Авторы: Пермалова Анна Владимировна, Анна Владимировна Пермалова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение "Ибресинский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: ЧУВАШИЯ РЕСПУБЛИКА, ИБРЕСИНСКИЙ РАЙОН, ИБРЕСИ
Наименование материала: Консультация
Тема: Обучение рассказыванию по сюжетным картинам как условие формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Обучение рассказыванию по сюжетным картинам как условие
формирования связной речи у детей старшего дошкольного
возраста
Одним из средств развития связной речи является рассказывание по
картине. Именно картины служат наилучшим материалом для этого. В
основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни.
Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях,
но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию,
побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает
уверенность в своих силах.
Проблема развития связной речи и особенно обучения рассказыванию с
опорой на картины (иллюстрации) была и остается в центре внимания
психологов, лингвистов, педагогов и методистов (Л.С. Выготский, А.В.
Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Действительно, значение
рассказов огромно. В рассказах живут народные обычаи, обряды, в них
сохраняются пословицы, поговорки. Из рассказов дети запоминают
выражения и новые слова, которыми пользуются в повседневном быту,
осваивают новые словосочетания,
фразы, типа предложений. Итак,
рассказы обогащают детей знаниями об истории, культуре своего народа,
развивают речь. А поскольку обучение рассказыванию в детском саду
базируется на наглядном материале,
и прежде всего на картинках,
иллюстрациях через которые обогащается кругозор детей. Развивается их
образное мышление и связная речь, то именно они являются наиболее
ценным материалом в работе с дошкольниками для развития связной речи.
Роль иллюстрации достаточно весома в интеллектуальном и речевом
развитии детей. Польза картинки, по мнению К.Д.Ушинского, в том, что
дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете,
учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть картинка,
одновременно развивает ум и речь. В.П. Глухов отмечал: «Попробуйте об
одном и том же происшествии рассказать двум детям, одинаково
способным, одному по рисункам, второму - без рисунков - и вы оцените
тогда все значение рисунков для детей» [11]. Иллюстрации питают детский
ум
положительными
представлениями
о
человеческих
поступках,
развивают зрительную память. Иллюстрации помогают ребенку полнее
воспринять содержание произведения, конкретизируют образы, описанные
события, обстановку, в которой они происходят, усиливают впечатление от
прочитанного произведения. «Чтобы ребенок заговорил - лучшее средство
показать ему красивую и яркую картинку».
Понимание
всей
иллюстрации
требует:
опознание
отдельных
предметов, составляющих «сюжетное ядро» всей иллюстрации, выделение
позы и местонахождение каждой фигуры в общем плане, установление
связей между основными предметами, прежде всего пространственных
связей; второстепенного анализа, т.е. выделение деталей иллюстрации.
Дети
мыслят
конкретно,
поэтому
зрительные
образы,
вызванные
иллюстрациями, легко запоминаются. Воспитатель может задать детям
вопрос: «Если бы ты оказался рядом с героем произведения, то что бы ты
ему сказал: как бы ты поступил? ?Такие задачи активизируют детей, они с
удовольствием фантазируют, и, как известно, дети в дошкольном возрасте
проявляют чувство к слову: «дошкольный возраст является периодом, в
котором наблюдается наибольшее чувство к языковым явлениям, - это
твердо установленный факт», - заключает в одном из своих исследований
Д.Б. Эльконин. Придумывая название к иллюстрации, дети учатся
обобщать
свой
??
рассказ,
анализировать
и
выделять
главное
в
иллюстрации.
Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным
произведениям применяют в образовательном процессе как средство
умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения,
восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных
способностей,
сенсорное
развитие),
эстетического
(развитие
художественно-эстетического восприятия, формирования эмоциональной
чувствительности, обогащение эмоционально - чувственной сферы) и
речевого
воспитания
(развитие
художественно
-
коммуникативных
способностей, стимулирование инициативы высказывания,
овладение
различными типами связной речи).
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:
-
формат
(демонстрационные
и
раздаточные);
- тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);
-
содержание
(художественные,
дидактические;
предметные,
сюжетные);
- характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-
загадочное, юмористическое изображение);
- функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет
обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или
музыкальному
произведению,
дидактический
материал
в
процессе
обучения или самопознания окружающей среды и т.д.).
Рассматривание картины в раннем детстве преследует главную цель:
1) Упражнение способности к наблюдению;
2)
Поощрение
сопутствующих
наблюдению
интеллектуальных
процессов (мышления, воображения, логического суждения).
3) Развитие речи ребенка.
Для обогащения словаря детей используется большое количество
разнообразного
иллюстративно-графического
материала.
Это
преимущественно картины.
Сюжетная
картина
является
важным
средством
наглядности
в
дошкольном возрасте.
В обучении и воспитании детей дошкольного возраста важную роль
играет процесс восприятия сюжетных изображений, в структуре которого
можно
вычленить
действия
по
выделению,
отбору,
переработке
информации и построению на их основе представления об изучаемых
явлениях и предметах окружающей действительности.
Интерпретация сюжетных изображений, понимание изображенных на
них ситуаций, событий зависят как от правильности восприятия, так и от
характера изображенного сюжета - его сложности, известности ребенку,
доступности его пониманию.
Для того чтобы воспринимать сюжетное изображение необходимо
узнавать все объекты изображённые на картине, выделять сенсорные и
временные
характеристики
предметов,
определять
местоположение
объектов в пространстве, воспринимать перспективу, человека (позу,
эмоциональное состояние), устанавливать причинно-следственные связи
между объектами.
С.Л. Рубинштейн выдвинул положение о зависимости форм восприятия
от его содержания. Будет ли ребенок перечислять отдельные предметы,
нарисованные на картинке, или он сможет описать или даже истолковать
воспринятое как смысловое целое, зависит в значительной мере от
содержания воспринимаемого. Существуют, с одной стороны, такие
простые жизненные ситуации, понимание которых даже для старших
дошкольников оказывается трудным, и они могут давать лишь простое
перечисление предметов.
Воспринимая
сюжетные
картинки,
дошкольники
могут
успешно
определять, что делают люди, которые на них изображены, догадываются,
что происходит с ними, если сюжет картинки не выходит за рамки
жизненного опыта ребенка.
В
развитии
восприятия
сюжетных
изображений
дошкольниками
ведущее значение приобретает речь детей. Называя те или иные качества
или признаки предметов, изображенных на сюжетной картине, ребенок тем
самым выделяет их; называя предметы, он отделяет их друг от друга;
определяя в речи их состояния или действия, ребенок осмысливает
реальные отношения между предметами. Обогащение детской речи
словами - названиями качеств, признаков, состояний предметов и
отношений
между
ними
-
является
важным
фактором
развития
целенаправленного, осмысленного восприятия.
В процессе работы с дошкольниками по восприятию и интерпретации
сюжетных изображений возможно решение ряда задач. Перечислим
некоторые из них:
1.
формирование и закрепление умения детально, последовательно и
целостно воспринимать сюжетное изображение;
2.
автоматизация
умения
соотносить
имеющиеся
предметные
представления с образами (предметами), изображенными на картине;
3.
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и
отношения
при
восприятии
сюжетного
изображения
на
основе
выделения
информативных
признаков
предметов
и
явлений,
изображенных на картине;
4.
развитие всех компонентов речи ребенка.
Одной
из
задач
на
занятиях
с
использованием
сюжетных
изображений
является
формирование
способов
восприятия
картины
(целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану,
детальное рассматривание отдельных объектов, др.). Для этого важно
проводить работу по формированию у детей знаний об информативных
признаках и предметах, раскрывающих сюжет.
Необходимо
обучать
детей
выделять
признаки
в
сюжетном
изображении с установлением логических связей. Степень осознания
содержания
сюжетного
изображения
ребенок
передает
с
помощью
монологической и описательной речи.
Речь ребенка станет богаче, если основой для составления связных
высказываний является его чувственный и практический опыт. Поэтому в
процессе работы над сюжетным изображением немаловажная роль
отводится целенаправленному использованию средств наглядности и
дидактического материала, организации действий с ним.
Важнейшим условием успешности влияния средств наглядности и
дидактического материала является их доходчивость для конкретного
контингента детей и согласованность с уровнем актуального развития
ребенка, выражающие дидактические, вариативные и видоизмененные
способы детализации признаков, свойств объектов окружающего мира и
способов взаимодействия с ним ребенка.
Обучение детей умениям узнавать предметы по их характерным
признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной
ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше органов чувств
участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее
идет социальное развитие ребенка, тем осознаннее становится его речь.
Исходя
из
этого,
большое
внимание
необходимо
уделять
использованию средств наглядности и специальных приемов организации
деятельности с дидактическим материалом.
Весьма эффективными с целью формирования дифференцированных
представлений об объектах, изображенных на сюжетной картине, и
развития
речи
детей
является
использование
специальных
средств
наглядности и различных дидактических пособий.
Признавая роль дошкольного возраста в социализации ребёнка с
интеллектуальной недостаточностью, важно понимать особую значимость
педагогических усилий, которые должны быть направлены на овладение
универсальными способностями, культурными, социальными формами
познания и отражения окружающего мира. При системно-деятельностном
подходе к формированию личности ребёнка с задержанным развитием
необходимо разрабатывать такие педагогические технологии, в которых
учитывается синкретичность сознания и деятельности ребёнка, а в качестве
основы коррекционно-развивающей работы рассматривается взаимосвязь
важнейших
видов
знаков
(образно-двигательных,
графических,
вербальных).
Восприятие
графических
изображений
-
особый
вид
восприятия,
заключающийся
в
приобщении
к
знаковой
культуре.
Графические изображения являются общественно выработанной системой
знаков,
овладение
которой
позволяет
развивать
способность
к
воспроизведению, моделированию наиболее существенных свойств и
сторон действительности. Вместе с этим, важно организовать систему
работы по обучению рассказыванию по картине таким образом, чтобы одно
и то же содержание картины находило выражение в нескольких планах, с
использованием различных знаковых систем. Настоящее исследование
направлено на разработку таких технологий для обучения рассказыванию
по картине дошкольников с задержкой психического развития.
Рассказывание по картине успешно может быть осуществлено детьми с
задержанным
развитием
только
при
условии
первичного
совершенствования когнитивного аспекта анализа картины, формировании
у
ребёнка
семантической
модели
изображённой
на
ней
ситуации.
Определяющими при этом становятся научные представления о семантике
как ведущем уровне развития речевой деятельности и об опережающем
развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых
средств.
Определяя место обучения рассказыванию по картине в более широком
контексте
психолого-педагогических
проблем,
экспериментально
выявлено,
что
картина
может
использоваться
в
качестве
знаково-
символической
системы
и
служить
моделью
для
организации
специфических
дошкольных
символико-моделирующих
видов
деятельности.
Многими авторами в области специальной педагогики и психологии
указывается
на
исключительную
важность
развития
связной
речи
дошкольников с разными формами психического дизонтогенеза, которая
определяет возможности ребёнка в коммуникативной и когнитивной
деятельности.
Для всех детей с интеллектуальной недостаточностью и большей части
дошкольников
с
ЗПР
характерны
нарушения
конструирования
симультанного мысленного образа ситуации, наблюдаются затруднения в
выделении существенного и фонового, в определении отдельных частей
ситуации и осознании взаимоотношений между различными компонентами
изображённого,
затруднена
иерархизация
смысловых
элементов.
Перечисленные затруднения в полной мере проявляются и при предметно-
игровом
отражении
наглядно
представленной
ситуации.
Это
свидетельствует, что преобладающим является нарушение семантического
компонента
языковой
способности.
Таким
образом,
необходимость
специальной организации когнитивного анализа изображённой на картине
ситуации
является
определяющей
в
логопедической
работе
с
дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, проанализировав современные исследования по теме
влияния картины на психическое и речевое развитие дошкольника, следует
сделать вывод о том, что роль картины в развитии связной речи - велика. С
помощью картины у ребенка формируется оптимальный уровень связной
речи,
развиваются
познавательные
процессы,
повышается
интеллектуальный уровень. Специальные исследования показывают, что с
помощью картины более эффективным становится обучение детей с
задержкой психического развития.