Автор: Татаринцева Светлана Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 2
Населённый пункт: Тамбовская область г.Жердевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера"
Раздел: дошкольное образование
Отдел образования администрации Жердевского района Тамбовской области
Семинар
на
тему:
«
Формирование
сенсорных
способностей детей раннего возраста с помощью
палочек Кюизенера»
Подготовил: воспитатель 1 квалификационной категории
Татаринцева Светлана Вячеславовна
Сенсорное развитие
ребенка
–
это
развитие
его
восприятия
и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы,
цвета, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе,
звуке. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного
обучения ребенка в детском саду и в школе.
В этом году я познакомилась с новой технологией «Палочки Кюизенера». Я
решила эту методику использовать в своей практической деятельности. Это
позволило мне разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными,
абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Палочки Кюизенера- эффективное дидактическое средство.
Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским
математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике
и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с
младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки
Кюизенера называются
еще
цветными палочками,
цветными
числами,
цветными
линеечками,
счетными палочками.
В
наборе
содержатся палочки- призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
Дидактический
материал «Палочки
Кюизенера»-современная
технология
предматематической подготовки детей к школе.
Задачи, которые решают цветные палочки:
1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по
цвету).
2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
(упражнять в сравнении предметов).
3. Развивать логическое мышление, внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении
цели.
Занятия способствуют развитию детского творчества, развития фантазии,
воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-
действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования,
восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Цветные палочки являются
многофункциональным
математическим
пособием,
которое
позволяет формировать понятие
числовой
последовательности,
состава
числа,
отношений «право
–
лево», «между», «длиннее», «больше –меньше» и мн. др.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети
играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по
ходу знакомятся с цветами, размерами, формами.
Основные особенности этого дидактического материала- универсальность,
высокая эффективность.
Меня заинтересовала эта технология тем, что учит детей думать.
Например: как построить машину, когда нет круглых предметов (колёса);
что получится если достроить квадрат (дом, машина); как поставить палочки,
чтобы они не упали и многое другое. Дети с интересом решают разные
задачки в игровой форме.
Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее
простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально
или
по
несколько
человек,
небольшими
подгруппами.
Возможно
и
фронтальная работа
со
всеми
детьми,
хотя
такая форма
работы не
рекомендуется
в
качестве
ведущей.
Воспитатель
предлагает
детям
упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий
наиболее
эффективно использовать
палочки.
Занятие
с палочками рекомендуется
проводить
систематически,
индивидуальные
упражнения чередовать с коллективными.
Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с
ними, из чего он состоит. Можно предложить выложить палочки на стол,
перемешать их, показать по очереди красную, синюю и т. д. палочки. Взять в
правую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать, назвать
цвет каждой палочки; взять в левую руку столько палочек, сколько ребенок
сможет удержать и найти среди взятых палочек палочки одинакового цвета и
т. д.
В ходе свободного манипулирования и игры внимание детей надо обратить
на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они
соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они
наиболее устойчивы.
Палочки Кюизенера в начале используются как игровой материал. Дети
играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают
различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы,а также
качественные характеристики материала: цвет, размер, форма. Однако, уже
во
время
игры
с палочкамидети
открывают
некоторые
отношения:
одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.На это этапе можно
проводить следующие игры: «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим
мост», «Покажи такую же», «Назови цвет». В ходе этих игр детей учат
различать цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине, расположению т.
е. формируют
такие
понятия,
как
разные», «одинаковые», «короче», «больше», «меньше», «между» и т. д.)
Для обучения детей различать, чередовать, группировать предметы по
величине
– использую
игры: «Длинные
и
короткие», «Какая палочка
длиннее?»; для обучения детей группировать предметы по форме: «Какой
это формы», «Волшебная
коробочка»;
для
обучения
группировать,соотносить предметы по цвету:«Найди свой цвет», «Найди
такую
же» ;
для
закрепления
качеств
предметов (величина, форма,
цвет): «Собери пирамидку», «Построй башенку», также используем игры с
предметами.
Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает
установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают
заборы для животных разных размеров (высоты). Высота забора должна
соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка,
телёнка).Дети делают вывод: оказывается, что заборчики получаются не
только разной высоты, но и разного цвета.
На
втором
этапе
провожу
игры,
которые
помогают
детям
освоить
пространственно - качественные характеристики. Открыть их можно в
совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не
ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а
дает возможность выбирать действие самому ребенку.
В своей группе я планирую использовать данную технологию в таких видах
деятельности как конструирование.
Для более эффективного сенсорного развития детей, я провожу работу с
родителями.
Используя
ИКТ,
рассказываю
о
содержании работы
по
ознакомлению
детей
с
цветом, формой,
величиной,
о
важности
своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о современной
технологии
дидактическом
материале «Палочки
Кюизенера».
Родители
прислушиваются к советам и сами начинают активно включаться в процесс.
Я в свою очередь провожу консультации по данной теме. Совместная и
систематическая работа оказала
положительное
влияние
на
развитие сенсорных способностей детей.
Я считаю, что такие технологии, как дидактическое пособие «Палочки
Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они
хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие
в игровую деятельность, дети могут их использовать и в самостоятельной
деятельности.