Напоминание

"Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера"


Автор: Татаринцева Светлана Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 2
Населённый пункт: Тамбовская область г.Жердевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Отдел образования администрации Жердевского района Тамбовской области

Семинар

на

тему:

«

Формирование

сенсорных

способностей детей раннего возраста с помощью

палочек Кюизенера»

Подготовил: воспитатель 1 квалификационной категории

Татаринцева Светлана Вячеславовна

Сенсорное развитие

ребенка

это

развитие

его

восприятия

и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы,

цвета, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе,

звуке. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего

умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное

значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного

обучения ребенка в детском саду и в школе.

В этом году я познакомилась с новой технологией «Палочки Кюизенера». Я

решила эту методику использовать в своей практической деятельности. Это

позволило мне разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными,

абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Палочки Кюизенера- эффективное дидактическое средство.

Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским

математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике

и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с

младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки

Кюизенера называются

еще

цветными палочками,

цветными

числами,

цветными

линеечками,

счетными палочками.

В

наборе

содержатся палочки- призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.

Дидактический

материал «Палочки

Кюизенера»-современная

технология

предматематической подготовки детей к школе.

Задачи, которые решают цветные палочки:

1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по

цвету).

2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины

(упражнять в сравнении предметов).

3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении

цели.

Занятия способствуют развитию детского творчества, развития фантазии,

воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-

действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования,

восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Цветные палочки являются

многофункциональным

математическим

пособием,

которое

позволяет формировать понятие

числовой

последовательности,

состава

числа,

отношений «право

лево», «между», «длиннее», «больше –меньше» и мн. др.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети

играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по

ходу знакомятся с цветами, размерами, формами.

Основные особенности этого дидактического материала- универсальность,

высокая эффективность.

Меня заинтересовала эта технология тем, что учит детей думать.

Например: как построить машину, когда нет круглых предметов (колёса);

что получится если достроить квадрат (дом, машина); как поставить палочки,

чтобы они не упали и многое другое. Дети с интересом решают разные

задачки в игровой форме.

Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее

простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально

или

по

несколько

человек,

небольшими

подгруппами.

Возможно

и

фронтальная работа

со

всеми

детьми,

хотя

такая форма

работы не

рекомендуется

в

качестве

ведущей.

Воспитатель

предлагает

детям

упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий

наиболее

эффективно использовать

палочки.

Занятие

с палочками рекомендуется

проводить

систематически,

индивидуальные

упражнения чередовать с коллективными.

Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с

ними, из чего он состоит. Можно предложить выложить палочки на стол,

перемешать их, показать по очереди красную, синюю и т. д. палочки. Взять в

правую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать, назвать

цвет каждой палочки; взять в левую руку столько палочек, сколько ребенок

сможет удержать и найти среди взятых палочек палочки одинакового цвета и

т. д.

В ходе свободного манипулирования и игры внимание детей надо обратить

на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они

соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они

наиболее устойчивы.

Палочки Кюизенера в начале используются как игровой материал. Дети

играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают

различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы,а также

качественные характеристики материала: цвет, размер, форма. Однако, уже

во

время

игры

с палочкамидети

открывают

некоторые

отношения:

одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.На это этапе можно

проводить следующие игры: «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим

мост», «Покажи такую же», «Назови цвет». В ходе этих игр детей учат

различать цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине, расположению т.

е. формируют

такие

понятия,

как

разные», «одинаковые», «короче», «больше», «меньше», «между» и т. д.)

Для обучения детей различать, чередовать, группировать предметы по

величине

– использую

игры: «Длинные

и

короткие», «Какая палочка

длиннее?»; для обучения детей группировать предметы по форме: «Какой

это формы», «Волшебная

коробочка»;

для

обучения

группировать,соотносить предметы по цвету:«Найди свой цвет», «Найди

такую

же» ;

для

закрепления

качеств

предметов (величина, форма,

цвет): «Собери пирамидку», «Построй башенку», также используем игры с

предметами.

Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает

установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают

заборы для животных разных размеров (высоты). Высота забора должна

соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка,

телёнка).Дети делают вывод: оказывается, что заборчики получаются не

только разной высоты, но и разного цвета.

На

втором

этапе

провожу

игры,

которые

помогают

детям

освоить

пространственно - качественные характеристики. Открыть их можно в

совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не

ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а

дает возможность выбирать действие самому ребенку.

В своей группе я планирую использовать данную технологию в таких видах

деятельности как конструирование.

Для более эффективного сенсорного развития детей, я провожу работу с

родителями.

Используя

ИКТ,

рассказываю

о

содержании работы

по

ознакомлению

детей

с

цветом, формой,

величиной,

о

важности

своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о современной

технологии

дидактическом

материале «Палочки

Кюизенера».

Родители

прислушиваются к советам и сами начинают активно включаться в процесс.

Я в свою очередь провожу консультации по данной теме. Совместная и

систематическая работа оказала

положительное

влияние

на

развитие сенсорных способностей детей.

Я считаю, что такие технологии, как дидактическое пособие «Палочки

Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они

хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие

в игровую деятельность, дети могут их использовать и в самостоятельной

деятельности.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!