Напоминание

М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"


Автор: Фатхуллина Алсу Рустамовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Менделеевск, республика Татарстан
Наименование материала: Открытый урок
Тема: М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки»

Класс обучающихся: 2 класс

Цель: расширение и углубление знаний о творчестве М. П. Мусоргского. Знакомство с

пьесами из цикла «Картинки с выставки».

Задачи: познакомить детей с циклом М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»; разви-

тие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального

мышления; формирование музыкально-слуховых представлений; воспитывать слуша-

тельскую культуру детей

Музыкальный материал: М. П. Мусоргский сюита «Картинки с выставки», «Прогул-

ка», «Баба яга», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Ли-

мож. Рынок», «Богатырские ворота».

Наглядный материал: портрет М. П. Мусоргского, репродукции картин В. Гартмана

«Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Баба яга», «Богатыр-

ские ворота».

Ход урока:

У: Здравствуйте, ребята. Давайте с вами поприветствуем друг друга.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте учитель»

У: Запишите число и новую тему урока: Модест Петрович Мусоргский сюита «Картин-

ки с выставки».

Дети записывают число и новую тему урока.

У: Знаменитый композитор родился в старинной дворянской семье. Его родители хоте-

ли, чтобы он стал военным как и их семья. В 10-летнем возрасте его отдали в немецкое

училище в Петербурге, откуда он попал в Школу гвардейских прапорщиков. Окончив ее

в 1856 году, Мусоргский стал служить в лейб-гвардейском Преображенском полку, а за-

тем в различных государственных учреждениях. В этот период Мусоргский не оставлял

своих занятий музыкой, которой увлекался с детских лет.

Тогда же Мусоргский попал в музыкальный кружок Милия Балакирева — «Могучую

кучку», что сильно повлияло на его сульбу. В 1869 году он завершил работу над первой

редакцией своей оперы «Борис Годунов», однако премьера ее состоялась только в 1874

году.

У: Ребята, что такое сюита? (Сюита – музыкальное произведение, которое состоит из

нескольких частей, соединенных одной темой). Сюита «Картинки с выставки» — цикл

фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан

в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.

Учитель обращает внимание детей на портрет композитора М.П. Мусоргского и архи-

тектора В. Гартмана.

Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман

(1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «рус-

ского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богат-

ство воображения.

В 1874 году в Императорской академии художеств по инициативе его друзей архитекто-

ров была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15

лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и

костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, при-

везённых из заграничных путешествий.

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «про-

гулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин,

которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы ста-

ли результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.

У: Послушаем первую пьесу «Прогулка»

Слушание музыки: «Прогулка»

У: В пьесе композитор, по его признанию, создал свой музыкальный портрет, изобразил

себя самого, гуляющего по выставке.

У: Какие чувства Модеста Петровича передает музыка?

(ответы детей)

Прогулка сопровождает нас по выставке, являясь связующей нитью между пьесами сю-

иты.

У: Пройдемся дальше по выставке. Послушаем следующую пьесу и попробуем дать ей

название.

Звучит: М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

У: Ребята, можно ли представить под эту музыку сказочных персонажей?

/ответы детей/

У: А каких сказочных персонажей вы знаете? Какой характер, образ у нашего персона-

жа? Какие образы возникли у вас при прослушивании музыки?

/ответы детей/

У: Свирепый, злой, громкий, баба яга летает, лес шумит. Менялась ли динамика? Темп?

/ответы детей/

У: Звук то стихал, то нарастал, темп становился быстрее.

Учитель обращает внимание детей на картину В. Гартмана «Избушка на курьих нож-

ках».

Физическая минутка. Выходит ученик, желающий провести упражнения, проводит фи-

зическую минутку.

У: Послушаем следующее музыкальное произведение и постараемся определить какой

образ хотел создать композитор.

Звучит: М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».

У: Ребята, грустная звучала музыка или веселая? Что можно делать под эту музыку?

Можно представить птенцов? Что они делают? Тогда какие цвета преобладают в карти-

не?

/ответы детей/

Учитель обращает внимание детей на картину В. Гартмана «Балет невылупившихся

птенцов».

У: Верно, ребята, музыка живая, энергичная, веселая! А давайте попробуем с вами изоб-

разить под нее движение птенцов!

Звучит М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», дети выполняют задания

исполняя произвольные движения.

У: Ребята, превратимся в слушателей и послушаем следующее музыкальное произведе-

ние.

Звучит: М. П. Мусоргский «Лимож. Рынок», дети импровизирую движения.

У: Как звучала музыка?

/ответы детей/

У: Суетливо, энергично. А где в жизни человека можно наблюдать суету?

/ответы детей/

У: В автобусе, на перемене, в Москве. Ребята, все верно. А произведение называется

«Лимож. Рынок»

Подведение итогов:

У: Хорошо ребята. С именем какого композитора мы познакомились? На картины како-

го художника он написал музыку? Перечислим название картин.

/ответы детей/

У: Можно ли изобразительность картин передать выразительностью музыки?

/ответы детей/

У: Музыка способна ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но

не красками, а звуками.

Домашнее задание: В рисунке или рассказе передайте свое впечатление от услышан-

ной музыки.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!