Автор: Зенкова Елена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 146
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Современное общество ставит перед образовательными организациями
задачу подготовки ученика активного, думающего, способного проявлять
инициативу и ответственность. Важное место в решении поставленной
задачи занимает художественная литература. К сожалению, современные
школьники
заменили
книги
гаджетами,
компьютерными
играми,
видеофильмами. Как следствие – низкая читательская активность детей,
нежелание думать, размышлять над прочитанным текстом. Педагогической
наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первые
десять лет жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение
читателя к книге активным или умеренно пассивным. Начальная школа
призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ
читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот
период происходит становление ученика – читателя [3]. Успешность
изучения
курса
литературного
чтения
обеспечивает
результативность
обучения по другим предметам начальной школы. Что нужно сделать
учителю, чтобы вовлечь школьников в мир книги? Актуальным является
применение проектной деятельности, когда учащийся поставлен в ситуацию
овладения
универсальными
учебными
действиями
в
процессе
самостоятельного
исследования.
Проектная
деятельность
обучающихся
начальных классов на уроках литературного чтения предполагает творческое
восприятие прочитанного, способствует формированию способности к
анализу
текста,
выработке
собственного
отношения
к
содержанию
информации. У детей повышается интерес к материалу, который они
изучают через исследование, развиваются познавательные и креативные
личностные качества, что, в свою очередь, повышает эффективность
формирования
читательской
компетентности
у
младших
школьников.
Реализация проектной деятельности на уроках литературного чтения ведет
также к изменению позиции учителя. Я, как педагог являюсь организатором
исследовательской и познавательной деятельности своих учеников. Это спо-
собствует изменению работы с обучающимися. Ориентирую работу детей на
разные
виды
самостоятельной
деятельности
–
исследовательскую,
поисковую и творческую. М.Г. Качурин отмечает, что реализация проектной
деятельности на уроках литературного чтения осуществляется в несколько
этапов:
1)
постановка
проблемы,
требующей
решение
(определение
темы,
выдвижение гипотез путей решения проблемы, планирование деятельности);
2) изготовление практически значимого или культурного продукта (сбор и
структурирование информации, изготовление и оформление продукта);
3)
презентация
продукта
(выбор
формы
и
подготовка
презентации,
презентация, самооценка и самоанализ) [2]. В качестве примеров проектной
деятельности по литературному чтению считаю подготовку и проведение
книжных
выставок,
составление
иллюстрированного
сборника
сказок,
составление комментариев к произведению, подготовку реальной или
виртуальной экскурсии. Работая по УМК «Школа России», прослеживается
последовательность применения проектов на уроках литературного чтения,
градацию их сложности от класса к классу в соответствии с возрастными
особенностями младших школьников. Использование проектного метода в
педагогической деятельности строю как серия взаимосвязанных проектов,
которые вытекают из жизненных задач. Следует отметить, что помощниками
в создании продукта проектной деятельности выступает не только учитель,
но и родители, особенно при введении данной работы в образовательный
процесс в первом классе. Начиная с проектов информационных и творческих,
с каждым годом учащиеся погружаются в проектную деятельность,
развивают
свои
исследовательские
умения:
интеллектуальные
и
практические
умения,
обусловленные
самостоятельным
выбором
и
применением приѐмов и методов исследования на доступном материале.
Несколько
толкований
термина
«исследовательские
умения»
выделил
Середенко П.В. Вот некоторые из них:
– способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в
процессе решения исследовательских задач;
– исследовательские умения представляют собой умения применять тот или
иной
метод
исследования
при
решении
данной
проблемы
или
исследовательского задания;
– владение сложной системой психологических и практических действий,
необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебного
труда;
– базовые компоненты личности, выражающие ведущие характеристики
процесса профессионального ее становления, отражающие универсальность
ее связей с окружающим миром, инициирующие способность к творческой
самореализации,
определяющие
эффективность
познавательной
деятельности в любой области познавательной и практической деятельности
[4].
Исследовательские умения младших школьников безусловно формируются
через проектную деятельность. Анализ художественных произведений
позволяет мне расширить учебные проекты, предложенные авторами
программы. Например, выпуск с первоклассниками иллюстрированных книг
по русским народным сказкам; во втором классе при изучении раздела
«Люблю природу русскую. Осень» возник проект «Микс по стихам»
(инсценировка стихотворений); в третьем классе, изучая раздел «Люблю всё
живое», детям был предложен групповой проект «Сборник сказок нашего
класса о животных»; интерес у школьников вызвал исследовательский
проект «Подвижные народные игры». В его основе был анализ произведений,
которые включены для изучения по УМК «Школа России» с 1 по 3 класс.
Продуктом проектной деятельности стал сборник игр с описанием правил
игры, их дальнейшее практическое использование на переменах. Таким
образом, включение младших школьников в проектную деятельность
способствует их интеллектуальному и личностному развитию, а также
формированию
исследовательских
умений.
Эффективность
проектной
деятельности проявляется не только в освоении определенного учебного
предмета,
но
и
выражается
в
формировании
положительного
образовательного опыта. Участвуя в полезной и интересной творческой
деятельности,
учащиеся
начальных
классов
учатся
анализировать
собственный опыт, выделять нужные явления и события, позиционировать
собственное отношение к ним. Это в свою очередь формирует основы их
активной жизненной позиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воюшина, М.П. Модернизация литературного образования и развитие
младших школьников: монография / М.П.Воюшина. – СПб, 2007. – 112 с.
2. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на
уроках литературы: кн. для учителя / М.Г. Качурин. – М.: Просвещение,
1988. – 175 с.
3. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное
состояние и проблемы / Н.М.Конышева // Начальная школа. – 2010. – № 1. –
С.23-25.
4. Середенко, П.В. Развитие исследовательских умений и