Напоминание

"Зачем ребёнку шахматы?"


Автор: Солнышкова Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Зачем ребёнку шахматы?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Зачем ребенку шахматы?»

Подготовила: Солнышкова Е.А.

Уважаемые

родители, в

нашей беседе постараюсь

ответить

на два

волнующих вас вопроса:

1) Зачем ребенку шахматы?

2) Как научить ребенка играть в шахматы?

На первый вопрос, отвечу, что шахматы развивают не только ум ребенка, но

и все психические процессы. Замечено, что после нескольких обучающих

игр, у детей произошли следующие изменения:

улучшилась память;

дети стали лучше оперировать математическими понятиями, то есть у них

развились вычислительные навыки;

произошло совершенствование мыслительных операций;

дети стали проявлять чувство юмора и творческие способности в игре в

шахматы;

дети, умеющие играть в шахматы, более легко овладевают навыками

чтения, нежели дошкольники, которые не умеют играть в шахматы.

Итак, мы видим, что шахматы являются уникальным средством развития

умственных и творческих способностей детей при условии грамотного

руководства со стороны педагога или взрослого. Поэтому рекомендую, вам,

уважаемые родители, подарить малышу на день рождения деревянную доску

с деревянными шахматными фигурками. Почему именно деревянную,

спросите вы? Дело в том, что само дерево – очень созвучно детской природе,

оно приятно на ощупь, хорошо пахнет, проводит звук, обладает целым

спектром возможностей для развития сенсорных способностей ребенка.

Приобрести шахматы можно в спортивных магазинах, там они стоят

дешевле, нежели чем в магазинах детских игрушек. Да и сам процесс

собирания деревянных фигурок в деревянный ящичек доставит вашему

ребенку массу удовольствия.

Теперь, уважаемые родители, я отвечу на второй вопрос, как же научить

ребенка играть в шахматы.

Если вы представляете себе процесс обучения, как монотонную лекцию, где

вы называете все фигуры и показываете, как они ходят, а затем требуете от

малыша в один прием все воспроизвести, то эффекта от такого обучения не

будет.

Я

предлагаю

для

детей

увлекательную

игру.

Начинается

игра

с

занимательной коробки. «Ух, ты, что это за коробка? Кажется в ней что-то

лежит». Далее ребенок строит предположение, трогает шахматную доску,

затем открывает. Ребенок удивлен: деревянные фигурки. Достает их.

Здесь взрослый приходит ему на помощь, вместе с ребенком рассматривает

фигурки, трогает их, подчеркивает их гладкость, красоту резьбы.

Когда фигурки рассмотрены, у малыша возникает вопрос: «А как с ними

играть?».

Здесь взрослый приходит к нему на помощь и говорит: «У нас тут два

королевства. Черное и белое. Ты какое выбираешь?». Ребенок делает выбор.

Далее родитель знакомит ребенка с королевой и королем, буквально

озвучивая примерно такой диалог:

- Я черная королева, я живу в своем королевстве, у меня есть мой король.

Король, ты где?

- Я здесь, ваше величество.

- Встань рядом со мной.

- Хочу, чтоб в моем королевстве были два слона (выставляются слоны). И

еще хочу двоих прекрасных коней (ставятся кони).

Здесь родители могут импровизировать. Все зависит от вашей выдумки и

фантазии. Фигурки могут разговаривать, вступать в спор. Вносите в игру

немного юмора:

- Кажется, на наше королевство напали белые пешки, что делать?

- Вам, ваше величество, надо послать на войну коня.

- Но конь не знает, как надо скакать по клеточкам.

- Раз-два и вбок.

Так, в процессе игры ребенок овладевает схемами передвижения фигур. Не

надо при первой игре знакомить ребенка со всеми названиями фигур. Больше

занимательности.

Со временем ребенок овладеет всеми моделями передвижения фигур и

сможет осуществлять игру самостоятельно. Игровых сюжетов станет

меньше, а способностей планировать ход игр больше.

Далее необходимо сказать несколько слов о манере игры:

Давайте ребенку возможность думать, не торопите его с решением.

Давайте ребенку право на ошибку, не исправляйте его ходы, не говорите:

«Если ты сюда, пойдешь, я съем твою пешку».

Если ребенок пошел неправильно, покажите ему правильный ход фигуры.

Дайте ребенку право на выигрыш. Не забывайте, что победа стимулирует

желание играть, а проигрыш заставляет

ребенка чувствовать себя

неудачником. Дайте ребенку немного уверенности в своих успехах. Но не

поддавайтесь ребенку в каждой игре.

Наблюдайте за вашим ребенком в процессе игры, поддерживайте его

интерес, подбадривайте его, хвалите, но не перехваливайте.

Если малыш устал, не стоит навязывать ему игру.

Иногда можно дать ребенку и поимпровизировать в игре: придумать свою

игру, использовать часть фигур и т.д.

Игру всегда заканчивайте на позитиве, похвалите ребенка за удачный ход,

за победу, за терпение, за то, что он запомнил все названия фигур и т.д.

Иногда у меня спрашивают, в каком возрасте необходимо начинать обучать

детей играть в шахматы? Психологи советуют, что в четыре-пять лет дети

готовы овладеть игрой в шахматы. На мой взгляд, каждый ребенок

индивидуален. Можно предложить четырехлетнему малышу увлекательную

сказку с использованием шахмат. Но если, вы увидите, что ребенок не

проявил к игре особого интереса, отложите обучение на полгодика.

Что почитать родителям о том, как научить ребенка играть в шахматы?

Игорь Сухин «Шахматы для самых маленьких».

Мария Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках».

Тодд Бардвик «Шахматы для детей. Стратегия и тактика игры».

В этих книгах интересные сказки и рассказы о шахматах, приведены

примеры игр, обучающих заданий.

Помните, что игра в шахматы прекрасное времяпрепровождение, когда

появляется возможность пообщаться с вашим ребенком. Поэтому пусть игра

несет для вас радость, удовольствие, хорошее настроение.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!