Напоминание

«Ознакомление с миром живой природы в процессе наблюдений и экспериментирования у детей дошкольного возраста»


Автор: Канищева Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г.Краснодар "Центр-детский сад № 180"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Педагогическая разработка
Тема: «Ознакомление с миром живой природы в процессе наблюдений и экспериментирования у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая разработка

«Ознакомление с миром живой природы в процессе наблюдений и

экспериментирования у детей дошкольного возраста»

1.

Содержание.

2.

1.Целевой раздел………..

…………………………………………………….…….

1.1.

Пояснительная

записка………………………………………………………..

1.2.

Актуальность проблемы…………………………………………….

………...

1.3.

Планируемый

результат……………………………………………………….

2.

Содержательный раздел………………….

…………………………………….. 2.1. Содержание задач по

образовательным областям…………………………..

2.2.

Календарно-тематическое

планирование……………………………………

3.

2.3.Перспективное планирование работы по экспериментально-

исследовательской деятельности с детьми

4.

2.4. Методы и приемы работы по ознакомлению детей с

экспериментированием…………...

…………………………………………..…… 2.5. Формы работы с

родителями…………….……………………………..……..

3.

Организационный раздел…………………………………………….….

………

3.1.

Методическое обеспечение для реализации программы………..

…………..

3.2.

Список используемой литературы………………………………..

…………..

«Расскажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай попробовать, и я пойму».

Китайская пословица.

1.1.

Пояснительная записка

Еще с пеленок ребенок – уже первооткрыватель, исследователь мира, в

который он пришел. С каждым годом взросления тяга к исследованиям

увеличивается. Ребенок усваивает все быстрее, когда видит, слышит, пробует

что-то сделать самостоятельно и чем больше органов чувств одновременно

участвуют в процессе исследования, познания, тем лучше он запоминает,

усваивает, понимает, закрепляет изученный материал.

Для нынешней системы образования характерны поиск и разработка все

новых и новых технологий не только воспитания, но и обучения детей. При

этом основополагающей является ориентация на развитие личности ребенка.

Самый действенный и интересный метод всестороннего развития детей,

является экспериментирование. Важно не только создать условия для

исследовательской деятельности, но и поддерживать ребенка во всех его

начинаниях. Это и является основной задачей, которую ставит перед собой

дошкольное образование.

1.2. Актуальность проблемы

На сегодняшний день экспериментирование это один из главных методов

развития

познавательно-исследовательской

деятельности

дошкольника.

Экспериментальная деятельность помогает научить детей самостоятельно

искать условия решения поставленной задачи, воспитать в них такие

качества

личности,

как

самостоятельность,

целеустремленность,

ответственность, инициативность. Так же помогает развить память ребенка,

наблюдательность,

активизируя

мыслительные

процессы,

стимулирует

развитие речи, развитие личности дошкольника в целом.

1.3. Планируемые результаты

Способность

ребенка

к

самостоятельному

решению

доступных

познавательных задач.

Умение использовать разные способы и приемы познания.

Интерес к экспериментированию у детей, улучшение речевого развития.

Готовность к логическому познанию.

Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

Сформированность коммуникативных навыков.

2. Содержательный раздел

Задачи

Изучить проблему развития познавательного интереса детей среднего

дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Интегрировать опытно-экспериментальную деятельность с другими видами

деятельности в ДОУ.

Создать необходимые условия развития исследовательской активности детей

среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Знакомить со свойствами различных предметов, природных материалов

(вода, воздух и т.д.)

2.1. Содержание задач по образовательным областям

Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента.

Развивать любознательность, умение сравнивать, анализировать, делать

выводы.

Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и

материалах.

Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое

решение, развивать умственные способности.

Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования

и использования результатов проведенных опытов.

Расширять представление детей об окружающем мире.

Формировать

опыт

выполнения

правил

техники

безопасности

при

проведении экспериментов.

Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

Формировать и расширять кругозор детей, картину мира в целом.

2.2. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Воздух

- дать понятие

«воздух»;

- изучить свойства

воздуха;

- понять нужен ли

воздух;

- убедиться, что воздух

есть в любом

пространстве;

- выяснить вес воздуха;

- выяснить, что воздух

сильный, плотный,

упругий

Октябрь

Электричество

- выяснить

происхождение

статического

электричества;

- дать понятие

статического

электричества;

- показать силу и

действие статического

электричества

Ноябрь

Вода

- познакомить детей со

свойствами воды;

-учить детей находить

решения из

безвыходной ситуации

и применять их в

действие;

- сравнивать плотность

и свойства различных

жидкостей;

- выяснить нужна ли

вода растениям;

- выяснить есть ли

внутри растений вода

Декабрь

Испарение и лед

- выяснить, зависит ли

состояние воды от

температуры воздуха;

- на наглядном примере

выяснить

происхождение облаков

и дождя в природе;

- помочь детям понять

согревает ли снег

землю;

-познакомить детей со

свойствами льда;

- показать взаимосвязь

количества и качества

от размера;

- выяснить чистый ли

снег;

-подвести к понятию

того, что снег и лед

тает от любого

источника тепла;

- выяснить воздействие

соли на лед;

- выяснить, все ли

жидкости замерзают

Январь

Мыльные пузыри

- показать приемы

разукрашивания

мыльными пузырями;

- выяснить

увеличивается ли

пузырь в размерах и

почему;

- изучить свойства

мыльных пузырей;

- сравнить поведение

мыльного пузыря на

морозе.

Февраль

Земля, песок, камни

- изучить свойства

земли, песка, камней

Март

Магнит

Металл

- познакомить с

действием магнитных

сил;

- продолжать развивать

умение делать

заключительный вывод

после эксперимента

- познакомить со

свойствами металла;

- изучить сферы

применения металла

Апрель

Веселые опыты

- закрепить полученные

знания с помощью

веселых опытов и

исследований

Май

Мониторинг

Подвести итог.

2.3. Перспективное планирование работы по экспериментально-

исследовательской деятельности с детьми средней группы.

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

«Воздух-невидимка»

-дать понятие «воздух»;

-изучить свойства

воздуха.

Познавательная беседа

«Чем мы дышим?».

Познавательная беседа

«Воздух – наш друг!».

Беседа «Нужен ли

растениям воздух?».

Эксперимент

«Таинственный

невидимка»; «кто сидит

в стакане?»;

«Загадочные

пузырьки»; «Волны»;

«Буря»; «Подводная

лодка»; «Реактивный

шарик»; «Соломенный

буравчик».

Октябрь

«Волшебное

электричество»

- дать понятие

статического

электричества;

- показать силу и

действие статического

электричества;

- закрепить понятие о

неживой природе.

Беседа

«Электроприборы».

Игра «В магазине

электроники».

Беседа «История

электрической

лампочки».

Беседа «Зачем человеку

электричество?»

Беседа «Будь

осторожен!»

Опыт «Поможем

Золушке», «Веселый

хоровод», «Танцующая

овсянка», «Веселый

осьминог».

Ноябрь

«Загадочная вода»

- познакомить детей со

свойствами воды;

-учить детей находить

решения из

безвыходной ситуации

Беседа «Для чего нужна

вода?»

Рассматривание

иллюстраций

с

водными

ресурсами

мира.

и применять их в

действие;

- сравнивать плотность

и свойства различных

жидкостей;

- выяснить нужна ли

вода растениям;

- выяснить есть ли

внутри растений вода

Эксперимент «Вода –

растворитель»,

«достань предмет,

не

намочив

руки»,

«Заговор

воды»,

«Плавающее

яйцо»,

«Увеличительное

стекло»,

«Плавающая

скрепка»,

«Цветные

слои».

Беседа

с

элементами

экспериментирования

«Внутри растений есть

вода!»

Беседа

«Вода

отражатель».

Декабрь

«Загадочная вода»

(испарение, лед)

-выяснить

происхождение облаков

и дождя в природе

-познакомить детей с

круговоротом воды

в

природе;

-познакомить детей со

свойствами льда;

- показать взаимосвязь

количества и качества

от размера;

- выяснить чистый ли

снег;

-подвести

к

понятию

того, что снег и лед

тает

от

любого

источника тепла;

- выяснить воздействие

соли на лед;

-

выяснить,

все

ли

жидкости замерзают.

Беседа

«Круговорот

воды в природе».

Рассматривание

иллюстраций

с

природными

явлениями.

Беседа

«Чистый

ли

снег?»

Беседа

«Теплый

ли

снег?»

Эксперимент «Облака»,

«Почему снег греет»,

«Льда

больше,

чем

воды», «Цветной лед»,

«Волшебное

испарение»,

«Лед

и

соль»,

«Температура

замерзания».

Январь

«Мыльные пузыри»

-выяснить

увеличивается

ли

пузырь в размерах и

Художественный

эксперимент «Цветные

пузыри» .

Беседа

«Что

такое

почему;

-

изучить

свойства

мыльных пузырей;

- сравнить поведение

мыльного

пузыря

на

морозе.

мыльные

пузыри»,

«Почему

пузырь

лопается»,

«Что

внутри?»

Эксперимент

«Цветок

внутри

пузырей»,

«Пузыри

на

морозе»,

«Снежинка в мыльном

пузыре»

Февраль

Земля, песок, камни

-

изучить

свойства

земли, песка, камней

- развивать интерес к

камням

- дать представление о

том, что камни бывают

речными, морскими

-дать представление о

плодородности земли

Беседа

«Земли

Кубани»,

«Почему

камень

твердый

и

гладкий?»,

«Какого

цвета песок?», «Зачем

нужен песок?»

Беседа «Земля – наш

дом!»

Эксперимент «Вулкан».

Март

Магнит

-

познакомить

с

действием

магнитных

сил;

- продолжать развивать

умение

делать

заключительный вывод

после эксперимента.

«Металл»

-познакомить

со

свойствами металла;

-

изучить

сферы

применения металла.

Беседа

«Магнитные

волны», «Притяжение»,

«Наша

земля»,

«Полюса Земли».

Рассматривание

магнитов.

Эксперимент

«Притяни».

Беседа «Металлические

предметы».

Рассматривание

металлических

предметов,

выявление

их свойств.

Дидактическая

игра

«Что из чего сделано?»,

«Какой?»

Апрель

«Веселые опыты»

- закрепить полученные

знания

с

помощью

веселых

опытов

и

Экспериментирование

«Кораблик»,

«Лавовая

лампа», «Зубная паста

для слона», «Рисунки

исследований.

на молоке», «Рисунки

на

воде»,

«Вулкан»,

«Молекулы»,

«Апельсин»,

«кристаллы из соли».

Май

Мониторинг

Подвести

итог

и

выявить

в

какой

степени дети овладели

навыками

экспериментирования.

Выявить,

как

экспериментирование

повлияло на развитие

познавательно-

исследовательскую

деятельность.

2.4. Методы и приемы работы по ознакомлению детей с

экспериментированием

1.

Наглядно-действенный метод:

наблюдение;

рассматривание иллюстраций;

проведение дидактических игр;

проведение опытов;

оформление впечатлений детей в творческих проявлениях;

посещение экспериментальной лаборатории.

2.

Словесно- образный метод:

проведение опытов и экспериментов;

загадывание и отгадывание загадок;

рассматривание наглядного материала;

рассказы детей о своих впечатлениях;

формирование итоговых выводов по каждому эксперименту;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

ответы на вопросы педагога, детей;

рассказы детей (обобщение) о проведенных исследованиях по схемам;

проведение викторин, конкурсов.

3.

Практический метод:

организация исследовательской деятельности, проведение опытов;

проведение разнообразных игр (дидактические, подвижные, малоподвижные

и т.д.);

посещение экспериментальной лаборатории «Джоуль парк»

организация вечеров, консультаций для родителей;

изготовление наглядных пособий, книжек-передвижек.

2.5. Формы работы с родителями.

Родители всегда активно принимают участие в открытых занятиях с

элементами экспериментирования, посещают собрания, совместно с детьми

выполняют различные творческие работы.

1.

Анкетирование родителей «Готовность экспериментировать с детьми»

2.

Консультации для родителей «Экспериментирование как средство

развития познавательно-исследовательской деятельности

дошкольника», «Экспериментируем дома»

3.

Ознакомление родителей с содержанием программы

экспериментальной деятельности в группе.

4.

Оформление фотоотчетов с описанием проделанных исследований.

5.

Фото конкурс «Экспериментирую дома!»

6.

Открытые занятия: «Воздух-невидимка», «Загадочная вода»,

«Мыльные пузыри», «Волшебное электричество», «Веселые опыты»

7.

Совместное посещение с детьми экспериментальной лаборатории в

познавательно-развлекательном центре «Джоуль-парк»

3.

Организационный раздел

3.1.

Методическое обеспечение для реализации программы

1.

Оборудованный уголок для экспериментальной деятельности в

группах.

2.

Оформленный уголок природы

3.

Картотека сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, подвижных игр.

4.

Кабинет методической и педагогической литературы по

экспериментальной деятельности.

Основное оборудование:

1.

Демонстрационный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т.д.

2.

Раздаточный материал: зеркала, соль, сито, сахар, воздушные шары,

трубочки.

3.

Приборы: увеличительные стекла, магниты, компас.

4.

Бумага: обычная, картон, наждачная, калька, копировальная и т.д.

5.

Красители: гуашь, акварель, пищевой краситель.

Дополнительное оборудование:

1.

Детские фартуки, салфетки, контейнеры.

2.

Картотека по экспериментированию.

3.2.

Список используемой литературы

1.

Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская дошкольников.

Для занятий с детьми 4–7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80с.

2.

В. С. Афимина «Маленькие экологи». Журнал «Ребенок в детском

саду». – М.: ИД Воспитание дошкольника, 05/2009г.

3.

Л. Б. Петросян «Мы – волшебники». Журнал «Ребенок в детском

саду». – М.: ИД Воспитание дошкольника, 01/2011г.

4.

Н. А. Мирошниченко «Школа фокусников». Журнал «Ребенок в

детском саду». – М.: ИД Воспитание дошкольника, 06/2011.

5.

О. В. Дыбина «Ребенок и окружающий мир. Программа и

методические рекомендации». – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,2010г.

6.

Журнал «Ребенок в детском саду». – М.: ИД Воспитание дошкольника,

02/2014г.

7.

Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование». – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО –

ПРЕСС», 2011.

8.

Н. В. Нищеева «Проектный метод в организации позновательно –

исследовательской деятельности в детском саду».– М.: Детство-

пресс,2017г.

9.

ОТ ДО ШКОЛЫ. Примерная программа дошкольного (пилотный /

Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд.,

испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

10.Г.П.Тугушева, А.Е Чистякова. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –

СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы

«ДЕТСТВО».)

11. сказки для детей 4–7 лет. пособие / Сост. Л.Н.Вахрушева. – М.: ТЦ

Сфера, 2015. – 80с. (Библиотека детского сада).



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!