Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования"


Автор: Фаритова Айгуль Айратовна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МОКУ СОШ с.Узянбаш
Населённый пункт: Республика Башкортостан,с.Узянбаш
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования"
Раздел: среднее образование





Назад




«Нетрадиционные техники на уроках ИЗО»

Выполнила: Фаритова Айгуль Айратовна

«Художественная техника – это грамматика, без которой никакие стремления в

искусстве не серьезны и походят на замыслы младенца».

В. В. Верещагин

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все

времена были нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс

человечества.

Наше

время

так

же

требует

творческих,

нестандартно

мыслящих

и

действующих людей во благо развития личности и общества. То есть данная программа не

нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства, необходимости ее

решения уже в младшем школьном возрасте. Общественное выражение С.В. Михалкова

«Все начинается с детства» применимо в данном случае. Более того, игнорирование или

формальный подход к решению проблемы творчества в детстве чреваты невосполнимыми

потерями в развитии личности в последующие годы.

Это объясняется тем, что этот этап, этот возраст наиболее благоприятен для развития не

только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего

основу творческой деятельности.

Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач детского воспитания.

В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развитие

творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его

к

окружающему

миру

природы,

предметов,

миру

людей

(то

есть

творческое

саморазвитие).

Общепризнана возможность творческого развития детей во всех видах деятельности.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной

деятельности школьников.

Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто

новое, оригинальное.

При работе в нетрадиционных техниках при изображении пейзажа огромную роль играет

самостоятельность и воображение. Выполняя рисунок, дети фантазируют, придумывают

что-то интересное, в результате получается конкретный продукт деятельности.

Таким образом, работа в нетрадиционных техниках на уроках изобразительного искусства

позволяет в полной мере проявить детям свои творческие способности.

Изобразительная

техника

умение

художников

пользоваться

различными

художественными

материалами,

знания

различных

технических

приемов

работы

различными

художественными

материалами,

приемов

изображения

предметов

в

перспективе, передачи светотени, конструктивного строения, выразительность передачи

изображаемого, индивидуальная изобразительная манера художника.

А

теперь

нам

нужно

научить

разумно

использовать

это

многообразие

материалов.

Конечно, чаще всего, у детей в руках могут быть бумага, карандаши, фломастеры. Но

существует множество способов нетрадиционного изображения предметов.

В практике с детьми на занятиях изобразительной деятельности хорошо зарекомендовали

себя следующие способы:

1.

Печать от руки. Приём рисования ладонью: обмахивание всей ладони или её части в

краску и оставление на бумаге её отпечатка. Комбинирование с рисованием пальчиками.

2.

Прорисовывание

кистью,

пальцем

по

мокрой

поверхности

бумажного

листа.

3.Рисование методом тычка с помощью жёсткой кисти на белой или тонированной

бумаге.

4.

Набрызг.

Техника

разбрызгивания

капель

краски

с

помощью

специального

приспособления или рисование с помощью зубной щётки, или стеки (деревянной палочки

с расширенными в виде лопатки концами.

5.

Изображение в виде коллажа.

6.Рисование тушью и трубочки ,с помощью

воздуха.

7.

Рисование красками по предварительно нанесённому на поверхность листа слою мыла

(эффект пушистого изображения).

8.

Рисование гуашью, разведённой крахмальным клейстером. Техника процарапывания

изображения заострённой палочкой, пока фаска не высохла.

9.

Рисование гуашью по мокрому слою бумаги. Существует два технических приёма: 1)

вначале лист бумаги полностью погружают в тазик с водой. После того, как вода с

поверхности листа стечёт, он размещается на клеёнке и на него наносится изображение; 2)

лист плотной бумаги с помощью кусочка поролона с одной стороны обильно смачивается

водой, а затем по этой поверхности пишут красками.

10.

Рисование красками, разведёнными мыльной пеной.

11.Рисование пальцем, ногтем, палочкой через

копирку.

12.

Получение расплывчатого рисунка: густо нанести фаску на лист бумаги, высушить,

затем окунуть Лист в воду, налитую на поднос.

13.

Рисование канцелярским клеем (выделение контуров изображения). После высыхания

на рисунок наносится жидкая, хорошо растекающаяся краска.

14.

Ниткография или Цветные ниточки. Техника изображения с помощью нитки: окунуть

нитку (10-12 см) в краску, положить между сторонами сложенного пополам листа; слегка

прижать

лист

рукой

и

резко

выдернуть

нить;

получается

двойное

изображение

на

развороте листа.

15.

Кляксография. Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном

листа, создание клякс с помощью соломинки, нанесение пятна и складывание листа

пополам (Монотипия).

16.

Печатка. Техника многократного изображения одного и того же предмета в виде

отпечатка.

В

качестве

печатки

выступают

ластик

(картофель,

яблоко,

морковь,

пенопласт), природный материал (шишки, мак, колос др.).

17.

Водяная печать (по Л. Маркус) предполагает отпечатывание листа бумаги прямо с

водяной поверхности, на которую налита краска. Тампонирование. Прием рисования

марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушечка служит палитрой;

набирание краски и лёгкими прикосновениями к бумаге рисование чего-нибудь лёгкого,

пушистого, воздушного, прозрачного.

18.

Изображение с помощью штампов, клише. Прием штамповки узоров на бумаге или

ткани с помощью деревянного бруска, на который наклеен картон, а на картон -узоры.

19.

Изображение с помощью скомканных нитей: опускаем комок ниток в краску, кладём

на чистый лист бумаги, сверху слегка прижимаем другим чистым листом; снимаем

верхний лист и нитки (облако, волны, кроны деревьев, трава и др.).

20.

Рисование на стекле: кладем готовое изображение под стекло и по стеклу повторяем

его.

21.

Рисование или печатанье птичьим пером, сухой веточкой.

22.Изображение с использованием техники пуантилизма (точек).

23.Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических

форм. 24.Изображение с помощью полоски бумаги

25.

Отпечатывание

изображения

на

чистом

листе

бумаги:

нанесение

на

клеёнку

или

пластиковую поверхность пятна акварели либо гуаши и прикладывание на бумажный

лист для получения отпечатка (возможно оттягивание изображения).

26.

Флоротипия. Техника изображения с помощью растений (шишек, мака, мха, колоска,

листка и др.): намазать, например, листочек дерева густо набранной краской, отпечатать

на листе глянцевой бумаги.

27.

Изображение с помощью восковых мелков или свечи: прорисовать свечой контуры

изображения, наложить по всему листу цветовой фон, дорисовать детали изображения.

28.

Граттаж. Техника рисования по восковой прокладке и процарапывание изображения:

цветной

фон

наносится

акварелью

и

подсушивается

бумагу;

весь

фон

полностью

затирается воском, парафином или просто свечой; покрывается определённой смесью

(черная гуашь и шампунь) парафиновый лист и затем процарапывается заострённой

папочкой рисунок.

29.

Рисование по мятой бумаге. Техника закрашивания краской контурного изображения

на местах сгибов бумаги (эффект мозаики).

30.

Рисование штрихом. Техника дорисовывания образа шаблона деталей его внешнего

вида с помощью штрихов различного вида и характера.

31.

Рисование с помощью крупной соли

32.

Техника ППР.

На занятиях с детьми одним из важнейших условий развития творческой деятельности

ученика

является

отношение

окружающих

к

результатам

детского

художественного

творчества.

Детские работы должны жить в школе, а дети должны видеть, что их рисунки, поделки не

безразличны окружающим.

Оценивая

работы,

стараюсь

понять

точку

зрения

каждого

конкретного

ребёнка,

проникнуть в его настроение, мечты, помогаю разобраться, что ему удалось в работе, что

не

получилось с его точки зрения, что

помешало ему

более

плотно

и

убедительно

осуществить

замысел.

Приобщение

к

художественному

творчеству

и

к

искусству

необходимо

всем

детям.

Ведь

главная

цель

художественного

развития

не

только

сформировать у каждого ребёнка высокий уровень специальных способностей, но и

помочь обрести способность так относиться к природе, к другому человеку, как это

свойственно большому художнику. Без опыта такого отношения ребёнку трудно стать

гармонично развитым человеком.

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей

в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные,

ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения,

который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам

процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как

указывал

Л.С.Выготский,

нужно

культивировать

творческое

воображение,

с

другой

стороны,

в

особой

культуре

нуждается

процесс

воплощения

образов,

создаваемых

творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны,

детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от

него ожидать.

При обучении нетрадиционным техникам должен быть комплекс методов руководства

детской изобразительностью, то есть система в работе, обучать нужно постепенно и

необходимо провести несколько занятий по одному виду техники. Необходимо, чтобы

ученик правильно воспринял способы действия от учителя. Обучение строится на основе

показа учителем способа действия – образец действия, который можно усвоить только

благодаря

обучению

и

неоднократного

повтора.

В

процессе

повторов

упражнений

вырабатываются смелость действия, уверенность, свобода владения, инструментами и

материалами. Учитель должен внимательно следить за процессом творения и вовремя

помочь,

подсказать,

скоординировать

его

действия,

направленность

его

действия,

направленность его в выборе материала и способа рисования. Например: чтобы цыпленок

получился пушистым, объемным, его лучше нарисовать не кистью, а тампоном.

Занятия

по

изображению

нетрадиционной

техникой

проводятся

со

всем

классом,

с

подгруппой или индивидуально. По окончанию таких занятий обязательно организуется

выставка. Проводится комплексные занятия, которые нужны для закрепления знаний и

умений

изображать

нетрадиционным

способом.

Не

таких

занятиях

используют

все

знакомые

способы

нетрадиционные

техники

изображения.

Нетрадиционные

техники

рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и

передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Тематика

такого

рисования

может

быть

самой

разнообразной.

Ученик

может

придумать

и

нарисовать, что хочет. Поэтому не нужно их ограничивать в выборе темы, а наоборот надо

учитывать желания и интересы школьников. Не следует заставлять рисовать их то, что

они

не

могут

нарисовать.

Нетрадиционные

техники

рисования

дают

ученикам

возможность удивляться и радоваться миру.

Таким

образом,

для

формирования

художественно-творческих

способностей

важно

своевременно

выявить

природные

задатки,

склонности

ребенка,

стимулировать

творческую

деятельность,

закрепить

достигнутый

успех

постоянными

тренировками,

постепенно усложнять навыки практическими умениями. При этом надо помнить, что

уроки изобразительного искусства только тогда обогащают эстетически, когда они несут

радость.

Приложения

При изучении во 2 классе темы «

Три основных цвета жёлтый,красный,синий»,учащиеся

рисовали акварельными красками и солью

При изучении темы во 2 классе «Художник рисует мелками и тушью»

Техника кляксографии.

Изучение темы:Как и чем работает художник.Гуашь.

Рисование гуашью,разведенный мыльной пеной ,с помощью трубочки и ст.ложки.

При изучении темы в 6 классе «Цвет в произведениях живописи»

Изучали ахроматические цвета и рисовали в технике ППР.

Перед началом урока вспомнили тему : «Пятно как средство выражения композиции.Ритм

пятен»(выполнили упражнение рисование воздухом тушью и трубочкой )

В 4 классе пр рисовании темы «Пейзаж» использовали технику ППР.

Список литературы:

1.Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - 2007

№12.

2.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных

классах: Учеб. Пособие . М.: 1984.

3.

Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И.Копытина. - СПб.: Питер. -

2001. 4.Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!