Автор: Шилина Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 51
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: игры на развитие логического мышления
Тема: игра
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Игры для развития логического мышления в детском саду
и дома»
Цель:
Привлечь
родителей
к
сотрудничеству
с
воспитателями,
выработать
у
каждого
родителя
умения
организовывать
с
ребенком
игры
по
развитию
математических
способностей.
Содержание
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального
развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и
то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит
успешность обучения математике в начальной школе.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе это познакомить ребенка с
цифрами
и
научить
его
писать,
считать,
складывать
и
вычитать
(на
деле
это
обычно
выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система
Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.), эти умения
очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается
очень быстро, и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть
самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит
к появлению "проблем с математикой».
В
современных
обучающих
программах
начальной
школы
важное
значение
придается
логической
составляющей.
Развитие
логического
мышления
ребенка
подразумевает
формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и
прослеживать
причинно-следственные
связи
явлений
и
умения
выстраивать
простейшие
умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в
математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету,
вычислениям ит. п.).
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с
наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество
исследований,
подтверждающих, что
развитием логического
мышления
можно
и
нужно
заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма
скромны).
Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.
Логические
приемы
умственных
действий
-
сравнение,
обобщение,
анализ,
синтез,
классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также
называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей
работы
над
формированием
и
развитием
логических
приемов
мышления
наблюдается
значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня
развития ребенка.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать
логическое
мышление
дошкольников.
Поэтому
необходимо
научить
ребенка
решать
проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно
подходить к обобщениям.
Логические
игры
математического
содержания
воспитывают
у
детей
познавательный
интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая
ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи,
всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные
задачи
способствуют
развитию
у
ребенка
умения
быстро
воспринимать
познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что
для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают
осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее
решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
В
условиях
ДОУ
существует
множество
настольно-печатных,
дидактических
игр
и
дидактических
пособий,
направленных
на
развитие
логического
мышления,
которые
используются
как
на
занятиях, так
и
в
самостоятельной деятельности
детей,
но
важно
понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка,
дома
он
усваивает
материал
в
индивидуальном
для
себя
темпе,
закрепляет
знания,
полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.
Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно используются на
занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОУ. Но они
настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем
закреплении полученного материала.
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое,
что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала
Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если
Игорь не рисовал дом?
4. Под
елкой
цветок
не
растет, Под березой не растет
грибок. Что растет под елкой?
5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6.
Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в
футбол – мальчики?
Если
ребенок
не
справляется
с
решением
задачи,
то,
возможно
он
еще
не
научился
концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему
сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить,
что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне
возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Обычные
загадки,
созданные
народной
мудростью,
также
способствуют
развитию
логического мышления ребенка:
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
Логические игры.
Назови одним словом
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь,
волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и
предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт
- ..., птицы - ...
Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит
рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Найди лишнее слово
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что
бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно
выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты
видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить.
Снова
задайте
вопросы:
"Похожи
муха
и
бабочка
или
нет?
Чем
они
похожи?
А
чем
отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно
производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным
признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода
и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен
заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно,
листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на
меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу
- гриб. На
веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я
подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Представленные
игры
это
лишь
малая
часть
из
существующего
разнообразия
игр
для
развития
умственных
способностей.
Большое
значение
в
развитии
основ
логического
мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки
Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Разработано множество пособий по их использованию как в
помощь педагогам, так и в помощь родителям. На сегодняшний день существует огромное
количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где
приводятся всевозможные задания для развития детей. Не забывайте о классике логических
игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.
Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время для, можно тренироваться
в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой. Но это не
только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с
собственным
ребенком.
Однако
в
стремлении
к
изучению
основ
математики
важно
не
переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для
этого
занятия
по
математике
должны
проходить
в
увлекательной
игровой
форме
и
не
занимать много времени.
Таким
образом,
за
два
года
до
школы
можно
оказать
значимое
влияние
на
развитие
математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным
победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не
будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их
отсутствие и в дальнейшем