Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ
Автор: Шорсткая Наталия Ивановна Должность: учитель изо Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5 Населённый пункт: Краснодар Наименование материала: статья Тема: Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ Раздел: среднее образование
Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией,
профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к
жизни в информационном обществе. Проникновение современных технологий в
образовательную
практику,
в
том
числе
и
на
уроках
изобразительного
искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на уроках
ИЗО необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
новым
средством
художественно-творческого
развития.Что
для
этого
необходимо?
1.
- изучить и систематизировать материал по ИКТ, их применению в
образовательном процессе, а так же научиться применять ИКТ на
уроках изобразительного искусства.
2.
- изучить педагогическую литературу по данной теме и передовой
педагогический опыт;
3.
-
проанализировать
возможности
применения
ИКТ
на
уроках
изобразительного искусства;
4.
- обеспечить применение ИКТ на уроках изобразительного искусства
с целью организации познавательной активности учащихся.
Особенности применения ИКТ на уроках изобразительного искусств.
Одним из очевидных достоинств урока с применение ИКТ на уроках
изобразительного искусства является усиление наглядности. Детская природа
ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему
словам,
и
он
будет
долго
и
напрасно
мучиться
над
ними;
но
свяжите
с
картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит слету. Вы объясняете ребенку
1
очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку
сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, начните
показывать
картинки,
и
класс
заговорит,
а
главное,
заговорит
свободно.
Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило,
отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В
таком
случае
интерактивная
доска
может
оказать
неоценимую
помощь.
Например, изложение исторических событий и фактов может сопровождаться
показом слайдов, презентаций с картинками, схемами и фотографиями.
Практическое применение ИКТ на уроках изобразительного искусства.
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта
работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты.
Необходим
большой
запас
зрительных
образов
и
впечатлений,
творческое
воображение.
У
ребенка
возникает
желание
передать
в
рисунках
свои
впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует... Но наступает тот момент,
когда юный художник отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему?
Здесь на помощь может прийти компьютер.
Основная
цель предмета «Изобразительное искусство» - помочь детям
познать
окружающую
действительность,
развить
у
них
наблюдательность,
научить
шире
и
разностороннее
видеть
окружающий
мир,
воспитать
в
них
чувство
прекрасного,
развить
личностные
способности.
Изучение
техники
разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами
Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов. Как
сделать каждый урок радостным, интересным?
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных
технологий
на
телевидении
и
в
кино,
распространение
игровых
приставок,
электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и
его восприятие окружающего мира.
Использование
компьютера
на
уроках
изобразительного
искусства
становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому
2
интересу.
Компьютер
удачно
входит
в
синтез
со
школьными
предметами
художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно
расширяет
его
возможности
для
интенсивного,
эмоционально
активного
введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.
В
настоящее
время
существуют
различные
диски
по
искусству,
содержащие огромное количество информации. Поэтому, разрабатывая план -
конспект
урока,
необходимо
учитывать,
как
правильно,
использовать
видеосюжеты с этих дисков, лучше всего создавать свои фильмы, по своему
сценарию,
органично
вписывающиеся
в
структуру
урока.
Такими
являются
мультимедиа
презентации,
слайд
–
фильмы
и
тестовые
задания.
Успех
применения каждого зависит от правильного определения места в структуре
урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями
и задачами, от типологии урока.
Мультимедиа - презентации
используются
на уроках - лекциях, беседах,
диспутах,
путешествиях,
вернисажах.
Они
помогают
заинтересовать
детей,
удержать
внимание,
не
потерять
связи
среди
многообразия
представленных
произведений и новых понятий.
Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При
этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы
и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и
обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная
библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.
Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой
этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация
сопровождается
кратким
комментарием
учителя.
Для
того
чтобы
после
просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу,
подборку
слайдов
надо
составлять
так,
чтобы
сначала
прошли
сложные
произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в
конце
нужно
показывать
произведения,
несложные
по
композиции,
3
приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже
смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности,
урок
становится
более
ярким
и
эмоциональным,
а
работы,
выполненные
учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.
Уроки
с
мультимедийными
презентациями
и
слайд-фильмами
широко используются при :
знакомстве
с
творчеством
художников:
«Исаак
Левитан»,
«И.И.
Шишкин», «В.Суриков» и тд.
изучении жанров изобразительного искусства «В музеях хранятся
картины – натюрморты», «Портрет – жанр изобразительного искусства» и т.д.;
изучении тем по декоративно – прикладному искусству
« Дымковская
игрушка»,
«Сказочная
Гжель»,
«Золотая
Хохлома» и т.д.
при изучении законов композиции.
при изучении законов цветоведения и т.д.
При использовании компьютерной техники можно наглядно и
последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и
понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно
повторяют линии, вносят свою фантазию.
Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента
художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети,
включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны,
азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом.
Занятия
с
использованием
компьютера
вырабатывают
усидчивость,
внимательность,
аккуратность,
развивают
моторику
пальцев,
что
может
положительно повлиять на работу с карандашом и кистью.
Композиции
становятся
более
выразительными
и
разнообразными.
Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия
4
компьютерной
графикой
позволяют
детям
реализовать
свои
творческие
возможности в новом виде изобразительной деятельности
Использование информационно-коммуникативных технологий —
необходимое
условие
для
современного
образовательного
процесса,
когда
главным
становится
не
трансляция
фундаментальных
знаний,
а
развитие
творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала
личности.
ИКТ
используются
не
как
цель,
а
как
еще
один
педагогический
инструмент, способствующий достижению цели урока.
В результате изучения литературы и передового педагогического опыта
по применения ИКТ на уроке изобразительного искусства, становится понятно,
что
компьютер
является
мощным
средством
повышения
эффективности
обучения,
позволяет
усилить
мотивацию
ученика.
Одним
из
источников
мотивации
является
занимательность.
Возможности
компьютера
здесь
неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные
цели…
Преимущества
использования
компьютерных
технологий
в
преподавании изобразительного искусства очевидны:
знакомство
с
любой
темой
можно
сопровождать
показом
видеофрагментов, фотографий;
широко использовать показ репродукций картин художников;
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
посещать” крупнейшие музеи мира;
прослушивать записи песен одновременно с показом картин;
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет
изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все
этапы учебной деятельности.
5
Список литературы
1.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001
2.
Концепция
модернизации
российского
образования
на
период
до
2100года. URL: htth//informika/ru/text/goscom/
3.
Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в
школе. – 2000, №5
4.
Апатова
Н.
В.
Информационные
технологии
в
школьном
образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
5.
Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств
информационных
технологий
и
образовательных
электронных
ресурсов.//
Информатика и образование. 2004 №5
6.
Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в
школе
.
6
7