Напоминание

игра


Автор: Шилина Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 51
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: игры на развитие логического мышления
Тема: игра
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Игры для развития логического мышления в детском саду

и дома»

Цель:

Привлечь

родителей

к

сотрудничеству

с

воспитателями,

выработать

у

каждого

родителя

умения

организовывать

с

ребенком

игры

по

развитию

математических

способностей.

Содержание

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального

развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и

то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит

успешность обучения математике в начальной школе.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе это познакомить ребенка с

цифрами

и

научить

его

писать,

считать,

складывать

и

вычитать

(на

деле

это

обычно

выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).

Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система

Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.), эти умения

очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается

очень быстро, и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть

самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит

к появлению "проблем с математикой».

В

современных

обучающих

программах

начальной

школы

важное

значение

придается

логической

составляющей.

Развитие

логического

мышления

ребенка

подразумевает

формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и

прослеживать

причинно-следственные

связи

явлений

и

умения

выстраивать

простейшие

умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в

математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету,

вычислениям ит. п.).

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с

наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество

исследований,

подтверждающих, что

развитием логического

мышления

можно

и

нужно

заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма

скромны).

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические

приемы

умственных

действий

-

сравнение,

обобщение,

анализ,

синтез,

классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также

называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей

работы

над

формированием

и

развитием

логических

приемов

мышления

наблюдается

значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня

развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать

логическое

мышление

дошкольников.

Поэтому

необходимо

научить

ребенка

решать

проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно

подходить к обобщениям.

Логические

игры

математического

содержания

воспитывают

у

детей

познавательный

интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая

ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи,

всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные

задачи

способствуют

развитию

у

ребенка

умения

быстро

воспринимать

познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что

для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают

осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее

решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

В

условиях

ДОУ

существует

множество

настольно-печатных,

дидактических

игр

и

дидактических

пособий,

направленных

на

развитие

логического

мышления,

которые

используются

как

на

занятиях, так

и

в

самостоятельной деятельности

детей,

но

важно

понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка,

дома

он

усваивает

материал

в

индивидуальном

для

себя

темпе,

закрепляет

знания,

полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.

Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно используются на

занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОУ. Но они

настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем

закреплении полученного материала.

Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое,

что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала

Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если

Игорь не рисовал дом?

4. Под

елкой

цветок

не

растет, Под березой не растет

грибок. Что растет под елкой?

5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?

6.

Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в

футбол – мальчики?

Если

ребенок

не

справляется

с

решением

задачи,

то,

возможно

он

еще

не

научился

концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему

сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить,

что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне

возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Обычные

загадки,

созданные

народной

мудростью,

также

способствуют

развитию

логического мышления ребенка:

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).

Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).

Зимой и летом одним цветом? (ёлка).

Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).

Логические игры.

Назови одним словом

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь,

волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и

предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт

- ..., птицы - ...

Классификация

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит

рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

Найди лишнее слово

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Чередование

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что

бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно

выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

Сравнение предметов (понятий)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты

видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить.

Снова

задайте

вопросы:

"Похожи

муха

и

бабочка

или

нет?

Чем

они

похожи?

А

чем

отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно

производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным

признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода

и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

Отгадывание небылиц

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен

заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно,

листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на

меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу

- гриб. На

веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я

подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

Представленные

игры

это

лишь

малая

часть

из

существующего

разнообразия

игр

для

развития

умственных

способностей.

Большое

значение

в

развитии

основ

логического

мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки

Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Разработано множество пособий по их использованию как в

помощь педагогам, так и в помощь родителям. На сегодняшний день существует огромное

количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где

приводятся всевозможные задания для развития детей. Не забывайте о классике логических

игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.

Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время для, можно тренироваться

в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой. Но это не

только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с

собственным

ребенком.

Однако

в

стремлении

к

изучению

основ

математики

важно

не

переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для

этого

занятия

по

математике

должны

проходить

в

увлекательной

игровой

форме

и

не

занимать много времени.

Таким

образом,

за

два

года

до

школы

можно

оказать

значимое

влияние

на

развитие

математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным

победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не

будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их

отсутствие и в дальнейшем



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!