Автор: Камалиева Гюзель Юнировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 33
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: «Дидактические игры дошкольников» «Познавательное развитие» (экологическое воспитание)
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Дидактические игры дошкольников»
«Познавательное развитие»
(экологическое воспитание)
Подготовила воспитатель высший категории
Камалиева Гюзель Юнировна
Статья «Дидактические игры дошкольников»
«Познавательное развитие» (экологическое воспитание)
Я невольно задаю себе вопрос, как часто мы, педагоги задумываемся над
тем, насколько интересно нашим детям то, что мы предлагаем? Насколько
уверен каждый из нас в том, что продукты наших педагогических изысканий
соответствуют их познавательным потребностям? Убеждена, что именно в
дошкольном возрасте ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей
жизни,
у
него
начинают
формироваться
определенное
отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки
правильного поведения, складывается характер.
В жизни детей дошкольного возраста игра
является ведущей
деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок
находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Дидактические игры
по праву считаются одним из эффективнейших
средств обучения. Учитывая особенности возраста, я, как воспитатель
широко
использую дидактические игры, применяю во время занятий
игровые приемы и упражнения, предлагаю детям несложные умственные
задачи.
Планируя занятия, включающие дидактические игры, учитывают не только
программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В
противном случае происходит процесс разрушения дидактической игры как
особого средства образовательной работы. В повседневной жизни игры часто
возникают по инициативе детей.
Дидактические игры являются эффективным средством и экологического
воспитания.
Процесс
игровой
деятельности,
в
которой
дошкольники
ощущают повышенную потребность, позволяет:
- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
- пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
-формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной
деятельности;
-предоставить
возможности
для
проявления
самостоятельности,
инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать
правильные
решения;
контроля
и
оценки
результатов
собственной
экологически ориентированной деятельности.
Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с
учетом сформированных у детей этого возраста представлений:
- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых
организмах;
-о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;
- о культуре поведения в природе.
Четкое разъяснение правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их
делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению.
Интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время
экскурсий, прогулок. Например, осенью я предлагаю провести с детьми такие
игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые
красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или куст по
описанию». Введение элементов соревнования: «кто быстрее? », «кто
больше? » - повышает интерес детей к этим играм.
В подготовительной группе эти игры также проходят интересно, но
педагог повышает требования к выполнению задания, оно должно быть более
самостоятельным, быстрым, объяснения – более полными. Дети 7 лет уже не
просто называют явление, а подробно раскрывают его причину, объясняют
последовательность развития. Время, затрачиваемое ими на обдумывание
решения и ответа, сокращается.
Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они могут
скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют
специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими
дошкольниками,
которые
уже
имеют
достаточно
широкий
круг
представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета.
Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность
представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и
объединять предметы по разным признакам; внимание, быстроту реакции.
В своей практике я использую самые различные игры. Например,
«Закончи предложение» - говорю начало фразы, а дети должны придумать
конец: «Белка осенью запасает корма, потому что… », «Птицы могут летать,
потому что… », «Весной листья на деревьях растут, а осенью… », «Летом
бывает дождь, а зимой… ».
По моему мнению, наиболее интересными являются игры в загадки-
описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки
предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
Игры могут быть разными: «Что бывает желтое? », «Что бывает зимой?
», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может
придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях,
которые дети наблюдали. Во всех случаях дидактические игры помогут
закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.
Опыт показывает, что дети в дошкольном возрасте без особых усилий
усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в
доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к
природным явлениям. Трудно переоценить вклад дидактической игры в
развитие ребенка, в том числе и в формирование экологической культуры.
Работая в детском саду, я даю возможность воспитанникам познавать мир
природы через игру. В своей работе я использую методические разработки
Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Д.В. Эльконина, Т.М. Бондаренко,
С.Н. Николаева, Н.В. Коломиной.