Автор: Солнышкова Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Зачем ребёнку шахматы?"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Зачем ребенку шахматы?»
Подготовила: Солнышкова Е.А.
Уважаемые
родители, в
нашей беседе постараюсь
ответить
на два
волнующих вас вопроса:
1) Зачем ребенку шахматы?
2) Как научить ребенка играть в шахматы?
На первый вопрос, отвечу, что шахматы развивают не только ум ребенка, но
и все психические процессы. Замечено, что после нескольких обучающих
игр, у детей произошли следующие изменения:
улучшилась память;
дети стали лучше оперировать математическими понятиями, то есть у них
развились вычислительные навыки;
произошло совершенствование мыслительных операций;
дети стали проявлять чувство юмора и творческие способности в игре в
шахматы;
дети, умеющие играть в шахматы, более легко овладевают навыками
чтения, нежели дошкольники, которые не умеют играть в шахматы.
Итак, мы видим, что шахматы являются уникальным средством развития
умственных и творческих способностей детей при условии грамотного
руководства со стороны педагога или взрослого. Поэтому рекомендую, вам,
уважаемые родители, подарить малышу на день рождения деревянную доску
с деревянными шахматными фигурками. Почему именно деревянную,
спросите вы? Дело в том, что само дерево – очень созвучно детской природе,
оно приятно на ощупь, хорошо пахнет, проводит звук, обладает целым
спектром возможностей для развития сенсорных способностей ребенка.
Приобрести шахматы можно в спортивных магазинах, там они стоят
дешевле, нежели чем в магазинах детских игрушек. Да и сам процесс
собирания деревянных фигурок в деревянный ящичек доставит вашему
ребенку массу удовольствия.
Теперь, уважаемые родители, я отвечу на второй вопрос, как же научить
ребенка играть в шахматы.
Если вы представляете себе процесс обучения, как монотонную лекцию, где
вы называете все фигуры и показываете, как они ходят, а затем требуете от
малыша в один прием все воспроизвести, то эффекта от такого обучения не
будет.
Я
предлагаю
для
детей
увлекательную
игру.
Начинается
игра
с
занимательной коробки. «Ух, ты, что это за коробка? Кажется в ней что-то
лежит». Далее ребенок строит предположение, трогает шахматную доску,
затем открывает. Ребенок удивлен: деревянные фигурки. Достает их.
Здесь взрослый приходит ему на помощь, вместе с ребенком рассматривает
фигурки, трогает их, подчеркивает их гладкость, красоту резьбы.
Когда фигурки рассмотрены, у малыша возникает вопрос: «А как с ними
играть?».
Здесь взрослый приходит к нему на помощь и говорит: «У нас тут два
королевства. Черное и белое. Ты какое выбираешь?». Ребенок делает выбор.
Далее родитель знакомит ребенка с королевой и королем, буквально
озвучивая примерно такой диалог:
- Я черная королева, я живу в своем королевстве, у меня есть мой король.
Король, ты где?
- Я здесь, ваше величество.
- Встань рядом со мной.
- Хочу, чтоб в моем королевстве были два слона (выставляются слоны). И
еще хочу двоих прекрасных коней (ставятся кони).
Здесь родители могут импровизировать. Все зависит от вашей выдумки и
фантазии. Фигурки могут разговаривать, вступать в спор. Вносите в игру
немного юмора:
- Кажется, на наше королевство напали белые пешки, что делать?
- Вам, ваше величество, надо послать на войну коня.
- Но конь не знает, как надо скакать по клеточкам.
- Раз-два и вбок.
Так, в процессе игры ребенок овладевает схемами передвижения фигур. Не
надо при первой игре знакомить ребенка со всеми названиями фигур. Больше
занимательности.
Со временем ребенок овладеет всеми моделями передвижения фигур и
сможет осуществлять игру самостоятельно. Игровых сюжетов станет
меньше, а способностей планировать ход игр больше.
Далее необходимо сказать несколько слов о манере игры:
Давайте ребенку возможность думать, не торопите его с решением.
Давайте ребенку право на ошибку, не исправляйте его ходы, не говорите:
«Если ты сюда, пойдешь, я съем твою пешку».
Если ребенок пошел неправильно, покажите ему правильный ход фигуры.
Дайте ребенку право на выигрыш. Не забывайте, что победа стимулирует
желание играть, а проигрыш заставляет
ребенка чувствовать себя
неудачником. Дайте ребенку немного уверенности в своих успехах. Но не
поддавайтесь ребенку в каждой игре.
Наблюдайте за вашим ребенком в процессе игры, поддерживайте его
интерес, подбадривайте его, хвалите, но не перехваливайте.
Если малыш устал, не стоит навязывать ему игру.
Иногда можно дать ребенку и поимпровизировать в игре: придумать свою
игру, использовать часть фигур и т.д.
Игру всегда заканчивайте на позитиве, похвалите ребенка за удачный ход,
за победу, за терпение, за то, что он запомнил все названия фигур и т.д.
Иногда у меня спрашивают, в каком возрасте необходимо начинать обучать
детей играть в шахматы? Психологи советуют, что в четыре-пять лет дети
готовы овладеть игрой в шахматы. На мой взгляд, каждый ребенок
индивидуален. Можно предложить четырехлетнему малышу увлекательную
сказку с использованием шахмат. Но если, вы увидите, что ребенок не
проявил к игре особого интереса, отложите обучение на полгодика.
Что почитать родителям о том, как научить ребенка играть в шахматы?
Игорь Сухин «Шахматы для самых маленьких».
Мария Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках».
Тодд Бардвик «Шахматы для детей. Стратегия и тактика игры».
В этих книгах интересные сказки и рассказы о шахматах, приведены
примеры игр, обучающих заданий.
Помните, что игра в шахматы прекрасное времяпрепровождение, когда
появляется возможность пообщаться с вашим ребенком. Поэтому пусть игра
несет для вас радость, удовольствие, хорошее настроение.