Автор: Муталапова Рамзия Хамзовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 33
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Игры на развитие памяти. Приемы,помогающие запоминанию.
Раздел: дошкольное образование
Игры на развитие памяти.
Приемы, помогающие запоминанию.
Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной.
Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память.
К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая
память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи
обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической
памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными
средствами, приемами и способами запоминания и припоминания. Ряд задание
направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции.
Подобную
работу
следует
проводить
регулярно,
так
часто
причиной
невыполнения
учебных
заданий
является
«потеря»
условия
задачи,
неспособность удерживать в памяти заданные действия. Это задания формируют
также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык
самоконтроля. Работу по формированию памяти целесообразно проводить на
неучебном материале в различных жизненных ситуациях. Независимо от того,
хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.
Шкафчики
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие
предметы Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у
ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова.
Ребенка просят найти игрушку.
Что исчезло?
На
столе
раскладывают
несколько
предметов
или
картинок.
Ребенок
рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет .
Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Что изменилось?
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть
и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки
меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
Художник
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кто будет
рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно
использовать игрушки.
Запомни и воспроизведи
Вариант 1: Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество
чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2: Ребенку называют слова и просят их воспроизвести(от 4 до 10 слов)
Вариант 3:Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят
воспроизвести в обратном порядке.
Вспомни и покажи
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (махающую
крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха
и т.д.)
Цепочка действий
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить
последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу, положи на
середину стола. и т.д.»
Приемы , помогающие запоминанию
- Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте
ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать
рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно
сделать и при запоминанию фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет
рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.
Например, назовите 7 фраз.
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Мама читает
Бабушка отдыхает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему) После этого предложите ему
точно
воспроизвести
все
фразы.
Если
возникают
трудности,
помогите
подсказкой. На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с
помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он
вспоминает 6-8 фраз – очень хорошо. Пересказ. Если ребенок не может
пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать
при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О
чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо
ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории ( в чем
сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает,
сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа
значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка
снова сделать пересказ и вы убедитесь в том , насколько он стал точным и
осмысленным.