Автор: Фатхуллина Алсу Рустамовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: город Менделеевск, республика Татарстан
Наименование материала: Открытый урок
Тема: М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"
Раздел: дополнительное образование
Тема: Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки»
Класс обучающихся: 2 класс
Цель: расширение и углубление знаний о творчестве М. П. Мусоргского. Знакомство с
пьесами из цикла «Картинки с выставки».
Задачи: познакомить детей с циклом М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»; разви-
тие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального
мышления; формирование музыкально-слуховых представлений; воспитывать слуша-
тельскую культуру детей
Музыкальный материал: М. П. Мусоргский сюита «Картинки с выставки», «Прогул-
ка», «Баба яга», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Ли-
мож. Рынок», «Богатырские ворота».
Наглядный материал: портрет М. П. Мусоргского, репродукции картин В. Гартмана
«Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Баба яга», «Богатыр-
ские ворота».
Ход урока:
У: Здравствуйте, ребята. Давайте с вами поприветствуем друг друга.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте учитель»
У: Запишите число и новую тему урока: Модест Петрович Мусоргский сюита «Картин-
ки с выставки».
Дети записывают число и новую тему урока.
У: Знаменитый композитор родился в старинной дворянской семье. Его родители хоте-
ли, чтобы он стал военным как и их семья. В 10-летнем возрасте его отдали в немецкое
училище в Петербурге, откуда он попал в Школу гвардейских прапорщиков. Окончив ее
в 1856 году, Мусоргский стал служить в лейб-гвардейском Преображенском полку, а за-
тем в различных государственных учреждениях. В этот период Мусоргский не оставлял
своих занятий музыкой, которой увлекался с детских лет.
Тогда же Мусоргский попал в музыкальный кружок Милия Балакирева — «Могучую
кучку», что сильно повлияло на его сульбу. В 1869 году он завершил работу над первой
редакцией своей оперы «Борис Годунов», однако премьера ее состоялась только в 1874
году.
У: Ребята, что такое сюита? (Сюита – музыкальное произведение, которое состоит из
нескольких частей, соединенных одной темой). Сюита «Картинки с выставки» — цикл
фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан
в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
Учитель обращает внимание детей на портрет композитора М.П. Мусоргского и архи-
тектора В. Гартмана.
Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман
(1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «рус-
ского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богат-
ство воображения.
В 1874 году в Императорской академии художеств по инициативе его друзей архитекто-
ров была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15
лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и
костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, при-
везённых из заграничных путешествий.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «про-
гулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин,
которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы ста-
ли результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.
У: Послушаем первую пьесу «Прогулка»
Слушание музыки: «Прогулка»
У: В пьесе композитор, по его признанию, создал свой музыкальный портрет, изобразил
себя самого, гуляющего по выставке.
У: Какие чувства Модеста Петровича передает музыка?
(ответы детей)
Прогулка сопровождает нас по выставке, являясь связующей нитью между пьесами сю-
иты.
У: Пройдемся дальше по выставке. Послушаем следующую пьесу и попробуем дать ей
название.
Звучит: М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
У: Ребята, можно ли представить под эту музыку сказочных персонажей?
/ответы детей/
У: А каких сказочных персонажей вы знаете? Какой характер, образ у нашего персона-
жа? Какие образы возникли у вас при прослушивании музыки?
/ответы детей/
У: Свирепый, злой, громкий, баба яга летает, лес шумит. Менялась ли динамика? Темп?
/ответы детей/
У: Звук то стихал, то нарастал, темп становился быстрее.
Учитель обращает внимание детей на картину В. Гартмана «Избушка на курьих нож-
ках».
Физическая минутка. Выходит ученик, желающий провести упражнения, проводит фи-
зическую минутку.
У: Послушаем следующее музыкальное произведение и постараемся определить какой
образ хотел создать композитор.
Звучит: М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».
У: Ребята, грустная звучала музыка или веселая? Что можно делать под эту музыку?
Можно представить птенцов? Что они делают? Тогда какие цвета преобладают в карти-
не?
/ответы детей/
Учитель обращает внимание детей на картину В. Гартмана «Балет невылупившихся
птенцов».
У: Верно, ребята, музыка живая, энергичная, веселая! А давайте попробуем с вами изоб-
разить под нее движение птенцов!
Звучит М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», дети выполняют задания
исполняя произвольные движения.
У: Ребята, превратимся в слушателей и послушаем следующее музыкальное произведе-
ние.
Звучит: М. П. Мусоргский «Лимож. Рынок», дети импровизирую движения.
У: Как звучала музыка?
/ответы детей/
У: Суетливо, энергично. А где в жизни человека можно наблюдать суету?
/ответы детей/
У: В автобусе, на перемене, в Москве. Ребята, все верно. А произведение называется
«Лимож. Рынок»
Подведение итогов:
У: Хорошо ребята. С именем какого композитора мы познакомились? На картины како-
го художника он написал музыку? Перечислим название картин.
/ответы детей/
У: Можно ли изобразительность картин передать выразительностью музыки?
/ответы детей/
У: Музыка способна ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но
не красками, а звуками.
Домашнее задание: В рисунке или рассказе передайте свое впечатление от услышан-
ной музыки.