Напоминание

Обучение рассказыванию по сюжетным картинам как условие формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Пермалова Анна Владимировна, Анна Владимировна Пермалова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение "Ибресинский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: ЧУВАШИЯ РЕСПУБЛИКА, ИБРЕСИНСКИЙ РАЙОН, ИБРЕСИ
Наименование материала: Консультация
Тема: Обучение рассказыванию по сюжетным картинам как условие формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

Обучение рассказыванию по сюжетным картинам как условие

формирования связной речи у детей старшего дошкольного

возраста

Одним из средств развития связной речи является рассказывание по

картине. Именно картины служат наилучшим материалом для этого. В

основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни.

Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях,

но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию,

побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает

уверенность в своих силах.

Проблема развития связной речи и особенно обучения рассказыванию с

опорой на картины (иллюстрации) была и остается в центре внимания

психологов, лингвистов, педагогов и методистов (Л.С. Выготский, А.В.

Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Действительно, значение

рассказов огромно. В рассказах живут народные обычаи, обряды, в них

сохраняются пословицы, поговорки. Из рассказов дети запоминают

выражения и новые слова, которыми пользуются в повседневном быту,

осваивают новые словосочетания,

фразы, типа предложений. Итак,

рассказы обогащают детей знаниями об истории, культуре своего народа,

развивают речь. А поскольку обучение рассказыванию в детском саду

базируется на наглядном материале,

и прежде всего на картинках,

иллюстрациях через которые обогащается кругозор детей. Развивается их

образное мышление и связная речь, то именно они являются наиболее

ценным материалом в работе с дошкольниками для развития связной речи.

Роль иллюстрации достаточно весома в интеллектуальном и речевом

развитии детей. Польза картинки, по мнению К.Д.Ушинского, в том, что

дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете,

учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть картинка,

одновременно развивает ум и речь. В.П. Глухов отмечал: «Попробуйте об

одном и том же происшествии рассказать двум детям, одинаково

способным, одному по рисункам, второму - без рисунков - и вы оцените

тогда все значение рисунков для детей» [11]. Иллюстрации питают детский

ум

положительными

представлениями

о

человеческих

поступках,

развивают зрительную память. Иллюстрации помогают ребенку полнее

воспринять содержание произведения, конкретизируют образы, описанные

события, обстановку, в которой они происходят, усиливают впечатление от

прочитанного произведения. «Чтобы ребенок заговорил - лучшее средство

показать ему красивую и яркую картинку».

Понимание

всей

иллюстрации

требует:

опознание

отдельных

предметов, составляющих «сюжетное ядро» всей иллюстрации, выделение

позы и местонахождение каждой фигуры в общем плане, установление

связей между основными предметами, прежде всего пространственных

связей; второстепенного анализа, т.е. выделение деталей иллюстрации.

Дети

мыслят

конкретно,

поэтому

зрительные

образы,

вызванные

иллюстрациями, легко запоминаются. Воспитатель может задать детям

вопрос: «Если бы ты оказался рядом с героем произведения, то что бы ты

ему сказал: как бы ты поступил? ?Такие задачи активизируют детей, они с

удовольствием фантазируют, и, как известно, дети в дошкольном возрасте

проявляют чувство к слову: «дошкольный возраст является периодом, в

котором наблюдается наибольшее чувство к языковым явлениям, - это

твердо установленный факт», - заключает в одном из своих исследований

Д.Б. Эльконин. Придумывая название к иллюстрации, дети учатся

обобщать

свой

??

рассказ,

анализировать

и

выделять

главное

в

иллюстрации.

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным

произведениям применяют в образовательном процессе как средство

умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения,

восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных

способностей,

сенсорное

развитие),

эстетического

(развитие

художественно-эстетического восприятия, формирования эмоциональной

чувствительности, обогащение эмоционально - чувственной сферы) и

речевого

воспитания

(развитие

художественно

-

коммуникативных

способностей, стимулирование инициативы высказывания,

овладение

различными типами связной речи).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

-

формат

(демонстрационные

и

раздаточные);

- тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);

-

содержание

(художественные,

дидактические;

предметные,

сюжетные);

- характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-

загадочное, юмористическое изображение);

- функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет

обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или

музыкальному

произведению,

дидактический

материал

в

процессе

обучения или самопознания окружающей среды и т.д.).

Рассматривание картины в раннем детстве преследует главную цель:

1) Упражнение способности к наблюдению;

2)

Поощрение

сопутствующих

наблюдению

интеллектуальных

процессов (мышления, воображения, логического суждения).

3) Развитие речи ребенка.

Для обогащения словаря детей используется большое количество

разнообразного

иллюстративно-графического

материала.

Это

преимущественно картины.

Сюжетная

картина

является

важным

средством

наглядности

в

дошкольном возрасте.

В обучении и воспитании детей дошкольного возраста важную роль

играет процесс восприятия сюжетных изображений, в структуре которого

можно

вычленить

действия

по

выделению,

отбору,

переработке

информации и построению на их основе представления об изучаемых

явлениях и предметах окружающей действительности.

Интерпретация сюжетных изображений, понимание изображенных на

них ситуаций, событий зависят как от правильности восприятия, так и от

характера изображенного сюжета - его сложности, известности ребенку,

доступности его пониманию.

Для того чтобы воспринимать сюжетное изображение необходимо

узнавать все объекты изображённые на картине, выделять сенсорные и

временные

характеристики

предметов,

определять

местоположение

объектов в пространстве, воспринимать перспективу, человека (позу,

эмоциональное состояние), устанавливать причинно-следственные связи

между объектами.

С.Л. Рубинштейн выдвинул положение о зависимости форм восприятия

от его содержания. Будет ли ребенок перечислять отдельные предметы,

нарисованные на картинке, или он сможет описать или даже истолковать

воспринятое как смысловое целое, зависит в значительной мере от

содержания воспринимаемого. Существуют, с одной стороны, такие

простые жизненные ситуации, понимание которых даже для старших

дошкольников оказывается трудным, и они могут давать лишь простое

перечисление предметов.

Воспринимая

сюжетные

картинки,

дошкольники

могут

успешно

определять, что делают люди, которые на них изображены, догадываются,

что происходит с ними, если сюжет картинки не выходит за рамки

жизненного опыта ребенка.

В

развитии

восприятия

сюжетных

изображений

дошкольниками

ведущее значение приобретает речь детей. Называя те или иные качества

или признаки предметов, изображенных на сюжетной картине, ребенок тем

самым выделяет их; называя предметы, он отделяет их друг от друга;

определяя в речи их состояния или действия, ребенок осмысливает

реальные отношения между предметами. Обогащение детской речи

словами - названиями качеств, признаков, состояний предметов и

отношений

между

ними

-

является

важным

фактором

развития

целенаправленного, осмысленного восприятия.

В процессе работы с дошкольниками по восприятию и интерпретации

сюжетных изображений возможно решение ряда задач. Перечислим

некоторые из них:

1.

формирование и закрепление умения детально, последовательно и

целостно воспринимать сюжетное изображение;

2.

автоматизация

умения

соотносить

имеющиеся

предметные

представления с образами (предметами), изображенными на картине;

3.

формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и

отношения

при

восприятии

сюжетного

изображения

на

основе

выделения

информативных

признаков

предметов

и

явлений,

изображенных на картине;

4.

развитие всех компонентов речи ребенка.

Одной

из

задач

на

занятиях

с

использованием

сюжетных

изображений

является

формирование

способов

восприятия

картины

(целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану,

детальное рассматривание отдельных объектов, др.). Для этого важно

проводить работу по формированию у детей знаний об информативных

признаках и предметах, раскрывающих сюжет.

Необходимо

обучать

детей

выделять

признаки

в

сюжетном

изображении с установлением логических связей. Степень осознания

содержания

сюжетного

изображения

ребенок

передает

с

помощью

монологической и описательной речи.

Речь ребенка станет богаче, если основой для составления связных

высказываний является его чувственный и практический опыт. Поэтому в

процессе работы над сюжетным изображением немаловажная роль

отводится целенаправленному использованию средств наглядности и

дидактического материала, организации действий с ним.

Важнейшим условием успешности влияния средств наглядности и

дидактического материала является их доходчивость для конкретного

контингента детей и согласованность с уровнем актуального развития

ребенка, выражающие дидактические, вариативные и видоизмененные

способы детализации признаков, свойств объектов окружающего мира и

способов взаимодействия с ним ребенка.

Обучение детей умениям узнавать предметы по их характерным

признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной

ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше органов чувств

участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее

идет социальное развитие ребенка, тем осознаннее становится его речь.

Исходя

из

этого,

большое

внимание

необходимо

уделять

использованию средств наглядности и специальных приемов организации

деятельности с дидактическим материалом.

Весьма эффективными с целью формирования дифференцированных

представлений об объектах, изображенных на сюжетной картине, и

развития

речи

детей

является

использование

специальных

средств

наглядности и различных дидактических пособий.

Признавая роль дошкольного возраста в социализации ребёнка с

интеллектуальной недостаточностью, важно понимать особую значимость

педагогических усилий, которые должны быть направлены на овладение

универсальными способностями, культурными, социальными формами

познания и отражения окружающего мира. При системно-деятельностном

подходе к формированию личности ребёнка с задержанным развитием

необходимо разрабатывать такие педагогические технологии, в которых

учитывается синкретичность сознания и деятельности ребёнка, а в качестве

основы коррекционно-развивающей работы рассматривается взаимосвязь

важнейших

видов

знаков

(образно-двигательных,

графических,

вербальных).

Восприятие

графических

изображений

-

особый

вид

восприятия,

заключающийся

в

приобщении

к

знаковой

культуре.

Графические изображения являются общественно выработанной системой

знаков,

овладение

которой

позволяет

развивать

способность

к

воспроизведению, моделированию наиболее существенных свойств и

сторон действительности. Вместе с этим, важно организовать систему

работы по обучению рассказыванию по картине таким образом, чтобы одно

и то же содержание картины находило выражение в нескольких планах, с

использованием различных знаковых систем. Настоящее исследование

направлено на разработку таких технологий для обучения рассказыванию

по картине дошкольников с задержкой психического развития.

Рассказывание по картине успешно может быть осуществлено детьми с

задержанным

развитием

только

при

условии

первичного

совершенствования когнитивного аспекта анализа картины, формировании

у

ребёнка

семантической

модели

изображённой

на

ней

ситуации.

Определяющими при этом становятся научные представления о семантике

как ведущем уровне развития речевой деятельности и об опережающем

развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых

средств.

Определяя место обучения рассказыванию по картине в более широком

контексте

психолого-педагогических

проблем,

экспериментально

выявлено,

что

картина

может

использоваться

в

качестве

знаково-

символической

системы

и

служить

моделью

для

организации

специфических

дошкольных

символико-моделирующих

видов

деятельности.

Многими авторами в области специальной педагогики и психологии

указывается

на

исключительную

важность

развития

связной

речи

дошкольников с разными формами психического дизонтогенеза, которая

определяет возможности ребёнка в коммуникативной и когнитивной

деятельности.

Для всех детей с интеллектуальной недостаточностью и большей части

дошкольников

с

ЗПР

характерны

нарушения

конструирования

симультанного мысленного образа ситуации, наблюдаются затруднения в

выделении существенного и фонового, в определении отдельных частей

ситуации и осознании взаимоотношений между различными компонентами

изображённого,

затруднена

иерархизация

смысловых

элементов.

Перечисленные затруднения в полной мере проявляются и при предметно-

игровом

отражении

наглядно

представленной

ситуации.

Это

свидетельствует, что преобладающим является нарушение семантического

компонента

языковой

способности.

Таким

образом,

необходимость

специальной организации когнитивного анализа изображённой на картине

ситуации

является

определяющей

в

логопедической

работе

с

дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, проанализировав современные исследования по теме

влияния картины на психическое и речевое развитие дошкольника, следует

сделать вывод о том, что роль картины в развитии связной речи - велика. С

помощью картины у ребенка формируется оптимальный уровень связной

речи,

развиваются

познавательные

процессы,

повышается

интеллектуальный уровень. Специальные исследования показывают, что с

помощью картины более эффективным становится обучение детей с

задержкой психического развития.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!