Напоминание

"Волшебные ручки"


Автор: Симаш Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11 СП ДС 32
Населённый пункт: п. Оверята Пермский край
Наименование материала: Программа кружка в старшей группе
Тема: "Волшебные ручки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рабочая программа кружка в старшей группе по

художественному ручному труду " Волшебные ручки"

Разработала воспитатель Симаш Н.В.

Пояснительная записка:

Программа дополнительного образовательного кружка "Волшебные ручки"

по художественному ручному труду составлена на основе примерной

основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От

рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой с учетом основных требований ФГОС ДО.

Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор,

способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять

между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее,

проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.

Актуальность:

Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации,

когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные

явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной

деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность,

вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов

свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у

детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное

эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые

качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца,

сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить

результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более

чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных

руками человека.

Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так

как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности,

которые необходимы для последующего обучения в школе.

Новизна и отличительная особенность программы:

Программа "Волшебные ручки" направлена на развитие у детей творческого

и исследовательского характеров, пространственных представлений,

некоторых физических закономерностей, познание свойств различных

материалов, овладение разнообразными способами практических действий,

приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к

окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она

рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей

творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости.

В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность

работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика

рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что

немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Цель:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

посредством художественного ручного труда.

Задачи:

* Развивающие:

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной

деятельности;

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,

пространственное воображение;

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные

чувства: удивление, сомнение, радость.

* Образовательные:

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного

творчества;

Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,

многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,

закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их

возможного применения.

* Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию, доброе отношение к сверстникам.

Принципы лежащие в основе программы:

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным

особенностям ребенка);

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога, воспитанников и

их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,

ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Форма проведения занятий:

Индивидуальная;

Групповая;

Коллективная.

Методы и приемы обучения:

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на

занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные,

наглядные, практические).

1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной

литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение, анализ

результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

2.Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых

изделий, пособий).

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету

(выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий

наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия

ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В

конце занятия наглядность используется для подкрепления результата,

развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

3. Практический: (изготовление поделки, составление композиции в

присутствии детей и рассказывание вслух).

Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо

стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку

максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых

инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Содержание программы кружка:

Содержание программы представлено различными видами творческой

деятельности:

«Работа с бумагой и картоном».

« Работа с тканью и нитками».

« Работа с природным и бросовым материалом».

«Работа с пластилином и соленым тестом».

В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных

областей:

Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического

отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов,

развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение

различных видов художественной деятельности, прослушивание

музыкальных произведений;

Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как

таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой

деятельности;

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание

дружеских взаимоотношений;

Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать

выводы, высказывать свою точку зрения;

Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).

Содержание деятельности воспитателя в рамках программы по

развитию творческих способностей детей:

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных

материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми

основных приемов. Целесообразно перед обучением детей работе с

природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по

знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным

способам преобразования материалов наиболее значительное место среди

используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления

поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением

своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят

все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с

различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный

показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных

моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать

возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет

положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние

на развитие творчества дошкольников.

Планируя занятия нужно выбирать для каждой темы ту или иную форму

работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и

возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными

инструментами, а также с основными приемами их применения.

Методическое обеспечение программы:

Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение,

соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и

приспособления.

Используемый материал для работы с детьми:

Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная,

глянцевая);

Картон (цветной, белый);

Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки);

Фломастеры, маркеры, карандаши;

Дощечки;

Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и

др.);

Клей, пластилин, ножницы;

Линейка;

Кисти;

Степлер;

Дырокол

Демонстрационный материал:

Наглядные пособия;

Иллюстрации;

Фотографии;

Образцы работ.

Сроки реализации программы:

Срок реализации программы 1 года. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет во

вторую половину дня, 1 раз в неделю по 25 минут. Количество занятий за

2021-2022год - 30.

Этапы работы:

1 этап – Подготовительный:

Ознакомление родителей и педагогов с программой кружка, подбор

методической литературы, составление конспектов занятий, сбор различного

материала для поделок и т. д.;

2 этап – Основной:

Знакомство детей со свойствами материалов;обучение приемам изготовления;

мастер-класс, консультации для родителей и педагогов.

3 этап – Заключительный:

Выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня,

презентация детских работ на сайт.

Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе

проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.

Перспективное планирование работы с детьми старшей

группы:

Октябрь

1 неделя. Тема: «Букет для Осени».

Задачи: Формировать умение изготавливать поделки из листьев. Закреплять

умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику.

Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к работе.

Материал: Осенние листья разного цвета, нитки.

2 неделя. Тема: Обрывная аппликация «Осеннее дерево».

Задачи: Совершенствовать умение создавать сюжетную композицию,

используя мелкие кусочки цветной бумаги. Развивать мелкую моторику.

Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение,

аккуратность в работе.

Материал: Цветная бумага, картон, клей

3 неделя. Тема: «Котенок»

Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить планировать свою

работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание

доводить начатое дело до конца.

Материал: Цветная бумага А4, вата, клей, кисточка.

4 неделя. Тема: «Рыбки в пруду».

Задачи: Продолжать учить детей работать сообща. Формировать умение

создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать

мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать

усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: Тонированный лист бумаги формата А3, ватные диски, салфетки

белого цвета, клей ПВА, кисти, клеенка.

Ноябрь

1 неделя. Тема: «Сорока-белобока».

Задачи: Формировать умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать

ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем

листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Цветная бумага, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.

2 неделя. Тема: «Птицы у кормушки».

Задачи: Продолжать учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход

выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе.

Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Картон, трафарет, клей ПВА, кисть, крупа, клеенка.

3 неделя. Тема:«Животные готовятся к зиме».

Задачи: совершенствовать умение изготавливать поделки из природного и

бросового материала. Закреплять умение выполнять работу аккуратно.

Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес

к работе.

Материал: Трафарет животного, природный и бросовый материал, клей.

4 неделя. Тема: «Цветок для мамы»

Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять поделку путем

складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать

желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Цветная бумага, клей, кисточка.

Декабрь

1 неделя. Тема: Обрывная аппликация «Зимушка-зима».

Задачи: с помощью этой техники создать композицию зимы, используя

небольшие кусочки цветной бумаги.

Материал: Цветная бумага, клей, кисти.

2 неделя. Тема: «Снеговик».

Задачи: Учить детей создавать изображение снеговика из бумаги и бросового

материала.

Материалы: Цветная бумага, вата, клей ПВА.

3 неделя. Тема: «Снежинка».

Задачи: Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам

безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу.

Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить

начатое дело до конца.

Материал: Крупа (манка), картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.

4 неделя. Тема: «Елочка пожеланий».

Задачи: Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей

работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить

располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику.

Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть,

цветная бумага, вата.

Январь

3 неделя. Тема: «Полярные медведи».

Задачи: Учить создавать композицию зимы, используя небольшие кусочки

цветной бумаги и ваты.

Материал: Цветная бумага, вата, клей-карандаш.

4 неделя. Тема: «Хлеб - всему голова».

Задачи: Формировать умение работать с соленым тестом. Учить планировать

свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки.

Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.

Материал: Соленое тесто, формочки, стеки, дощечки.

Февраль

1 неделя. Тема: «Дерево - Валентинка».

Задачи: Сделать приятное для родителей ко дню святого Валентина, вырезав

с помощью ножниц дерево и украсив его многочисленными сердечками из

цветной бумаги, воспитывать желание делать приятное своим близким.

Материал: Цветная бумага, бросовый материал, клей ПВА.

2 неделя. Тема: Тема: «Флаг России».

Задачи: Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем.

Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить

располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику.

Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Картон, клей ПВА, кисти, салфетки белого, голубого, красного

цветов, клеенка.

3 неделя. Тема: «Подарок для папы».

Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не

сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать

самостоятельность.

Материал: Картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета.

4 неделя. Тема: Оригами «Собака».

Задачи: продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке,

дополняя деталями

Материал: Цветная бумага, клей-карандаш.

Март

1 неделя. Тема: «Подарок маме».

Задачи: Продолжать учить детей выполнять поделку способом квиллинга.

Учить получать удовольствие при работе с таким приемом. Развивать мелкую

моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость,

терпение, аккуратность в работе.

Материал: Цветная бумага, инструменты для сворачивания бумаги, клей.

2 неделя. Тема: «Пирожное».

Задачи: Продолжать совершенствовать навыки и умения, работая с

различным материалом. Закрепить правилам безопасной работы с соленым

тестом, пуговицами, крупами. Развивать композиционные умения.

Воспитывать самостоятельность.

Материал: Соленое тесто, крупы, пуговицы.

3 неделя. Тема: «Куколка из носового платка»

Задачи: Формировать умение детей сооружать куклу из носового платка.

Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих

силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук.

Материал: Носовой платок, вата, нить.

4 неделя. Тема: «Ласточка».

Задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой и клеем обрывать бумагу

на мелкие кусочки. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую

моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Бумага белого цвета, бумага черного цвета, трафарет, клей ПВА

кисть.

Апрель

1 неделя. Тема: «Самолет».

Задачи: Совершенствовать навыки работы с различным материалом.

Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность,

инициативность.

Материал: Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, трафарет, бутылочка

из- под йогурта.

2 неделя. Тема: «Космос».

Задачи: Совершенствовать умение действовать сообща, выполняя

коллективную работу. Формировать умение договариваться друг с другом,

планировать работу. Расширять познавательный интерес к космосу.

Воспитывать художественный вкус.

Материал: Тонированный лист ватмана формата А3, гофробумага зеленого,

белого цветов, цветная бумага, салфетки, полоски для квиллинга белого,

зеленого, голубого цветов, клей ПВА, ножницы, кисть, клеенка.

3 неделя. Тема: «Сверкающее солнышко».

Задачи: Развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение,

мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками

Материал: Макароны, клей ПВА, кисточки.

4 неделя. Тема: «Матрешка».

Задачи: Закрепить умение детей работать с соленым тестом. Формировать

самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Развивать

моторику рук.

Материал: Соленое тесто, образцы.

Май

1 неделя.Тема: «Подснежник на проталине».

Задачи: Продолжать учить выполнять коллективную работу.

Совершенствовать умения и навыки при выполнении основных элементов

квиллинга. Продолжать учить передавать характерные особенности строения

и окраски подснежников. Воспитывать интерес к живой природе.

Материал: Тонированный лист ватмана формата А3, гофробумага зеленого,

белого цветов, цветная бумага, салфетки, полоски для квиллинга белого,

зеленого, голубого цветов, клей ПВА, ножницы, кисть, клеенка.

2 неделя. Тема: «Открытка для ветеранов».

Задачи: Формировать умение работать коллективно. Планировать ход

выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе.

Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Клей ПВА, кисть, нитки шерстяные, салфетки.

3 неделя. Тема: «Бабочка».

Задачи: Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для

работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Природный материал, клей ПВА, кисточка.

4 неделя. Тема: «Цветы».

Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить получать

удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику.

Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение,

аккуратность в работе.

Материал: Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы

разного размера.

Работа с родителями:

Сбор материала для занятий;

Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая

деятельность родителей и детей»;

Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих

способностей детей»;

Индивидуальное консультирование родителей;

Конкурс творческих семейных работ: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка»,

«Весенняя пора»;

Мастер-класс для родителей (изготовление поделок из соленого теста)

Создание презентации детских работ на сайт;

Участие в конкурсах различного уровня.

Работа с педагогами:

Консультации: «Что способствует развитию творческой активности у

ребенка»; «Развитие творческих способностей детей по средством

художественного ручного труда »;

Индивидуальное консультирование педагогов;

Мастер-класс для педагогов;

Выставка детских работ.

Ожидаемые результаты:

К концу года обучения дети могут:

Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-

изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие

линии;

Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных

образов;

Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою

творческую работу;

Владеют приемами работы с различными материалами;

Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке,

самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию

своей работы;

Усваивают способы практической работы с различными материалами;

Развивают мелкую моторику рук;

Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к

результату и качеству поделки.

Список литературы:

1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами»,

Педагогическое общество России, М: 2002г.;

2. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М:

«Просвещение», 1991 г.;

3. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г.;

4. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” – М: ТЦ «Сфера»,

2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

5. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М:

«Просвещение»,2002 г.;

6. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских

дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д:

Феникс, 2002.;

7. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М:

«Просвещение»;

8. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для

родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998., ил. –

(Серия:«Вместе учимся мастерить»).

9. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры»

Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия

развития», 1997., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).

10. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития»,

Ярославль, 1996 г.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!