Напоминание

Игры на развитие памяти. Приемы,помогающие запоминанию.


Автор: Муталапова Рамзия Хамзовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 33
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Игры на развитие памяти. Приемы,помогающие запоминанию.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры на развитие памяти.

Приемы, помогающие запоминанию.

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной.

Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память.

К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая

память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи

обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической

памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными

средствами, приемами и способами запоминания и припоминания. Ряд задание

направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции.

Подобную

работу

следует

проводить

регулярно,

так

часто

причиной

невыполнения

учебных

заданий

является

«потеря»

условия

задачи,

неспособность удерживать в памяти заданные действия. Это задания формируют

также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык

самоконтроля. Работу по формированию памяти целесообразно проводить на

неучебном материале в различных жизненных ситуациях. Независимо от того,

хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.

Шкафчики

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие

предметы Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у

ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова.

Ребенка просят найти игрушку.

Что исчезло?

На

столе

раскладывают

несколько

предметов

или

картинок.

Ребенок

рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет .

Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Что изменилось?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть

и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки

меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

Художник

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кто будет

рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно

использовать игрушки.

Запомни и воспроизведи

Вариант 1: Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество

чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2: Ребенку называют слова и просят их воспроизвести(от 4 до 10 слов)

Вариант 3:Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят

воспроизвести в обратном порядке.

Вспомни и покажи

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (махающую

крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха

и т.д.)

Цепочка действий

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить

последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу, положи на

середину стола. и т.д.»

Приемы , помогающие запоминанию

- Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте

ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать

рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно

сделать и при запоминанию фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет

рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

Например, назовите 7 фраз.

Мальчику холодно.

Девочка плачет.

Папа сердится.

Мама читает

Бабушка отдыхает.

Дети гуляют.

Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему) После этого предложите ему

точно

воспроизвести

все

фразы.

Если

возникают

трудности,

помогите

подсказкой. На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с

помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он

вспоминает 6-8 фраз – очень хорошо. Пересказ. Если ребенок не может

пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать

при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О

чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо

ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории ( в чем

сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает,

сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа

значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка

снова сделать пересказ и вы убедитесь в том , насколько он стал точным и

осмысленным.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!