Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Автор: Зенкова Елена Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 146
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Современное общество ставит перед образовательными организациями

задачу подготовки ученика активного, думающего, способного проявлять

инициативу и ответственность. Важное место в решении поставленной

задачи занимает художественная литература. К сожалению, современные

школьники

заменили

книги

гаджетами,

компьютерными

играми,

видеофильмами. Как следствие – низкая читательская активность детей,

нежелание думать, размышлять над прочитанным текстом. Педагогической

наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первые

десять лет жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение

читателя к книге активным или умеренно пассивным. Начальная школа

призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ

читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот

период происходит становление ученика – читателя [3]. Успешность

изучения

курса

литературного

чтения

обеспечивает

результативность

обучения по другим предметам начальной школы. Что нужно сделать

учителю, чтобы вовлечь школьников в мир книги? Актуальным является

применение проектной деятельности, когда учащийся поставлен в ситуацию

овладения

универсальными

учебными

действиями

в

процессе

самостоятельного

исследования.

Проектная

деятельность

обучающихся

начальных классов на уроках литературного чтения предполагает творческое

восприятие прочитанного, способствует формированию способности к

анализу

текста,

выработке

собственного

отношения

к

содержанию

информации. У детей повышается интерес к материалу, который они

изучают через исследование, развиваются познавательные и креативные

личностные качества, что, в свою очередь, повышает эффективность

формирования

читательской

компетентности

у

младших

школьников.

Реализация проектной деятельности на уроках литературного чтения ведет

также к изменению позиции учителя. Я, как педагог являюсь организатором

исследовательской и познавательной деятельности своих учеников. Это спо-

собствует изменению работы с обучающимися. Ориентирую работу детей на

разные

виды

самостоятельной

деятельности

исследовательскую,

поисковую и творческую. М.Г. Качурин отмечает, что реализация проектной

деятельности на уроках литературного чтения осуществляется в несколько

этапов:

1)

постановка

проблемы,

требующей

решение

(определение

темы,

выдвижение гипотез путей решения проблемы, планирование деятельности);

2) изготовление практически значимого или культурного продукта (сбор и

структурирование информации, изготовление и оформление продукта);

3)

презентация

продукта

(выбор

формы

и

подготовка

презентации,

презентация, самооценка и самоанализ) [2]. В качестве примеров проектной

деятельности по литературному чтению считаю подготовку и проведение

книжных

выставок,

составление

иллюстрированного

сборника

сказок,

составление комментариев к произведению, подготовку реальной или

виртуальной экскурсии. Работая по УМК «Школа России», прослеживается

последовательность применения проектов на уроках литературного чтения,

градацию их сложности от класса к классу в соответствии с возрастными

особенностями младших школьников. Использование проектного метода в

педагогической деятельности строю как серия взаимосвязанных проектов,

которые вытекают из жизненных задач. Следует отметить, что помощниками

в создании продукта проектной деятельности выступает не только учитель,

но и родители, особенно при введении данной работы в образовательный

процесс в первом классе. Начиная с проектов информационных и творческих,

с каждым годом учащиеся погружаются в проектную деятельность,

развивают

свои

исследовательские

умения:

интеллектуальные

и

практические

умения,

обусловленные

самостоятельным

выбором

и

применением приѐмов и методов исследования на доступном материале.

Несколько

толкований

термина

«исследовательские

умения»

выделил

Середенко П.В. Вот некоторые из них:

– способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в

процессе решения исследовательских задач;

– исследовательские умения представляют собой умения применять тот или

иной

метод

исследования

при

решении

данной

проблемы

или

исследовательского задания;

– владение сложной системой психологических и практических действий,

необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебного

труда;

– базовые компоненты личности, выражающие ведущие характеристики

процесса профессионального ее становления, отражающие универсальность

ее связей с окружающим миром, инициирующие способность к творческой

самореализации,

определяющие

эффективность

познавательной

деятельности в любой области познавательной и практической деятельности

[4].

Исследовательские умения младших школьников безусловно формируются

через проектную деятельность. Анализ художественных произведений

позволяет мне расширить учебные проекты, предложенные авторами

программы. Например, выпуск с первоклассниками иллюстрированных книг

по русским народным сказкам; во втором классе при изучении раздела

«Люблю природу русскую. Осень» возник проект «Микс по стихам»

(инсценировка стихотворений); в третьем классе, изучая раздел «Люблю всё

живое», детям был предложен групповой проект «Сборник сказок нашего

класса о животных»; интерес у школьников вызвал исследовательский

проект «Подвижные народные игры». В его основе был анализ произведений,

которые включены для изучения по УМК «Школа России» с 1 по 3 класс.

Продуктом проектной деятельности стал сборник игр с описанием правил

игры, их дальнейшее практическое использование на переменах. Таким

образом, включение младших школьников в проектную деятельность

способствует их интеллектуальному и личностному развитию, а также

формированию

исследовательских

умений.

Эффективность

проектной

деятельности проявляется не только в освоении определенного учебного

предмета,

но

и

выражается

в

формировании

положительного

образовательного опыта. Участвуя в полезной и интересной творческой

деятельности,

учащиеся

начальных

классов

учатся

анализировать

собственный опыт, выделять нужные явления и события, позиционировать

собственное отношение к ним. Это в свою очередь формирует основы их

активной жизненной позиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воюшина, М.П. Модернизация литературного образования и развитие

младших школьников: монография / М.П.Воюшина. – СПб, 2007. – 112 с.

2. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на

уроках литературы: кн. для учителя / М.Г. Качурин. – М.: Просвещение,

1988. – 175 с.

3. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное

состояние и проблемы / Н.М.Конышева // Начальная школа. – 2010. – № 1. –

С.23-25.

4. Середенко, П.В. Развитие исследовательских умений и



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!