Напоминание

«Конструирование образовательной среды Прогимназии как условие воспитания национального самосознания детей»


Автор: Наумкина Светлана Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: «Конструирование образовательной среды Прогимназии как условие воспитания национального самосознания детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Конструирование образовательной среды Прогимназии как условие воспитания

национального самосознания детей»

«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй

свою связь с родной почвой, сыновне относись к

ней, возврати сторицей то, что получил от неё».

К.Д. Ушинский

Уважаемые

коллеги,

как вы

считаете,

существует

ли

взаимосвязь

между

образовательной средой и проблемами воспитания национального самосознания детей?

Безусловно, да, вы правы.

Конструирование образовательной среды, в которой формируется и развивается

национальное сознание и самосознание детей, является основой многомерного процесса

становления личности ребенка. Использование традиций и обычаев в воспитании

национального

самосознания

дошкольников

позволяет

оказывать

влияние

на

их

социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. Культурно-

педагогическое наследие каждого народа содержит в себе уникальный воспитательный

потенциал. Но только при особой организации образовательного пространства возможно

воспитание у детей национального самосознания, чувства достоинства и привязанности к

своему народу, уважения к истории и культуре своего и других народов, толерантного и

дружественного отношения к иным культурам.

Период дошкольного детства по своим психологическим особенностям наиболее

благоприятен для формирования основ национального самосознания, потому что для

детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость ко взрослым,

стремление повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к

окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, можно

сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая

глубокое воздействие на развитие человека.

Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью,

любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа.

Культура любого народа жива только тогда, когда бережно сохраняются духовные,

нравственные устои и традиции.

Что же такое национальное самосознание? Это процесс самопознания и развития

национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое

позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.

Воспитание национального самосознания начинается с первых лет жизни человека.

Задачи формирования основ национального самосознания дошкольников:

1.

Воспитывать

у

детей

интерес

и

эмоционально

положительное

отношение

к

окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю,

интерес к обычаям и традициям своего народа.

2.

Формировать у детей систему знаний о родном крае, желание их углублять.

3.

Вовлекать детей в практическую деятельность по использованию и переработке

полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру,

по формированию стремления приносить пользу людям.

Основные

направления

работы

по

формированию

основ

национального

самосознания с детьми дошкольного возраста:

- обогащение детей знаниями о родном крае, развитие их интересов и эмоционально

положительного отношения к окружающему;

- поощрение детей к использованию полученных знаний в их творческой, игровой,

изобразительной, языковой и других видах детской деятельности;

- организация общественно полезного труда детей, способствующего накоплению

опыта деятельного отношения к окружающему миру.

Систему понятий и представлений, лежащую в основе воспитания национального

самосознания детей, можно представить следующим образом:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа,

экологические знания, природоохранительная деятельность и т. д.;

- сведения о жизни народа: жизнь и труд родных и близких людей;

- некоторые сведения из истории семьи и Отчизны: своя родословная, знаменитые люди

родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т. д.), памятные

места (здания, памятники).

Формирование национального самосознания предусматривает также вооружение

детей определенными навыками и умениями: проявлять заботу о родных и близких, о

младших, ровесниках, других людях; добросовестно выполнять свои обязанности,

использовать свои знания в творческой деятельности; бережно относиться к результатам

труда, к имуществу, природе.

Важно, чтобы всё воспринятое ребенком из окружающего мира вызывало в его

душе

эмоциональный

отзыв,

добрые

чувства.

Дошкольник

отличается

высокой

эмоциональностью. Чувства и эмоции преобладают над всеми сторонами его жизни,

определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение

ребенка к миру.

Наш педагогический опыт показывает, что только при особой организации

образовательного

пространства

создаются

благоприятные

условия

для

развития

национального самосознания детей.

При конструировании образовательной среды нашей группы, ориентированной на

воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста, нами определены

организационно-педагогические условия.

Первое условие - обогащение содержательных аспектов образовательной среды,

предполагающей системное ознакомление детей с территориально-географическими,

культурно-бытовыми аспектами жизни, устным творчеством и прикладным искусством

русского народа.

Второе условие - усиление эмоциональной насыщенности образовательной среды в

процессе педагогического взаимодействия субъектов за счет придания положительного

эмоционального

настроя,

создания

атмосферы

доверия,

уважения,

открытости,

сопереживания в отношениях между субъектами - взрослыми (воспитателями и

родителями) и детьми, стимулирования положительных эстетических эмоциональных

переживаний детей (радости, восторга, восхищения) по поводу общения с разными

видами национального искусства, родной природой.

Третье условие - обогащение предметно-пространственных характеристик

образовательной среды за счет создания дизайн-проекта этнокультурной направленности,

который включает элементы разной степени гетерогенности, сложности, гибкости,

символичности, образности, управляемости и способствует актуализации практической

направленности образовательной среды, активному включению в ее создание семей

воспитанников.

Развивающая предметно-пространственная среда Прогимназии, согласно

требованиям ФГОС ДО, является содержательно-насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и помогает

развивать национальное самосознание.

В нашей группе обеспечена трансформируемость пространства, что позволяет

изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной

ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

С удовольствием приведу несколько примеров из личного опыта, как мы с Еленой

Александровной конструируем образовательную среду. Так, готовясь к

каждому

тематическому празднику, мы преобразуем группу: украшаем согласно тематике,

используем соответствующую событию музыку. Например, в день Космонавтики группа

превращается в Солнечную систему с космическими кораблями и станциями. Красочная

наглядность помогает детям с удовольствием знакомиться с тайнами космоса и узнавать о

людях, покоривших его. В весенний праздник – Женский день - наша группа превращается

в нежный весенний сад, вся наглядность способствует воспитанию уважения и любви к

самым родным людям – маме, бабушке.

А в первый осенний день наши дети с гордостью и радостью приходят в «осеннюю»

группу, где мы с Еленой Александровной приглашаем их в познавательное путешествие на

корабле «Идеал» в страну Знаний и удивительных открытий. Уже в раздевалке, где для

оформления использованы мудрые мысли: «Знание-это сокровище, которое повсюду

следует за тем, кто им обладает», «В прогимназии престижно быть умным», «Уникальное

образование в идеальных условиях», дети погружаются в атмосферу интеллекта и радости

от познания окружающего мира. Конечно, такая среда мотивирует на успех, создает

радостное и праздничное настроение, воспитывает гордость и уважение к Прогимназии.

И, конечно, не могу не назвать праздник, который оставляет в наших сердцах

гордость и глубочайшую благодарность нашим предкам за мирное и светлое небо над

головой – День Победы. В этот день звучат песни военных лет. Вместе с детьми мы

оформляем в группе патриотический уголок, делаем макеты памятников Неизвестному

солдату, Журавлям, мастерим поделки и рисуем. Дети могут рассматривать альбомы с

фотографиями, книги,

связанные с событиями с В.О.В., играть в специально

подготовленные игры. Все это оставляет неизгладимый след в сердцах наших детей,

служит воспитанию патриотизма и национальной гордости за наш великий народ.

Предметно-пространственная среда в группе организована таким образом, чтобы

каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Весь игровой материал

размещен рационально и доступен для каждого ребенка.

Пространство, в котором живет ребенок, оказывает огромное психологическое и

педагогическое воздействие, в конечном счете, выступая как культурный феномен. Для

всестороннего

развития

дошкольникам

предоставлена

возможность

полностью

использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Продукты детской

деятельности в качестве украшения интерьеров Прогимназии насыщают здание особой

энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании

пространства.

Насыщенная

развивающая

предметно-пространственная

среда

Прогимназии

является

основой

для

организации

увлекательной,

содержательной

жизни

и

разностороннего развития каждого ребенка. Воспитанию национального самосознания

детей способствует организация различных видов детской деятельности в наших центрах.

«Центр изобразительного искусства»

Любовь к родной природе – чувство, неотъемлемое от чувства любви к Родине.

Красоту

природы

отразили

в

своих

картинах

великие

художники.

В

центре

«Изобразительного искусства» дети знакомятся с репродукциями картин

русских

художников и сами создают свои произведения.

В оформлении центра искусства мы с Еленой Александровной особое внимание

уделили произведениям великих художников таких как –Шишкин. И.И., И. Левитан, А.

Куиннджи, И. Репин, Б. Кустодиев., В. Васнецов и т. д Знакомство с художниками и их

произведениями развивают мышление, эстетические и нравственные качества, создают

предпосылки формирования любви и уважения к творчеству людей.

В центре «Театрализованной деятельности», разыгрывая вместе с детьми любимые

сказки, мы не только развиваем артистические и режиссерские способностей детей, но и

знакомим с культурой. Именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто

потешку, ребенок начинает узнавать о жизни, быте, традициях нашего народа. Большое

влияние на детей оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и

традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и

справедливость, отвращение к жадности и алчности. Сказка, становится достоянием

ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к

родной природе, родному языку.

Недавно с нашими малышами мы рассказывали и показывали сказку «Заюшкина

избушка». В начале интеллектуальной игры мы рассмотрели русскую избу, показали

предметы народного быта, познакомились с новыми словами, такими как: луб, изба, ухват,

лапти, коромысло и т.д. Дети с интересом окунулись в историю.

В «Центре детской литературы» создана мини-библиотека. Мы знакомим детей с

произведениями русских и зарубежных писателей и поэтов. Чтение книг, рассматривание

иллюстраций, беседы об увиденном и прочитанном, рассказы воспитателя и его

объяснения, ответы на вопросы детей развивают интерес детей к культуре русского народа

и народов других стран.

В «Центре краеведения» дети с удовольствием рассматривают альбомы и книги про

родной город, узнают историю Саратова, знакомятся с достопримечательностями и

известными людьми нашего города. При ознакомлении дошкольников с Родиной весь

познавательный материал систематизирован: ближайшее окружение ребенка, родной

город, Россия. Дети узнают об истории родного края, традициях, культуре. Главное

заключается не в том, чтобы дети усвоили точные сведения, а в том, чтобы вызвать у них

положительные чувства и отношения к окружающему миру, к людям, труду. Основными

формами

ознакомления

дошкольников

сродным

краем

являются

игры-занятия,

комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.

В центре «Патриотического воспитания» вниманию

наших воспитанников,

прежде всего, представлены флаг и герб России, фотография нашего президента

Владимира Владимировича Путина, фотографии столицы – Москвы и известных городов

нашей Родины. Дети с интересом рассматривают альбом «Маленькие патриоты России».

Здесь же дети могут увидеть то, что им близко и дорого: герб и флаг родного города,

фотографии родной прогимназии и родного города.

Наиболее эффективными методическими приемами, которые используются для

воспитания национального самосознания, являются: опора на личный опыт детей;

игровые приемы; создание проблемных ситуаций; самостоятельная оценка детьми

событий, явлений; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; загадывание

загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской

деятельности, предметов быта, зодчества и др. Используются дидактические игры и

упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры.

Резюмируя сказанное, подчеркну: именно в дошкольном возрасте происходит

активное накопление нравственного опыта, с опорой на который мы и формируем

национальное самосознание. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка

в специально созданном развивающем образовательном пространстве обеспечивает его

адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. В результате

происходит усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, доброты, правдолюбия,

стремление к добру и неприятие зла.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!