Напоминание

Профилактика ДДТТ


Автор: Романова Алена Алексеевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательном учреждении
Тема: Профилактика ДДТТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр Тракторозаводского района Волгограда»

ул. им. академика Богомольца 4 а, г. Волгоград, 400125, тел. (8442) 77-34-27, 70-99-88.

Методические рекомендации

«Организация работы по профилактике детского дорожно-

транспортного травматизма в общеобразовательном учреждении»

Разработчик:

Методист

Романова А.А.

Волгоград, 2021

Основными направлениями деятельности учреждений образования

должны быть:

- обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с

дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются

детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах;

- обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений

основам безопасного дорожного движения и продолжение этого процесса в

различного рода учреждениях дополнительного образования;

- совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-

транспортного травматизма;

- развитие сети новых творческих объединений детей и подростков по

изучению правил дорожного движения;

- воспитание законопослушных и дисциплинированных участников

дорожного движения.

Образовательный процесс по изучению основ безопасного поведения

детей и подростков на улицах и дорогах проводится преподавателем с учетом

педагогических требований и предполагает решение следующих задач:

- развитие познавательных способностей учащихся, позволяющих им

правильно и безопасно ориентироваться в дорожной среде;

- обучение учащихся знаниям, умениям и навыкам безопасного

поведения на улице и дороге;

- воспитание законопослушного поведения по соблюдению правил

дорожного движения.

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации

профилактики детского

дорожно-транспортного

травматизма возможно

только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской

безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход

включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями,

информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со

стороны администрации.

1. Учебный процесс:

- проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по

ОБЖ;

- изучение Правил дорожного движения по другим программам,

согласованным и утвержденным педагогическими и (или) методическими

советами;

- проведение учебных экскурсий;

- показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование

учебных компьютерных программ;

2. Внеурочная деятельность

- проведение тематических классных часов;

- беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками);

-

участие

в

мероприятиях

по

Правилам

дорожного

движения,

проводимых на муниципальном и областном уровне;

- участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения,

проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"

-

обсуждение

с

учащимися

конкретных

примеров

дорожно-

транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших

на территории города/района или области;

- проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного

движения;

- ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в

общественные места;

- создание и работа отряда юных инспекторов движения.

3. Информационное и материально-техническое обеспечение

- программы, справочная и методическая литература: библиотека у

каждого учителя (воспитателя), преподавателя ОБЖ, ответственного за

организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного

травматизма в образовательном учреждении;

- оформление и размещение стенда по безопасности дорожного

движения,

план-схемы

безопасного

подхода

к

образовательному

учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной

школе;

- наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;

- инструктаж воспитателей, педагогов, классных руководителей на

методических

объединениях,

совещаниях

классных

руководителей

(воспитателей), педагогических советах;

-

создание

кабинета

по

безопасности

дорожного

движения,

оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их

оснащению.

4. Работа с родителями

-

обсуждение

вопросов

безопасности

дорожного

движения

на

родительских собраниях;

- обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского

дорожно-транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета;

- проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-

транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений

правил дорожного движения несовершеннолетними.

5. Контроль со стороны администрации

- проверка правильности и систематичности заполнения журналов;

- обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского

дорожно-транспортного

травматизма

на

совещаниях

при

директоре,

педагогических советах и т.п.;

-

посещение

учебных

занятий

и

внеклассных

мероприятий

администрацией

образовательного

учреждения,

ответственным

за

организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного

травматизма.

Для обеспечения эффективной работы по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении должны

быть в наличии:

1.

Нормативно-правовая

документация,

регламентирующая

деятельность образовательного учреждения по предупреждению детского

дорожно-транспортного

травматизма

(приказы

вышестоящих

органов,

приказы по образовательному учреждению о назначении ответственного за

организацию и ведение работы по профилактике детского дорожно-

транспортного травматизма, другие приказы и положения, отражающие

соответствующую деятельность).

2. Утвержденный план работы по профилактике детского дорожно-

транспортного травматизма на учебный год.

3. Документы, отражающие деятельность отряда юных инспекторов

движения (приказ о назначении руководителя отряда ЮИД, список членов

отряда, утвержденный план работы отряда на учебный год, журнал учета

проводимых

мероприятий,

паспорт

отряда

и

другие

дополнительные

материалы).

4. Учебно-материальная база для обучения детей и подростков

Правилам дорожного движения:

4.1. Плакаты по безопасности дорожного движения, распложенные в

вестибюле образовательного учреждения.

4.2. Стенд образовательного учреждения по безопасности дорожного

движения.

4.3.

Стенд

(уголок),

отражающий

деятельность

отряда

юных

инспекторов движения (ЮИД).

4.4. План-схема и макет микрорайона образовательного учреждения с

указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения,

участков,

представляющих

наибольшую

опасность

и

рекомендуемых

пешеходных маршрутов.

4.5. Автоплощадка - модель перекрестка с нанесенной разметкой,

имитирующий участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода

(переходов).

4.6. Оборудованный и обеспеченный наглядными пособиями кабинет

по безопасности дорожного движения.

4.7. Уголки безопасности дорожного движения в каждом учебном

кабинете начальной школы и в каждой группе дошкольных образовательных

учреждений.

4.8. Информация для родителей по безопасности дорожного движения

в каждой группе дошкольных образовательных учреждений.

4.9.

Наличие

в

библиотеке

образовательного

учреждения

методической, дидактической и художественной литературы для педагогов и

обучающихся по вопросам безопасности дорожного движения, учебных

пособий по Правилам дорожного движения, а также наличие самих Правил

дорожного движения.

4.10. Наличие методических рекомендаций и разработок, направленных

на формирование знаний, умений и навыков по безопасности дорожного

движения для педагогических работников (сценарии мероприятий, игры,

инструктажи, памятки, листовки).

5. Постоянно обновляемые списки обучающихся, имеющих вело- и

мототехнику. Проведение с ними дополнительных занятий по Правилам

дорожного движения.

6.

Журнал

учета

состояния

детского

дорожно-транспортного

травматизма в образовательном учреждении и принимаемых мер по фактам

дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Организация пространства учебного кабинета

В учебном кабинете следует рационально расположить только то, что

необходимо для текущего учебного процесса, а все лишнее убрать либо в

подсобное

помещение,

либо

в

шкафы.

Это

позволит

избежать

захламленности кабинета, а также устранить все, что будет отвлекать ребят

от занятия. Особое внимание нужно уделить подбору и расположению

мебели. Лучше всего подобрать мебель, максимально отличающуюся от той,

которую дети видят в школе. Если для этого нет возможности, то

расположение

мебели

в

учебном

кабинете

детского

объединения

дополнительного образования меньше всего должно напоминать ребятам

школьный класс. Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога

была возможность подойти к каждому ребенку для индивидуальной работы с

ним в течение занятия, а каждый из воспитанников мог без помех обратиться

к преподавателю. И, конечно, со своего рабочего места педагог должен

видеть каждого ребенка. В учебном кабинете в соответствии с техническими

и

санитарно-

гигиеническими

требованиями

следует

расположить

то

оборудование и оснащение, которые требуются на каждом учебном занятии.

Все, что используется лишь на отдельных занятиях при изучении некоторых

учебных тем, нужно убрать в подсобное помещение или шкаф. Особое

внимание педагога должно уделяться созданию и поддержанию в рабочем

состоянии необходимых средств технического обеспечения для выполнения

образовательной программы.

Оформление учебного кабинета необходимо начать с информации, которую

получают дети и родители о детском объединении. Она размещается на

входной двери (либо рядом с ней). Поэтому ее оформлению следует уделить

особое внимание. Информация на входной двери должна содержать:

 полное название детского объединения (например, клуб «Светофор»);

 фамилию, имя, отчество (полностью) педагога;

 уровень профессиональной подготовки и квалификации педагога (уровень

и

профиль

образования,

стаж

педагогической

работы,

работа

в

профессиональной сфере, награды и звания);

 краткую справку о детском объединении (когда создано, какие имеет

достижения);

 расписание работы детского объединения (дни и часы занятий).

Информационный стенд в самом кабинете. Его содержание может быть

следующим:

Списки учащихся по группам (в начале учебного года).

 Расписание занятий (по группам).

 План массовых мероприятий на месяц или учебную четверть (собраний,

концертов, конкурсов, экскурсий, вечеров и др.).

 Правила для учащихся и родителей.

 Информация о последних достижениях детского объединения и его

отдельных воспитанников.

Содержательный план оформления учебного кабинета в целом оформление

должно включать:

 Материалы учебного характера - постоянные (т.е. те, которые все время

находятся в кабинете, так как имеют отношение ко всем разделам

образовательной программы) и периодические (т.е. те, которыми пользуются

педагог и учащиеся при изучении отдельных учебных тем).

 Наиболее интересные материалы по профилю деятельности детского

объединения.

 Материалы общеразвивающего характера (информация о смежных видах

деятельности или в целом историко-культурная информация). Материалы,

отражающие тематику данного учебного года.

При оформлении учебного кабинета следует также предусмотреть место для

учебных выставок детских творческих работ. На завершающем этапе

внимание необходимо уделить эстетическому оформлению кабинета, его

озеленению, соблюдению единого стиля. Параллельно с оформлением

учебного кабинета нужно продумать и организацию подсобного помещения:

в нем должны быть шкафы или стеллажи, где у педагога по определенной

системе располагаются раздаточные и расходные материалы.

Требования

к

оформлению

кабинета

по

безопасности

дорожного

движения

Кабинет безопасности дорожного движения в образовательном учреждении

предназначен для проведения учебных занятий и воспитательной работы с

детьми и подростками с целью наиболее прочного усвоения ими Правил

дорожного движения и формирования навыков безопасного поведения на

дороге. Кабинет должен быть местом, где все обучающиеся и педагоги могут

познакомиться с современными достижениями в области безопасности

дорожного движения, получить необходимую консультацию и практические

рекомендации. Для выполнения этих задач в кабинете должны быть

сосредоточены необходимые учебно-наглядные пособия и оборудование

(примерный перечень): - классная доска с цветными мелками и указкой; -

макеты дорожных знаков и светофоров; - плакаты с различными типами

перекрестков и видами дорожной разметки; - плакаты дорожных ситуаций

«ловушек»;

- магнитная доска; - магнитные фигурки для создания вариантов

дорожной обстановки; -

средства ручного регулирования дорожного

движения (жезлы, светоотражающие диски); - набор видов транспорта; -

методическая литература для проведения занятий по ПДД; -

листовки,

памятки, настольные игры по ПДД; - набор учебных фильмов по ПДД; -

телевизор, видеомагнитофон, DVD, компьютерная техника.

Примерная

структура паспорта учебного кабинета Материально-техническое состояние

кабинета  Объемные показатели кабинета.  Освещение кабинета. 

Воздушно-вентиляционный режим кабинета.  Окраска стен.  Покраска

пола.

 Стационарное оборудование.

 Наличие огнетушителей (при

необходимости).  Наличие аптечки.  Наличие подсобного помещения и

его оборудование.  Сроки проведения ремонта кабинета. Оборудование и

оснащение кабинета  Мебель.  Технические средства обучения. 

Переносное оборудование и специальные приспособления.  Инвентарь и

расходные

материалы.

Оформление

и

оснащение

кабинета

(аспект

содержания)  Наличие необходимой документации (образовательная

программа, план учебно-воспитательной работы, журнал, инструкции по

технике безопасности).  Библиотека методической и учебной литературы.

 Методические материалы к образовательной программе.  Отражение в

оформлении кабинета особенностей содержания деятельности детского

объединения. В кабинете безопасности дорожного движения должен быть

вывешен график проведения занятий по Правилам дорожного движения по

классам.

Что должен знать учитель, преподающий Правила дорожного движения в

образовательном учреждении (квалификационный минимум) 1. Анализ

состояния детского дорожно- транспортного травматизма. § Основные

причины нарушений ПДД детьми § Типичные ошибки детей на дороге.

Наиболее распространенные случаи нарушения ПДД детьми. § Основные

места

и

время

дорожно-транспортных

происшествий

с

детьми.

§

Особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток. 2.

Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на

дороге. § Какие физиологические и психические качества имеют

первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге. §

Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние человека на дороге.

§ Понятие «риска» в дорожно-транспортной среде у детей и подростков.

§ Психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на

дороге. § Психофизиологические различия в поведении мальчиков и

девочек на дороге. § Особенности поведения детей во дворах, на дорогах

и за городом. § Психологические особенности пешеходов и водителей. 3.

Правила дорожного движения и безопасное поведение пешеходов, водителей

велосипедов и мопедов на дорогах. § Что означают термины, такие как:

«пешеход»,

«водитель»,

«участник

дорожного

движения»,

«дорога»,

«проезжая

часть»,

«тротуар»,

«перекресток»,

«пешеходный

переход»,

«регулировщик», «дорожно- транспортное происшествие» и другие из

раздела ПДД «Основные понятия и термины». § Правила поведения

пешеходов на тротуаре. §

Тормозной и остановочный путь

транспортного средства. § Типы светофоров и их сигналы. § Сигналы

регулировщика, разрешающие и запрещающие переход проезжей части.

§ Виды пешеходных переходов (надземные, подземные) и правила

перехода проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных

переходах и перекрестках. § Правила перехода проезжей части при

отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка. §

Поведение

пешеходов

при

приближении

транспортных

средств

с

включенными специальными сигналами. § Обязанности и правила

поведения пассажиров при посадке, проезде и высадке из транспорта общего

пользования, легкового и грузового автомобиля. § Правила пересечения

проезжей части после выхода из транспортных средств. § Поведение

пешеходов на ж\д переезде. § Действия пассажиров при вынужденной

остановке транспортного средства на ж\д переезде. § Дорожные знаки и

их значение. Группы дорожных знаков. § Знаки, регламентирующие

движение пешеходов. § Дорожная разметка и ее значение. § Правила

дорожного движения для водителей велосипедов и мопедов. § Возраст,

дающий право на получение удостоверения водителя мотоцикла, автомобиля.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!