Автор: Иванченко Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с 18
Населённый пункт: г.Кропоткин
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: День Победы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 18 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Долгий путь к Победе»
в старшей группе компенсирующей направленности.
Воспитатели: Иванченко Елена Николаевна
Абаринева Татьяна Борисовна
Пояснительная записка
Пояснительная записка к познавательному занятию по теме: «Долгий путь
к Победе».
Данная работа – конспект открытого педагогического мероприятия по
познавательному развитию представлена по направлению - дошкольное
образование.
Занятие было разработано в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом ДО и Адаптированной основной образовательной
программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР III
уровнем),
обязательная часть которой разработана с учетом Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением
речи. Коррекция нарушений речи. / Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В.
Тумановой, А.В. Лагутиной. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017г.
Тема непосредственной образовательной деятельности: «Долгий путь к
Победе», образовательная область «Познавательное развитие».
В структуре НОД соблюдены принципы тематического единства, сочетание
нового
и
закрепление
пройденного
материала,
работа
направлена
на
расширение и обобщение знаний об истории нашей страны, подвигах людей в
годы войны.
Длительность занятия 25 минут, что соответствует данному возрасту и
требованиям Сан ПиН.
Смена видов деятельности происходит поэтапно, дети являются
участниками познавательно-игровых моментов и активными помощниками
воспитателя, это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный
настрой.
Психологическая атмосфера в группе положительная.
Конспект данного занятия является авторской разработкой, построенной в
соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
принцип непрерывности;
принцип активности;
принцип доступности;
принцип психологической комфортности.
Цель занятия: познакомить детей с историческими событиями Великой
Отечественной войны.
Методы:
наглядный: демонстрация мультимедийной презентации «Долгий путь к
Победе»
словесный: беседа, рассказ педагога, ответы детей;
практический: экскурсии по памятным местам города, изготовление
«Книги памяти».
Приемы:
активизация умственной деятельности детей (проблемные вопросы,
побуждающие познавательную и речевую активность);
игровой (речевые игры, физминутка).
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия
объединены знаниями из нескольких образовательных областей. Решение
поставленных
программных
задач
осуществлялось
через
следующие
образовательные области:
познавательное развитие;
речевое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
физическое развитие.
Используемая литература:
«Детям о Великой Победе» А.П. Козаков, Т.А.Шорыгина, 2016 год.
«Мы помним навеки и в сердце храним» Н.Н. Леонова «Художественно-
эстетическое
развитие
детей
в
старшей
группе
ДОУ.
Перспективное
планирование, конспекты».
Приложение.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви
к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному
достоянию
своего
народа,
своей
нации,
толерантного
отношения
к
представителям других национальностей, но и воспитание уважительного
отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам
Отечества,
государственной
символике,
традициям
государства
и
общенародным праздникам.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования
ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для
становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной
социализации
ребенка,
его
всестороннего
личностного,
морально-
нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов
деятельности.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего
гражданина.
Вопрос формирования у подрастающего поколения предпосылок гражданско-
патриотической позиции сегодня одна из наиболее актуальных проблем.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что всё меньше остаётся живых
свидетелей тех страшных дней, которые могли бы донести до подрастающего
поколения события великого сражения русского народа за освобождение своей
страны, о подвигах отважных солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу.
Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах
нашей истории, воспитывать у маленьких граждан гордость за свою Родину. В
самом начале жизненного пути, когда формируется личность ребёнка, это
должно
стать
основой
формирования
важных
человеческих
качеств
нравственной гармоничной личности. Память не имеет возраста, а гражданская
позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг.
В результате работы по данной теме у детей повысился интерес к людям,
защищавшим
Родину
много
лет
назад, формируется
гражданско-
патриотическая позиция, которая станет основой формирования личности
взрослого человека – гражданина своей страны. В перспективе планируем
продолжать
работу
по
ознакомлению
детей
дошкольного
возраста
с
героической историей нашей страны, формировать патриотические чувства,
чувства гражданского долга, воспитывать любовь к Родине.
Конспект образовательной деятельности педагога с
детьми в старшей группе компенсирующей
направленности
«Долгий путь к Победе»
Цель:
Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной
войны.
Задачи:
Образовательные:
дать детям представление о том, что была Великая Отечественная война,
и мы врага победили;
учить выражать и описывать свои чувства;
учить понимать содержание стихотворения;
познакомить со знаменем Победы.
Развивающие:
развивать интерес к прошлому страны, её истории;
развивать у детей эмоционально-отрицательное отношение к войне.
развивать память, мышление, воображение.
развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
воспитывать чувство любви к Родине, желание жить в мире;
воспитывать чувство гордости за советского солдата;
воспитать уважение к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
. Предварительная работа:
беседа о Дне Победы;
рассматривание иллюстраций, буклетов, книг;
чтение художественной литературы кубанского поэта В. Нестеренко;
целевые прогулки к памятным местам, экскурсия в музей;
просмотр презентации на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»;
прослушивание песен военных лет, «звуков войны»;
изготовление совместно с родителями выставки «Бессмертный полк»,
«Книги Памяти».
Словарная работа:
ветеран, партизан, фашистские захватчики, Рейхстаг,
минута молчания.
Ход.
Музыкальный зал оформлен согласно теме. Приготовлен экран для показа
презентации «Долгий путь к Победе». Дети входят в зал (на экране слайд № 1).
Воспитатель.
Вставай, народ! Услышав клич земли,
На фронт солдаты родины ушли
Отважно шли солдаты в бой
За каждый город и за нас с тобой!
Хотели отомстить скорей за стариков, за женщин, за детей!
Много лет назад, когда ваши прабабушки и прадедушки были маленькими,
напали на нашу родину враги немецко-фашистские захватчики. (слайд № 2).
Рано утром 22 июня 1941 года все жители нашей страны услышали страшное
объявление (слайд № 3, запись голоса Левитана). Была остановлена мирная
жизнь народа. Началась Великая Отечественная Война. Весь наш народ от мала
до велика, встал на защиту своей Родины (слайд № 4).
—
Война! Война!
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит – против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Дыхание войны ощутил каждый человек: протяжный вой сирен, залпы зениток,
разрывы бомб. Сегодня мы с вами можем сравнить звуки мирной жизни и звуки
войны (звучит аудиозапись «звуки мира и воины»).
Долгой и трудной была эта война. Наши солдаты боролись за каждый город,
село, станицу, деревню. (слайд № 5) Немецкие самолеты бомбили города,
аэродромы, железнодорожные станции, они бомбили больницы, где лечились
больные люди: взрослые и дети. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и
школы.
Фашистские захватчики обстреливали из орудий тихие деревни, поджигали
поля с пшеницей. Враги не разбирали, где взрослые, где дети - убивали всех,
кто оказывал сопротивление.
Война длилась очень долго - 4 года. Много людей
погибло. Но наша доблестная армия не сдалась, она не только прогнала врага с
нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных фашистами.
Много подвигов совершили люди и ценой своей жизни добыли нам Победу. Во
время войны многие воины стали героями.
- Как вы думаете, что такое «подвиг»?
Дети: это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель:
- Как называют человека, совершившего подвиг?
Дети: Герой.
Воспитатель.
Чтобы стать настоящим героем необходимо много учиться,
заниматься спортом. Я предлагаю вам отдохнуть немного и провести
физминутку.
Проводится физминутка. (дети встают с мест)
Мы играем, мы играем,
Мы пехота, моряки.
Мы ракеты запускаем,
Любим звонкие клинки.
Мы мечтаем, мы мечтаем,
Что когда мы подрастем,
Пехотинцами мы станем.
И во флот служить пойдем.
На границу и в саперы,
В летчики, в подводный флот.
Подрастем мы очень скоро,
А пока – игра идет!
Воспитатель.
Ребята, наш народ сложил много пословиц и поговорок о
доблестных войнах. Давайте поиграем в игру – я буду начинать, а вы –
заканчивайте фразу.
Мир строит, а война - … (разрушает)
Трудно в ученье - … (легко в бою)
Один за всех, … (и все за одного)
Жизни не пощадим, а врага - … (победим)
Наша победа не ради войны, а … (ради мира)
Врага победить - … (мир укрепить)
Где отвага, там и … (победа)
Кто храбро сражается, тот к победе … (приближается)
Побеждает тот, кто не дает себя … (запугать)
Храбрый побеждает, … (трус погибает)
Один в поле, …. (не воин)
Победа в воздухе не вьется, а … (руками достается)
Воспитатель:
Ударили орудия! Начался последний бой! (слайд № 7) как не отбивались
фашисты – не устояли! А скоро уже наши солдаты подняли красный флаг над
самым главным домом немецких захватчиков Рейхстагом в городе Берлине
(слайд № 8) сдались фашисты. Война кончилась. Мы победили. Не было ни
одного человека, который не испытал бы чувство радости и нескончаемого
счастья.
Ребенок.
Труден был путь к Победе,
Жесток был смертельный бой,
Но просчитались фашисты,
Не сломлен народ войной!
Вспомним всех поименно,
Вспомним героев своих
Это нужно и мертвым.
Это нужно живым!
Воспитатель:
Очень важный символ — это Знамя Победы. Давайте рассмотрим изображение
Знамени
Победы.
- Какого цвета знамя Победы?
Дети: Знамя Победы красного цвета.
Воспитатель:
- Что изображено на знамени?
Дети:
На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.
Воспитатель:
Серп и молот — это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на
фабриках и заводах, выращивает хлеб. Звезда — символ защитников Отечества.
Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению
принадлежало это знамя.
Воспитатель: А теперь давайте все встанем и почтим минутой молчания всех
героев, павших за мир и счастье на Земле.
Минута Молчания.
Воспитатель. Я думаю, что в нашей стране подрастает достойное поколение
защитников и патриотов нашей Родины.
Воспитатель.
9 мая закончилась война, и тот день стал самым светлым и
любимым
праздником
—
Днем
Победы!
День
Победы
провозглашен
Всемирным Днем Победы!
День Победы – праздник радостный и грустный. В этот день встречаются те,
кто вместе воевал. Это ветераны. Они стали старыми и больными. В этот день
ветераны надевают ордена и медали. Если увидите их, то подойдите и скажите
«спасибо» за то, что они защитили нашу Родину от врагов.
В День Победы, утром рано
Выйди в город, погляди:
По улице шагают ветераны
С орденами на груди!
Каждый год в честь праздника Победы в каждом городе или селе звучит
праздничный салют! Люди надевают себе на одежду Георгиевскую ленточку в
знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам.
Сегодня и я хочу вам подарить Георгиевскую ленту, вы прикрепите ее на свою
одежду и вместе с родителями пойдете на Парад Победы (под музыку
воспитатель раздает детям ленточки).