Напоминание

«Дидактические игры дошкольников» «Познавательное развитие» (экологическое воспитание)


Автор: Камалиева Гюзель Юнировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 33
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: «Дидактические игры дошкольников» «Познавательное развитие» (экологическое воспитание)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Дидактические игры дошкольников»

«Познавательное развитие»

(экологическое воспитание)

Подготовила воспитатель высший категории

Камалиева Гюзель Юнировна

Статья «Дидактические игры дошкольников»

«Познавательное развитие» (экологическое воспитание)

Я невольно задаю себе вопрос, как часто мы, педагоги задумываемся над

тем, насколько интересно нашим детям то, что мы предлагаем? Насколько

уверен каждый из нас в том, что продукты наших педагогических изысканий

соответствуют их познавательным потребностям? Убеждена, что именно в

дошкольном возрасте ребенок приобретает первоначальные знания об

окружающей

жизни,

у

него

начинают

формироваться

определенное

отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки

правильного поведения, складывается характер.

В жизни детей дошкольного возраста игра

является ведущей

деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок

находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Дидактические игры

по праву считаются одним из эффективнейших

средств обучения. Учитывая особенности возраста, я, как воспитатель

широко

использую дидактические игры, применяю во время занятий

игровые приемы и упражнения, предлагаю детям несложные умственные

задачи.

Планируя занятия, включающие дидактические игры, учитывают не только

программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В

противном случае происходит процесс разрушения дидактической игры как

особого средства образовательной работы. В повседневной жизни игры часто

возникают по инициативе детей.

Дидактические игры являются эффективным средством и экологического

воспитания.

Процесс

игровой

деятельности,

в

которой

дошкольники

ощущают повышенную потребность, позволяет:

- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;

- пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;

-формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной

деятельности;

-предоставить

возможности

для

проявления

самостоятельности,

инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать

правильные

решения;

контроля

и

оценки

результатов

собственной

экологически ориентированной деятельности.

Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с

учетом сформированных у детей этого возраста представлений:

- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых

организмах;

-о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;

- о культуре поведения в природе.

Четкое разъяснение правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их

делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению.

Интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время

экскурсий, прогулок. Например, осенью я предлагаю провести с детьми такие

игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые

красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или куст по

описанию». Введение элементов соревнования: «кто быстрее? », «кто

больше? » - повышает интерес детей к этим играм.

В подготовительной группе эти игры также проходят интересно, но

педагог повышает требования к выполнению задания, оно должно быть более

самостоятельным, быстрым, объяснения – более полными. Дети 7 лет уже не

просто называют явление, а подробно раскрывают его причину, объясняют

последовательность развития. Время, затрачиваемое ими на обдумывание

решения и ответа, сокращается.

Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они могут

скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют

специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими

дошкольниками,

которые

уже

имеют

достаточно

широкий

круг

представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета.

Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность

представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и

объединять предметы по разным признакам; внимание, быстроту реакции.

В своей практике я использую самые различные игры. Например,

«Закончи предложение» - говорю начало фразы, а дети должны придумать

конец: «Белка осенью запасает корма, потому что… », «Птицы могут летать,

потому что… », «Весной листья на деревьях растут, а осенью… », «Летом

бывает дождь, а зимой… ».

По моему мнению, наиболее интересными являются игры в загадки-

описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки

предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Игры могут быть разными: «Что бывает желтое? », «Что бывает зимой?

», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может

придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях,

которые дети наблюдали. Во всех случаях дидактические игры помогут

закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.

Опыт показывает, что дети в дошкольном возрасте без особых усилий

усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в

доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к

природным явлениям. Трудно переоценить вклад дидактической игры в

развитие ребенка, в том числе и в формирование экологической культуры.

Работая в детском саду, я даю возможность воспитанникам познавать мир

природы через игру. В своей работе я использую методические разработки

Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Д.В. Эльконина, Т.М. Бондаренко,

С.Н. Николаева, Н.В. Коломиной.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!