Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на коррекционных занятиях"


Автор: Шарова Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №401
Населённый пункт: г. Колпино. г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на коррекционных занятиях"
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях

Учитель-логопед : Шарова Т.В.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и

правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем

активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного

состава, грамматического строя, связного высказывания – это цель логопедической работы.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей

в целом.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.

Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает

не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических

процессов, представлений об окружающем мире, становление навыков поведения, основ личностной

культуры.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость

сохранения здоровья детей.

В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной

направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное

развитие, коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

1.

развитие сенсорных и моторных функций;

2.

развитие интеллектуальных функций;

3.

развитие эмоционально-волевой сферы;

4.

формирование черт гармонично развитой личности.

Здоровьесберегающие технологии, обеспечивают благоприятную психологическую и

педагогическую обстановку, способствуют повышению эффективности коррекционно-образовательного

процесса.

Виды здоровьесберегающих технологий применяемых на коррекционных логопедических занятиях

1. Пальчиковая гимнастика, которая сопровождается веселыми рифмовками. Ученые, которые изучают

деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи

детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук

(М.М.Кольцова). На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была

выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и

речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то

задерживается и речевое развитие.

2. Дыхытельные упражнения. Речевое дыхание представляет собой систему произвольных

психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания

подчинён внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-

грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

3. Физминутки – это:

1.

снятие усталости и напряжения;

2.

внесение эмоционального заряда;

3.

совершенствование общей моторики.

4. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное

взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между

полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией,

происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические методы влияют не только на развитие

умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы

коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в

различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка

память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает

утомляемость. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга,

которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

5. Гимнастика для глаз является профилактикой нарушений зрения, позволяет тренировать глазные

мышцы, сокращение мышц хрусталика.

6.Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Проходит релаксация

под звучание спокойной музыки.

7.Ароматерапия применяется для борьбы с утомляемостью и пофилактики респираторных заболеваний.

8. Создание благоприятного психологического климата в ходе коррекционных логопедических занятий

позволяет повысить их эффективность.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе позволяет

снизить утомляемость, улучшить эмоциональный настрой и повысить работоспособность младших

школьников на логопедических занятиях, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению

их здоровья.

Таким образом, учитель-логопед обеспечивает оптимальные пути коррекционно-логопедического

воздействия, а безопасность педагогического процесса обеспечивают здоровьесберегающие технологии.

Приложение

I Упражнения для глаз

1.

И. п. – сидя, с прямым позвоночником и приподнятой головой. На 3-5 с крепко зажмурить глаза,

затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

2.

И. п. – сидя, с прямым позвоночником и приподнятой головой. Быстро моргать в течение 1мин.

3.

И.п. — сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки,

повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

Повторить 5—6 раз.

4.

И.п. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить

глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.

5.

И.п. — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 с, перевести взгляд на кончик

носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз.

6.

И.п. — сидя, закрыть веки. В течение 30 с легко массировать их кончиками указательных пальцев

II Пальчиковая гимнастика

1.

Самомассаж пальцев с речевым сопровождением.

2.

Выполнение различных фигур из пальцев.

III Дыхательные упражнения

1.

Вдох носом – выдох ртом.

2.

Вдох ртом – выдох носом.

3.

Вдох носом – выдох носом.

4.

Вдох ртом – выдох ртом.

5.

Выполнение вдоха ртом и на выдохе произнесение нараспев прямых слогов.

6.

Выполнение вдоха ртом и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (мама, кони, дети

и т.п.) по слогам.

7.

Выполнение вдоха ртом и на выдохе произнесение нараспев трёхсложного слова (малина, калина,

запели и т.п.) по слогам.

8.

Выполнение вдоха ртом и на выдохе произнесение нараспев фразы из двух слов (Мама мыла.

Маша ела. Машина едет. и т.п.).

9.

Выполнение вдоха ртом и на выдохе произнесение нараспев фразы из трёх слов (мама мыла Милу.

Маша ела кашу. и т.п.).

10.

Выполнение вдоха ртом и на выдохе произнесение нараспев фразы и четырёх слов Мама мыла

Милу Мылом. Мама шила Маше шубу. и т.п.).

11.

Выполнение вдоха ртом и на выдохе произнесение нараспев фразы из четырёх слов с союзом и

(Маша ела кашу и грушу. и т.п.).

12.

Произнесение нараспев двух стихотворных фраз

(«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.»

и т.п. из известных стихотворений А.Барто, С.Маршака и др.).

13.

Произнесение нараспев четырёх стихотворных фраз

(«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Тенечка не плачь,

Не утонет в речке мяч.»

и т.п. из известных стихотворений А.Барто, С.Маршака и др.).

IV Кинезиологические упражнения

1.

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим

пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от

указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2.

Разноимённые колечки. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в

кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение

выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) на правой руке и в обратном (от

мизинца к указательному пальцу) порядке на левой руке. Вначале упражнение выполняется

каждой рукой отдельно, затем вместе.

3.

Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола,

последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь

ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу

вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба

выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении

программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе

командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

4.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните

пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к

мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8

смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений

5.

Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо.

Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью

до наоборот».

6.

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе.

Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская

синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать

все пальцы обеих рук.

7.

Пальцы правой руки касаются левого плеча, пальцы левой руки – правого плеча, правая рука

сверху Хлопок руками перед собой и смена положения рук – левая рука сверху. И другие

подобные упражнения.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!