Автор: Головина Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос. Просвет с/п
Населённый пункт: Самарская обл., Волжский район, пгт. Рощинский
Наименование материала: План - конспект НОД в старшей группе Область «Познавательное развитие»
Тема: "Путешествие по планете Земля"
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад
«Росинка»
План-конспект
непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе «Георгин»
Область «Познавательное развитие»
Тема: «Путешествие по планете Земля»
Подготовила и провела
Воспитатель
Головина Н.И.
пгт. Рощинский, 2021
План-конспект непосредственно – образовательной деятельности по
познавательному развитию: «Земля - наш общий дом».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательные задачи:
- Расширить и углубить знания детей о том, что планета Земля – наш общий
дом.
- Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля.
- Углубить и уточнить представление детей о Родине - России.
Развивающие задачи:
- Развивать знания детей о растительном мире Земли и его значении в жизни
планеты Земля.
- Развивать любознательность, интерес и стремление изучать природу и
живых обитателей земли.
-Закрепить умение, правильно вести себя в природе.
- Развивать умение строить сложноподчиненные предложения.
- Развивать внимание, мышление, память, умение свободно общаться с
взрослыми и детьми.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.
- Воспитывать любовь к Родине.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну и уважение к другим
народам других стран.
Методы и приемы:
Практические: Д/и «Зима - Лето», Д/и «Профессии: исправь ошибки, если
они есть»
Д/и «Четвертый – лишний», Физкультминутка, работа на интерактивной
доске.
Наглядные: Презентация к НОД, глобус, флаг России, медали с
изображением планеты Земля.
Словесные: Художественное слово, беседа, вопросы к детям, ответы детей.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о природе (стихи, загадки, рассказы и
т.д.), наблюдение на прогулках и экскурсиях. Рассматривание картин и
иллюстраций на темы: «Природа», «Космос», « Профессии».
Рассматривание флага и герба России.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, презентация к НОД, глобус, флаг России, медали с
изображением планеты Земля, магнитофон и аудиозаписи.
Словарная работа: Планеты Солнечной системы: Земля, Меркурий,
Юпитер, Венера и т.д.; моря: белое, красное, желтое, мертвое, мраморное и
т.д.; глобус; эколог.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной
деятельности
Двигательная
Физкультминутка «Как живешь?».
Игровая
Д/и «Зима - Лето».
Д/и «Профессии: исправь ошибки, если они есть».
Д/и «Четвертый – лишний»
Коммуникативная
Беседа, словесные игры, вопросы, ситуативные
разговоры.
Чтение художественной
литературы (восприятие)
Прослушивание стихотворений.
Познавательная
Рассматривание глобуса
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
Воспитатель
включает
аудиозапись
«Капли дождя». приветствует детей.
Сообщает детям, что сегодня – 22
апреля
во
всем
мире
отмечают:
«Всемирный день Земли»
- день 22 апреля 1994 г. был объявлен
Всемирным днем Земли. В этот день,
множество
отрезков
материи
с
подписями россиян в защиту нашей
природы
и
нашей
планеты
было
пронесено и по всей нашей стране. Из
кусков материи, составили флаг Земли
–
символ
призывающий
людей
относится к природе на нашей планете
с уважением.
Воспитатель предлагает детям принять
участие в этом празднике. Показать
свои знания и умения. Спрашивает,
согласны ли они?
«Так скажем дружно:
раз, два, три откроем праздник – день
Земли!
Дети
заходят
под
музыкальное
сопровождение,
занимают
предложенные
места.
Слушают
воспитателя.
Выражают
желание
участвовать
в
предложенной
деятельности
Повышена
мотивация
к
содержанию
НОД.
Вызван интерес
к
дальнейшей
деятельности.
Вызваны
положительные
эмоции у детей.
2
Воспитатель обращает внимание детей
на
интерактивную
доску.
На
ней
изображено звездное небо, схема –
планеты
Солнечной
системы.
Интересуется какие планеты знают
дети.
- А что такое Солнце? (Огромная,
очень горячая звезда).
- Какая планета самая маленькая?
(Меркурий)
-
Как
называется
самая
большая
планета, около Солнца? (Юпитер)
Воспитатель предлагает загадку:
«Эта планета любимый наш дом,
На ней мы с рождения, до смерти
живем.
Ответы
детей,
активно
общаются
с
педагогом.
Сформировано
представление
о
строении
Солнечной
системы,
названиях
планет.
Планета
прекрасна:
моря,
океаны,
цветы и деревья, там разные страны.
Что за планета, скажите ребята!
Воспитатель подтверждает:
«Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!»
(показ на интерактивной доске).
- Наша планета, самая прекрасная
планета во вселенной и на нашей
планете сменяются четыре времени
года. Просит детей назвать времена
года.
Дети
отгадывают
загадку.
Дети
называют
времена года, их
последовательно
сть.
Активизирова-
но
внимание
детей.
Развитие
познавательно-
го
интереса,
любознатель-
ности.
Формируется
понятие о себе,
как
о
жителе
планеты Земля.
3
Воспитатель предлагает Д/и: «Зима-
Лето»
Принимают
активное
участие
в
д/и,
называют
противоположн
ые
природные
явления:
«Зимой
идет
снег
–
летом
дождь.
Летом
жарко – зимой
холодно и т.д.»
Развивается
логическое
мышление,
внимание, речь.
Сформировано
представление
о природных
явлениях.
4
Воспитатель предлагает посмотреть на
модель Земли – глобус. Спрашивает:
«Так почему же голубой, наш общий
дом, наш шар земной?»
- Почему нашу планету называют
голубой планетой.
Предлагает детям назвать некоторые
моря
и океаны, дополняет ответы
детей.
(Белое,
Желтое,
Красное,
Мертвое, Мраморное и т.д.)
Дети
рассуждают
о
том,
что
большую
часть
поверхности
Земли
покрывает вода.
Проявляют свои
знания,
проявляют
интерес к новым
знаниям.
Уточнены и
расширены
знания о морях
и океанах.
5
Воспитатель спрашивает, догадались
ли они, что на глобусе обозначено
желтым, белым и коричневым цветом.
- Правильно, Земля-это не только вода,
но и суша-это огромные материки и
разные страны.
- Какие страны знаете вы?
Ответы детей на
вопросы
педагога.
Уточнены и
закреплены
знания детей о
своей стране,
- В какой стране живем мы?
- Как называется столица России?
Воспитатель показывает Российский
флаг,
спрашивает,
что
обозначают
цвета на нашем флаге.
- Флаг является знаком власти, есть он
и
главы
нашего
государства-
президента. Спрашивает:
- Как зовут президента?
Дети
рассказывают о
флаге:
Белый
цвет обозначает
мир,
частоту,
совесть.
Синий
цвет–небо,
верность,
правду. Красный
цвет–огонь
и
отвагу.
знают и
называют
столицу
России, имеют
представления
о флаге России.
Сформировано
представление
о
президенте
нашей страны.
6
Физминутка
- Как живешь?
- А плывешь?
- Как бежишь?
- В даль глядишь?
- Ходишь в лес?
- Машешь вслед?
- Утром спишь?
- А шалишь?
Дети выполняют
движения
согласно тексту.
Удовлетворена
потребность
в
двигательной
активности.
7
Воспитатель
спрашивает,
как
называют людей, которые живут в
России (Россияне).
-
в
России
живут
люди
разных
национальностей и разных профессий,
уточняет какие профессии знают дети.
Предлагает Д/и «Профессии: Исправь
ошибки, если они есть».
1.Уборщица – делает головные уборы
2. Пожарный – тушит пожар
3. Садовник – растит детей в детском
саду.
4. Учитель – человек, который учит.
5. Механик – человек, который шьет
одежду из меха и т.д.
- А эколог – это человек, который
защищает и охраняет нашу природу,
хочет чтоб наша планета была зеленой
и красивой, как на картинке.
(показ на интерактивной доске)
Дети принимают
активное
участие
в
дидактической
игре. Проявляют
свои
знания.
Аргументируют
и
объясняют
свой выбор.
Созданы
условия
для
развития
внимания.
Развивается
ассоциативное
мышление,
речь.
Закреплены
знания детей о
профессиях,
сформировано
уважение
к
разным
профессиям.
8
Воспитатель предлагает детям назвать:
- Что растет в лесу?
Ответы детей на
вопросы
Сформировано
представление
- Кто обитает в лесах?
- Какую пользу приносит лес человеку.
Предлагает Д/и «Четвертый лишний»
(игра
проводится
с
помощью
интерактивной доски)
педагога.
о растительном
и
животном
мире Земли и
их значение в
жизни планеты.
9
Воспитатель обобщает:
- Все мы – люди, животные, птицы,
растения – жители планеты Земля!
Ну а теперь о самом важном:
- Наша планета в опасности!
- На ней много больных мест:
«Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух! Сколько грязи в нем.
Когда-то чистый, голубой.
Теперь он грязный и больной.
Погибнуть может все живое.
Планету мы спасти должны, чтоб в
мире не было беды!»
- Почему наша планета в опасности?
- Как мы с вами можем помочь нашей
планете?
Проявляют
любознательнос
ть.
Высказывают
свою
точку
зрения,
проявляют
интерес
в
решении
проблемной
ситуации.
Сформировано
представление
о
том,
что
Земля
-
наш
общий дом.
Вызвано
желание
совершать
хорошие
поступки,
желание
помочь.
Умеют
устанавливать
причинно–
следственные
связи,
составлять
сложные
предложения.
10
Рефлексия:
Воспитатель
подводит
итог
и
обращается к детям:
- Мы должны понимать, что человек не
губитель, а друг природы, садовник и
врач. Чтобы помочь ей, надо научиться
любить природу, изучать её, беречь.
Совершать только хорошие, добрые и
полезные поступки.
Воспитатель
включает
аудиозапись
читает стихотворение:
«Земля – наш общий дом!»
Вручает детям медали с изображение
планеты Земля
Слушают
воспитателя.
Вызваны
положительные
эмоции у детей.
Создан
фон
эмоционально-
го
удовлетворения
от НОД.