Напоминание

Музыкальное развитие воспитанников в условиях информационно-развивающего пространства дошкольной образовательной организации


Автор: Толстокоренко Людмила Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №165 "Бемби"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальное развитие воспитанников в условиях информационно-развивающего пространства дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Музыкальное воспитание дошкольников посредством ИКТ в

современной информационной образовательной среде»

Толстокоренко Людмила Александровна,

музыкальный руководитель, высшей квалификационной категории,

МБДОУ детский сад №165 «Бемби» г. Ульяновска

Стратегия развития информационного общества, которая связана с

доступностью информации для всех категорий граждан и организацией

доступа

к

этой

информации,

диктует

необходимость

наискорейшего

ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

в

дошкольном учреждении – первая ступень данного направления.

Согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту,

в

условиях

модернизации

и

инновационного

развития

дошкольного образования, каждое дошкольное учреждение должно стать

«центром творчества и информации». Однако эффективность обучения в

современном дошкольном образовательном учреждении невозможна без

создания

развитой

информационно-образовательной

среды,

в

которой

должны присутствовать все компоненты для ее формирования: база знаний,

информационные ресурсы, система информационных коммуникаций и

информационного

сервиса,

техническая

оснащенность

и

программное

обеспечение, грамотные специалисты, владеющие навыками работы в

области информатики и информационных технологий.

Такая педагогическая система нового уровня выступает не только как

условие, но и как средство обучения и воспитания, построенное с помощью

интеграции информации на традиционных и электронных носителях,

компьютерно-телекоммуникационных

технологиях

взаимодействия,

включающие в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных,

учебно-методические

комплексы

и

расширенный

аппарат

дидактики.

Поэтому

использование

ИКТ

(информационно-коммуникационных

технологий) является одним из приоритетов образования.

Под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации,

внедрения

и

использования

сети

Интернет

и

медиасредств

заметно

изменились и подходы к теории и практике музыкального воспитания

дошкольников. И музыкальный руководитель, безусловно, должен чутко

реагировать на все изменения, в системе образования, искать новые методы и

подходы

в

решении

задач

музыкального

развития

детей,

обновляя

содержание, методы и пути достижения цели.

Одним из таких путей является использование информационно-

коммуникативных технологий, дающих возможность решить назревающую

проблему одностороннего развития детей и, позволяющий совместить

эстетическую

нагрузку

музыкального

образования

с

неоспоримыми

возможностями

и

преимуществами,

которые

дает

нам

современная

вычислительная техника.

Межпредметная интеграция между музыкой и информатикой привела к

появлению

новой

образовательной

области

знаний

музыкально-

компьютерные технологии, предъявляющие новые требования и к педагогу,

и его профессиональной компетентности. Музыкальный руководитель

должен не только уметь пользоваться компьютером и современным

мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные

ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Опираясь на требования Государственного Стандарта образования, мы

создали свою «музыкальную лабораторию», в которой дошкольники смогли

бы познакомиться с современными техническими средствами, при помощи

которых они научатся понимать музыку.

Распространенным

направлением

в

данной

области

является

применение мультимедийных презентаций для подачи учебного материала,

метод проектов и компьютерное тестирование. Особую актуальность

приобретают исследования методических возможностей, открывающихся

при использовании информационных технологий в музыкальном воспитании

дошкольников.

Методическое обеспечение – инновационный учебно-методический

комплект (ИУМК) включает поурочные планы и рекомендации для

музыкального руководителя, а также рабочие тетради для воспитанников и

обучающую компьютерную программу, содержащую все необходимые

элементы для обеспечения полноценного учебного процесса, в том числе

наглядные

мультимедийные

пособия,

систему

тестовых

заданий,

музыкальных викторин и игр. По каждой теме дополнительно имеется

справочно-информационный материал.

В

основу

нашей

практики

положены

методы

компьютерной

технологии, которые способствуют повышению интереса дошкольников к

классической музыке и фольклору. Благодаря своим конструктивным и

функциональным особенностям современный персональный компьютер

является

уникальной

по

своим

возможностям

обучающей

машиной.

Технические возможности персонального компьютера, как обучающего

средства, позволили:

активизировать воспитательно-образовательный процесс;

повысить наглядность в подаче музыкального материала;

сместить акценты от словесных представлений к практическим и

наглядным действиям;

повысить интерес дошкольников к музыкальным занятиям.

Использование КОП (компьютерных обучающих программ) позволяет

нам познакомить дошкольников с разнообразием мира искусства: дети могут

виртуально бродить по залам музеев, посещать театры, знакомиться с

творчеством композиторов, слушать музыку и даже изучать нотную грамоту.

Очевидно,

что

занятия

с

использованием

мультимедиа-проектора

и

компьютера, обладают качественным преимуществом перед занятиями в

рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, проводимые на

основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать

аудиовизуальную

информацию,

представленную

в

различной

форме

(видеофильм, анимация, слайды, музыка), и стимулируют непроизвольное

внимание детей, благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в

динамике,

вызывают

у

них

зрительную,

слуховую

и

двигательную

активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Помимо

всего,

новые

информационные

и

коммуникационные

технологии

являются

катализатором

перехода

к

личностно-

ориентированному обучению. Более перспективным нам представляется

подход к организации таких ИКТ-технологий, как метод проектов, который

предполагает проблемное обучение и обучение в сотрудничестве. Этот

подход характеризуется следующими моментами:

вовлеченность дошкольников в групповое обучение;

метапредметность, реализованная при разработке учебного плана и

содержания;

интенсивный процесс коммуникации, общения дошкольников друг с

другом;

широкое

использование

самооценки,

рефлексии

при

оценке

эффективности учебной деятельности;

выработка навыков критического мышления и развитие креативности.

Таким

образом,

в

результате

применения

современных

информационных

технологий

на

музыкальных

занятиях

повышается

качество обучения за счет:

актуализации и визуализации информации;

возможности

проведения

дискуссий

на

основе

широкого

информационного поля;

выполнения групповых заданий;

мониторинга уровня музыкального развития детей.

Перспективу дальнейшего использования ИКТ-технологий мы видим в

применении

Интернета

на

музыкальных

занятиях

и

интерактивного

программного комплекса. Интерактивная доска позволит сделать обучение

более наглядным, работать в режиме реального времени, повысит интерес

детей к обучению, поможет педагогу развивать внимание, мышление и

творческую самостоятельность детей.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!