Напоминание

Глагол


Автор: Бурдина Мария Романовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 48
Населённый пункт: Город Чебоксары Чувашская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Глагол
Раздел: среднее образование





Назад




Урок №12. Задание 10. Правописание приставок.

Место в структуре курса:Данный урок помогает ученикам вспомнить, повторить и обобщить полученные

знания о приставках, которые всегда пишутся одинаково, приставках с чередованием, а также об иноязычных

заимствованных приставках.

Что может пойти не так:И в сильной, и в слабой группе может начаться путаница приставки с- ( которая

неизменяемая и всегда пишется одинаково) с приставками НА С- (написание которых зависит от последующей

согласной). В слабой группе ребята могут запутаться в написании приставок, зависящих от значения.

Решения:Очень четко в самом начале занятия несколько раз заострить свое внимание на том, что приставка

с- - это неизменяемая приставка, которую просто нужно запомнить, записать это в рамочку, выделить красным. Со

слабой группой разобрать большее количество упражнений с приставками, написание которых зависит

от

значения, поэтапно разбирая устно и письменно значение каждой.

Цели занятия:

1. Повторить приставки с чередованием.

2. Повторить приставки написание которых зависит от значения.

3. Повторитьправописание гласных «И» и «Ы» после приставок.

Строение урока:

Этап

Главное

Ответ

Тайминг

Введение

5 минут

Проверка домашней

работы

15 минут

Самостоятельная работа

1.

25

2.

34

3.

24

4.

35

5.

14

10 минут

Теория

30 минут

Перерыв

10 минут

Упражнения

на

закрепление

1.

45

2.

15

3.

345

4.

15

5.

35

6.

12

7.

35

8.

125

9.

134

10.

124

15 минут

Упражнения

на

повторение

1.

23649

2.

43285

3.

61849

4.

25964

5.

75916

6.

Полутора

7.

Обгрызенная

8.

Зажжёшь

9.

Восьмьюстами или восемьюстами

10.

Попробуем

25 минут

Итоги урока

Что узнали?

5 минут

Домашнее задание

Упражнение 1.

Приамурский,

пританцовывать,

прибаутка, привадить, привередливый,

привыкнуть,

приключение,

приспешник, приспичить, пристойный,

пристрастие,

присягать,

претить,

примадонна,

примат,

примитивный,

приватный,

приват-доцент,

приватизация, привилегия, приоритет,

присесть,

прилечь,

прибавленный,

приближённый, прибрежный, прилгать,

примёрзший,

принарядиться,

приниженный,

превышение,

премудрый, преогромный, прерваться,

преуспевать,

прижечь,

пригнать,

привоз,

прикорм,

прикатить,

приговорить,

препорученный,

преподнесение,

преследовать,

преспокойный,

приволжский,

приозёрный, прицелиться, прихватить,

пришелец, присказка, припорошенный,

пристань,

притронуться,

приотворённый,

превратить,

прегрешение, предатель, председатель,

преимущество,

прекрасный,

не

преминуть

ответить,

преисподняя,

прекословить, прекратить, прельщать,

преображать,

препятствие,

пресловутый, пресмыкаться, престол,

претить,

президиум,

президент,

премьер,

премьера,

прелюдия,

превалировать,

превентивный,

презентация,

презентабельный,

презумпция

невиновности,

прейскурант,

прелат,

препарат,

прерогатива,

престиж,

претендент,

претензия,

префект,

прецедент,

припухший,

присовокупить,

притихший, преломить, преподнести,

преподавать,

престранный,

прерванный,

преследовать,

пресыщение,

пристанище,

преподанный

(урок),

привносить,

приклонить

голову

к

подушке,

причудливый,

приграничный,

приступить

кделу,

привходящие

обстоятельства,

примять,

пригнуть,

приохотиться, притопнуть, превеликий,

приучить, приручить, приискать.

5 минут

Введение.

Сейчас наша задача состоит в том, чтобы:

1.

Повторить правописание корней.

2.

Повторить правописание приставок.

3.

Применять теоретические знания при выполнении заданий по теме.

Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа.

1. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня.

1.

обл..качиваться, л..сной, впеч..тление

2.

выч..тание, расст..лать, р..внение (по росту)

3.

в..трина, гард..роб, зар..сли

4.

цв..ток, к..рмить, пол..гать

5.

заг..релый, безотл..гательно, пом..нать

Запишите номера ответов.

2. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая

гласная корня.

1.

кульм..нация, р..торический, непон..мание

2.

прив..легированный, сувер..нитет, с..рказм

3.

м..рковный, темп..рамент, эксп..риментальный

4.

алг..ритм, ур..ганный (ветер), к..вычки

5.

п..анино, разж..гающий, г..ризонт

Запишите номера ответов.

3. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся

гласная корня.

1.

сод..ржимое, водор..сли, соч..таемость

2.

подн..мая (тяжести), зап..рать (дверь), поч..тать (старших)

3.

переск..чить, запр..сить (документы), т..ребить (платок)

4.

заг..релись (глаза), прир..щение, разж..мать

5.

возвр..щает (долги), оз..рение, к..сые (лучи солнца)

Запишите номера ответов.

4. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся

гласная корня.

1.

уб..рать (листья), проз..рливый, оз..рять (всё вокруг)

2.

ур..нить (тарелку), р..стовщический, прит..реться

3.

напом..нание, переск..чить, пл..вучий

4.

заст..лить, прон..кать (в дом), к..сатка (в океанариуме)

5.

возг..рание, к..снуться (рукой), пол..жение

Запишите номера ответов.

5. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая

гласная корня.

1.

к..валерия, эл..ментарно, т..рпеда

2.

т..варный (поезд), ур..вновесить, х..мический

3.

эл..ктростанция, эп..зодическая (роль), ст..реть (пыль с мебели)

4.

т..рания, экспер..ментатор, шимп..нзе

5.

ч..шуйчатый, ш..блонный, т..рговец

Запишите номера ответов.

Теория.

Задание №10 посвящено правописанию приставок различных типов.

Приставки такжеможно поделить на определенные группы: приставки, которые всегда пишутся одинаково,и

приставки с чередованием.Всегда одинаково пишутся приставки в-, об-, от-, над-, под-, у-, о-, вы-, на-, за-, до-, по-,пере-:

войти - внести - вбежать – встать.Произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от

фонетическойпозиции в слове, но пишем их всегда одинаково.В русских словах также встречаются заимствованные

иноязычные приставки, которыетакже пишутся всегда одинаково, например:дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-,

пан-.Особо выделим приставку С-, которая всегда пишется только так. Важно не путать ее сприставками, которые

кончаются на «с» (например, приставка рас): сдача, сделать,смыть.Запоминаем правописание слов: здесь, здание,

здоровье, (не видно) ни зги.

Приставки по написанию можно разделить на группы:

1)

Приставки, которые всегда пишутся одинаково, ни от чего не зависят.

2)

Приставки, написание которых зависит от последующей согласной (от произношения)

3)

Приставки, написание которых зависит от их значения

4)

Приставки, написание которых зависит от ударения

5)

Приставки, которые влияют на последующую гласную букву.

1.

Приставки, которые всегда пишутся одинаково, ни от чего не зависят.

Эти приставки нужно запомнить: С, над, от, под, об, пред, в, по, про, до, о, об, на и другие.

Обращаем внимание на приставки:

С: сделал, сбежал. В словах здесь, здание, здоровье – пишется З, так как это часть корня.

Про: пробежал, пролетел. Существует приставка пра, но она имеет совсем другое значение (предок,

предшествующий): прабабушка, правнук, прародина, праязык(НО! ПРООБРАЗ).

2.

Приставки, написание которых зависит от последующей согласной (от произношения)

Это приставки на з- и с- (КРОМЕ ПРИСТАВКИ С-)

Без-, бес-

Раз-, рас-

Роз-, рос-

Воз-, вос-

Из-, ис-

Вз-, вс-

Низ-, нис-

Через- (чрез-), черес- (чрес-)

Написание приставок зависит от последующего согласного: перед звонким согласным пишется на конце

приставки –з, перед глухим –с.

Избежать - исчезнуть, распуститься - разбить ( б – звонкая, поэтому приставка из-, п –глухая , поэтому

приставка рас-).

3.

Приставки, написание которых зависит от их значения.

Это приставки при- и пре-.

При – пишется, если приставка имеет значение :

- приближение, присоединение (приехать, пришить)

- неполное действие (присесть, прикрыть)

- нахождение рядом (пришкольный, приморский)

Пре- пишется, если приставка имеет значение :

- очень (пребольшой, пресильный)

- близкое к значению приставки пере – (прервать= перервать, преградить= переградить)

Многие слова придется запомнить, поскольку их написание никак не может бытьпроверено этими правилами.

В них не везде есть именно приставки пре-\при-, но будетудобно разобрать их в этой теме.

ПРИ: привыкать, присутствовать, приоритет, привилегия, примитивный, приватный.

ПРЕ: президент, претендент, препарат, премировать.

Необходимо различать:

преклонить колени – приклонить к земле ветку

преходящее счастье – приходящая няня

презирать врага – призирать сироту

преемник царя – приемник (радио)

предать товарища – придать нужную форму

4. Приставки , написание которых зависит от ударения.

Приставки НЕ, НИ в отрицательных и неопределённых местоимениях:

Не- пишется под ударением, ни- без ударения:

Пришёл нЕкто. Никто не пришел.

Приставки раз- (рас-) , роз- (рос-)

Без ударения пишется А, под ударением О.

РассказАть, но рОссказни.

5.Приставки, которые влияют на последующую гласную букву

УПОТРЕБЛЕНИЕ -И-, -Ы- ПОСЛЕ ПРИСТАВОК НА СОГЛАСНУЮ

После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо и пишется ы: разыграть, безынициативный.

Внимание!

В слове взимать согласно произношению пишется и.

После приставок меж- и сверх- сохраняется буква и: сверхинтересный, межинститутский.

В словах с иноязычными приставками и корневыми элементами дез-, контр-, суб-, пост-, транс-, пан- и др.

также сохраняется и: дезинфекция, контригра.

В сложносокращенных словах начальное и второго корня сохраняется: спортинвентарь.

На данном этапе нужно выработать навык написания неизменяемых приставок и приставок на з-, с-, умение

их различать.

Не путаем приставку с-(она неизменяемая) с приставками на з- с-.(зависят от произношения)

Обратите внимание вашей группы на тот факт, что согласно изменениям 2018 года вкаждом задании может быть

несколько правильных вариантов ответов! 2-4 цифрыученики должны выписать в бланк (именно цифры, а не слова, как

это требовалосьраньше).

Перерыв.

Упражнения на закрепление.

1. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1.

пред..нфарктный, без..гольный, меж..нтернатский

2.

пр..уныл, пр..вратные (представления), пр..домовой (участок)

3.

п..едестал, всеоб..емлющий, пред..юбилейный

4.

и..брал, бе..вкусный, ра..жать

5.

р..ссыпал, поз..прошлый, нез..менимый

Запишите номера ответов.

2. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1.

пр..возмочь, пр..дания (старины), пр..рываемый (собеседником)

2.

не..говорчивый, бе..цельный, в..дремнуть

3.

соб..ётся, супер..яркий, в..ётся

4.

о..бойный (молоток), на..строчный, по..черкни

5.

от..скать, под..тожить, с..змала

Запишите номера выбранных вариантов.

3. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1.

сверх..дея, под..скать, от..скать

2.

пр..домовая (территория), пр..щедрый, пр..ступить (к делу)

3.

без..языкий, в..явь, из..ян

4.

бе..полезный, и..царапать, и..синя-чёрный

5.

пр..вратные, пр..граждать, пр..емник

Запишите номера выбранных вариантов.

4. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1.

без..нициативный, без..сходность, с..змала

2.

предн..значение, под..рваться, пр..браться (в комнату)

3.

пр..дать (форму), беспр..станный, непр..ложная (истина)

4.

ни..провергнуть, не..доровится, и..подлобья

5.

кинос..ёмка, раз..ярённый, меж..ярусный

Запишите номера ответов.

5. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1.

пр..обретение, пр..подал (урок), пр..рвать (собеседника)

2.

по..кормка, о..бивать (мяч), (кран) по..текает

3.

пр..родители, поз..брошенный, р..ссыпанный

4.

сверх..бдительный, раз..езд, под..язычный

5.

обе..кровленный, бе..компромиссный, ра..сердиться

Запишите номера выбранных вариантов.

6. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1.

пр..теснение, пр..глядеться, пр..нудить

2.

ра..ползлись, бе..причинный, не..балансированный

3.

без..нициативный, сверх..нтеллигентный, под..зношенный (костюм)

4.

поз..прошлый, р..ссыпающийся, опр..кинул

5.

всеоб..емлющий, ал..янс, (высокий) бар..ер

Запишите номера ответов.

7. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1.

обе..доленный, и..древле, не..держанный

2.

об..скать, пост..мпрессионизм, без..мянный

3.

пр..страстие, пр..мелькаться, пр..строиться

4.

под..ёмник, зав..южило, необ..ятный

5.

пред..ставить (слово оратору), пр..образ, перев..плотиться

Запишите номера ответов.

8. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1.

ра..буженный, бе..граничный, и..вестить

2.

н..испособнейший, поз..вчера, н..дстройка

3.

сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий

4.

пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу)

5.

по..черкнуть, на..пись, пре..писание

Запишите номера ответов.

9. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1.

не..держанный, бе..шумный, чере..страничный

2.

с..митировать, сверх..дея, супер..нтеллектуальный

3.

пр..сыщенный, беспр..кословно, пр..одолеть

4.

раз..гнавшись, под..брать, пр..говорить (два часа)

5.

от..явленный, с..ёжиться, нав..ючивать

Запишите номера ответов.

10. Задание

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1.

сверх..зящный, пост..нсультный, вз..мать

2.

во..пламениться, бе..совестный, не..балансированный

3.

(старинное) пр..дание, пр..верженец, непр..емлемый

4.

с..естной, волеиз..явление, двух..ядерный

5.

не..хватный, р..списывать, с..переживающий

Запишите номера ответов.

Упражнения на повторение.

1. Задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к

каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.

неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2.

ошибка в построении предложения с однородными членами

3.

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

4.

ошибка в построении сложноподчинённого предложения

5.

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.

Поражающие своей красотой и величием уникальные девственные островки природы ещё остались на карте

области.

2.

Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя

оказываются на объектах.

3.

А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н.В.

Гоголя.

4.

Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза.

5.

Некоторые из тех, кто бывал на западе Мещёрского края, видели среди сосновых лесов восемь Боровых озёр, до

которых добраться можно только через лес по карте и компасу.

6.

На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющими озеро на отдельные плёсы.

7.

Иван Грозный, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, старался привлечь на свою сторону новых

подданных.

8.

Проводник поезда спросил опоздавших пассажиров, в каком вагоне их места.

9.

Все, кто видел работу гончара, поражался его удивительному мастерству.

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

2. Задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к

каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.

неверный выбор падежной формы существительного с предлогом

2.

нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

3.

нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

4.

нарушение в построении предложения с однородными членами

5.

нарушение в построении сложноподчинённого предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.

Гребнёв, как-то странно сузив глаза, поинтересовался, не меня ли он видел прогуливающимся по набережной

вчера вечером, но я не стал ничего отвечать.

2.

Кот забрался на крышу, спрятался от палящего солнца в тени дымохода и, улёгшись поудобнее, начнёт

наблюдение за Шариком.

3.

Выполняя задание, мне катастрофически не хватало материала, содержащего последние статистические данные.

4.

Когда мы наконец смогли выйти из пещеры, я подошёл к Стасу, с которым мы были в ссоре, и сказал, что наша

группа выбралась только благодаря его умения сохранять спокойствие.

5.

Бабушка всегда говорила мне, что гораздо полезнее гулять на свежем воздухе, чем нежели лежать в кровати.

6.

Петька, уличённый в мелкой краже, не столько испугался, сколько растерялся, поэтому даже не попытался

убежать.

7.

По завершении конференции, посвящённой проблемам малого и среднего бизнеса, был принят ряд очень важных

решений.

8.

Ксения готова была заключить сделку лишь в том случае, если ей не только хватит денег на саму покупку

помещения, но и на последующий ремонт.

9.

Согласно пункту договора, покупатель этого здания не имеет права на малейшее изменение фасадов без

согласования с администрацией.

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

3. Задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к

каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2.

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3.

нарушение в построении предложения с косвенной речью

4.

нарушение в построении предложения с однородными членами

5.

нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.

Чайки, тревожно крича, летали над морем, вот уже несколько дней не желавшему успокоиться и продолжавшему

биться о скалистый берег.

2.

Народ дышал чистым воздухом, подрёмывал; кто украдкой откусывал от яблока, кто перешёптывался с

подругами, а АртюхаКолотушкин, упав лицом в раскоренье старой яблони, спал.

3.

Максим Петрович, попрощавшись с нами и пообещав, что будет нам писать, отправился в Петербург.

4.

Серёжа, впечатлившись тем, что он увидел, пообещал себе, что с этого дня будет защищать и помогать всем, кто

в этом нуждается.

5.

Девочки радовались не столько полученным подаркам, сколько вниманию, уделённому им, а также редкой

возможности побыть с близкими людьми.

6.

Заключив годовой контракт, команда, которой, по условиям договора, предстояло дать более концертов в

разных городах нашей страны, начали напряжённо готовиться к туру.

7.

Мы с Александром, приехавшим ко мне на дачу в субботу, решили совместить приятное с полезным и, гуляя по

лесу, не только наслаждались свежим воздухом, но и брали пробы почвы для исследования в лаборатории.

8.

Заглянув к нам в комнату, тётушка, чем-то, кажется, встревоженная, спросила, что не хотите ли вы прогуляться

со мной по саду.

9.

Гордость переполняла родителей, увидев фамилию сына среди авторов книги.

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

4. Задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к

каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

2.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

3.

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

4.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

5.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.

Информацию о принятии постановления подтвердили «Интерфаксу» в региональной антимонопольной службе.

2.

Все, кто собрались в гостиной, не могли не обратить внимания на Наташу.

3.

Наташа не только запела мастерски, но и расположила куплеты так, что только теперь песня стала для меня

понятна.

4.

Максимов был типичным представителем крестьянской среды, пробившего дорогу к искусству в эпоху

народничества в -х годах.

5.

В июле Эмир Кустурица рассказал, что планирует снять картину по классическому роману Михаила Лермонтова

«Герою нашего времени».

6.

Обнаружив способности к рисованию, Илья был отдан в монастырскую иконописную мастерскую.

7.

Алеша бродил в окрестностях монастыря, восхищаясь природой.

8.

Впереди у нас много задач, которые, я уверен, выполнимы благодаря сплоченному и трудоспособному

коллективу.

9.

Совместное чтение и обсуждение книг может происходить не только в формате школьной студии, а просто у

себя дома.

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГД.

5. Задание

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к

каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2.

неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

3.

нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

4.

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5.

неправильное построение сложноподчинённого предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.

В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина сюжет связан с миром русского сказочного эпоса.

2.

Творческое наследие Н.В. Гоголя нельзя представить без комедии «Ревизор», в которой писатель высмеял

чиновников – казнокрадов, взяточников, подхалимов.

3.

Автор «Обломова» и «Обрыва» по праву занял достойное место в блестящей плеяде русских писателей-

реалистов XIX века.

4.

Стремясь обойти цензуру, М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сатирической сказки.

5.

Он стал эрудированным человеком благодаря хорошим учителям и своей привычки к чтению.

6.

В качестве примеров были приведены случаи, о которых, кажется, что где-то я уже читал.

7.

Свидетели говорят о двух взрывах, происшедшими в двадцать три часа.

8.

Согласно постановлению, охота в заповедниках запрещена.

9.

Избирая меня депутатом, я сделаю для вас всё возможное.

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГД.

6. Задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

у ОБОИХ солдат

до ПОЛТОРЫ сотен

ЛОЖИТЕСЬ на пол

ИХ вещи

ПРОПОЛОЩИ бельё

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

7. Задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

ЕЗДИТ в клуб

окно занавешено ТЮЛЕМ

ОБГРЫЗАННАЯ зайцами кора дерева

с ЧЕТЫРЬМЯ детьми

порванный КЕД

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

8. Задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ попытками

несколько ПОМЕСТИЙ

ДВОЕ саней

он ВСЕХ БЫСТРЕЕ

ЗАЖГЁШЬ свечу

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

9. Задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

на ОБЕИХ сторонах

с ВОСЬМИСТАМИ блюдами

не ЛЕЗЬ наверх

в АЭРОПОРТУ

новые СОРТА

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

10. Задание

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

СЛОЖНЕЙШИЙ текст

ПОПРОБОВАЕМ изучить

килограмм ТОМАТОВ

ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ листами

стирка ПОЛОТЕНЕЦ

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

11. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной

отрасли.

Выпишите это слово.

12. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как

композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.

Выпишите это слово.

13. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки

зрения мастера, мелочам.

Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

14. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой возможности стремился унизить, был всегда

спокоен, ни на какие провокации не реагировал.

Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

15. Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-

импрессионистов.

Выпишите это слово.

Итоги урока.

1.

Назовите приставки написание которых зависит от значения.

2.

Назовите чередующиеся приставки.

3.

Назовите заимствованные иноязычные приставки.

4.

Д

омашнее задание.

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные гласные буквы и или е. Обратите внимание на значение слов.

Распределите слова по графам в зависимости от значения приставки.

Пр..амурский,

пр..танцовывать,

пр..баутка,

пр..вадить,

пр..вередливый,

пр..выкнуть,

пр..ключение,

пр..спешник, пр..спичить, пр..стойный, пр..страстие, пр..сягать, пр..тить, пр..мадонна, пр..мат, пр..митивный,

пр..ватный, пр..ват-доцент, пр..ватизация, пр..вилегия, пр..оритет, пр..сесть, пр..лечь, пр..бавленный, пр..ближённый,

пр..брежный, пр..лгать, пр..мёрзший, пр..нарядиться, пр..ниженный, пр..вышение, пр..мудрый, пр..огромный,

пр..рваться,

пр..успевать,

пр..жечь,

пр..гнать,

пр..воз,

пр..корм,

пр..катить,

пр..говорить,

пр..порученный,

пр..поднесение, пр..следовать, пр..спокойный, пр..волжский, пр..озёрный, пр..целиться, пр..хватить, пр..шелец,

пр..сказка, пр..порошенный, пр..стань, пр..тронуться, пр..отворённый, пр..вратить, пр..грешение, пр..датель,

пр..дседатель, пр..имущество, пр..красный, не пр..минуть ответить, пр..исподняя, пр..кословить, пр..кратить,

пр..льщать, пр..ображать, пр..пятствие, пр..словутый, пр..смыкаться, пр..стол, пр..тить, пр..зидиум, пр..зидент,

пр..мьер, пр..мьера, пр..людия, пр..валировать, пр..вентивный, пр..зентация, пр..зентабельный, пр..зумпция

невиновности, пр..йскурант, пр..лат, пр..парат, пр..рогатива, пр..стиж, пр..тендент, пр..тензия, пр..фект, пр..цедент,

пр..пухший, пр..совокупить, пр..тихший, пр..ломить, пр..поднести, пр..подавать, пр..странный, пр..рванный,

пр..следовать, пр..сыщение, пр..станище, пр..поданный (урок), пр..вносить, пр..клонить голову к подушке,

пр..чудливый, пр..граничный, пр..ступить к делу, пр..входящие обстоятельства, пр..мять, пр..гнуть, пр..охотиться,

пр..топнуть, пр..великий, пр..учить, пр..ручить, пр..искать.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!