей – основа

воспитания. Поэтому на наши мероприятия мы приглашаем родителей не только в

качестве зрителей, но и активных участников. Они с удовольствием принимают участие в

загородных поездках, спортивных соревнованиях.

В формировании знаний о здоровом образе жизни у младшего школьника учитель может

использовать различные формы и методы, однако наибольшей эффективности в

воспитании можно ожидать лишь тогда, когда работа будет проводиться в системе и

педагог будет сам являться примером для подражания.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!