Автор: Толстокоренко Людмила Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №165 "Бемби"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальное развитие воспитанников в условиях информационно-развивающего пространства дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
«Музыкальное воспитание дошкольников посредством ИКТ в
современной информационной образовательной среде»
Толстокоренко Людмила Александровна,
музыкальный руководитель, высшей квалификационной категории,
МБДОУ детский сад №165 «Бемби» г. Ульяновска
Стратегия развития информационного общества, которая связана с
доступностью информации для всех категорий граждан и организацией
доступа
к
этой
информации,
диктует
необходимость
наискорейшего
ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
дошкольном учреждении – первая ступень данного направления.
Согласно
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту,
в
условиях
модернизации
и
инновационного
развития
дошкольного образования, каждое дошкольное учреждение должно стать
«центром творчества и информации». Однако эффективность обучения в
современном дошкольном образовательном учреждении невозможна без
создания
развитой
информационно-образовательной
среды,
в
которой
должны присутствовать все компоненты для ее формирования: база знаний,
информационные ресурсы, система информационных коммуникаций и
информационного
сервиса,
техническая
оснащенность
и
программное
обеспечение, грамотные специалисты, владеющие навыками работы в
области информатики и информационных технологий.
Такая педагогическая система нового уровня выступает не только как
условие, но и как средство обучения и воспитания, построенное с помощью
интеграции информации на традиционных и электронных носителях,
компьютерно-телекоммуникационных
технологиях
взаимодействия,
включающие в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных,
учебно-методические
комплексы
и
расширенный
аппарат
дидактики.
Поэтому
использование
ИКТ
(информационно-коммуникационных
технологий) является одним из приоритетов образования.
Под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации,
внедрения
и
использования
сети
Интернет
и
медиасредств
заметно
изменились и подходы к теории и практике музыкального воспитания
дошкольников. И музыкальный руководитель, безусловно, должен чутко
реагировать на все изменения, в системе образования, искать новые методы и
подходы
в
решении
задач
музыкального
развития
детей,
обновляя
содержание, методы и пути достижения цели.
Одним из таких путей является использование информационно-
коммуникативных технологий, дающих возможность решить назревающую
проблему одностороннего развития детей и, позволяющий совместить
эстетическую
нагрузку
музыкального
образования
с
неоспоримыми
возможностями
и
преимуществами,
которые
дает
нам
современная
вычислительная техника.
Межпредметная интеграция между музыкой и информатикой привела к
появлению
новой
образовательной
области
знаний
–
музыкально-
компьютерные технологии, предъявляющие новые требования и к педагогу,
и его профессиональной компетентности. Музыкальный руководитель
должен не только уметь пользоваться компьютером и современным
мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные
ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Опираясь на требования Государственного Стандарта образования, мы
создали свою «музыкальную лабораторию», в которой дошкольники смогли
бы познакомиться с современными техническими средствами, при помощи
которых они научатся понимать музыку.
Распространенным
направлением
в
данной
области
является
применение мультимедийных презентаций для подачи учебного материала,
метод проектов и компьютерное тестирование. Особую актуальность
приобретают исследования методических возможностей, открывающихся
при использовании информационных технологий в музыкальном воспитании
дошкольников.
Методическое обеспечение – инновационный учебно-методический
комплект (ИУМК) включает поурочные планы и рекомендации для
музыкального руководителя, а также рабочие тетради для воспитанников и
обучающую компьютерную программу, содержащую все необходимые
элементы для обеспечения полноценного учебного процесса, в том числе
наглядные
мультимедийные
пособия,
систему
тестовых
заданий,
музыкальных викторин и игр. По каждой теме дополнительно имеется
справочно-информационный материал.
В
основу
нашей
практики
положены
методы
компьютерной
технологии, которые способствуют повышению интереса дошкольников к
классической музыке и фольклору. Благодаря своим конструктивным и
функциональным особенностям современный персональный компьютер
является
уникальной
по
своим
возможностям
обучающей
машиной.
Технические возможности персонального компьютера, как обучающего
средства, позволили:
активизировать воспитательно-образовательный процесс;
повысить наглядность в подаче музыкального материала;
сместить акценты от словесных представлений к практическим и
наглядным действиям;
повысить интерес дошкольников к музыкальным занятиям.
Использование КОП (компьютерных обучающих программ) позволяет
нам познакомить дошкольников с разнообразием мира искусства: дети могут
виртуально бродить по залам музеев, посещать театры, знакомиться с
творчеством композиторов, слушать музыку и даже изучать нотную грамоту.
Очевидно,
что
занятия
с
использованием
мультимедиа-проектора
и
компьютера, обладают качественным преимуществом перед занятиями в
рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, проводимые на
основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать
аудиовизуальную
информацию,
представленную
в
различной
форме
(видеофильм, анимация, слайды, музыка), и стимулируют непроизвольное
внимание детей, благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в
динамике,
вызывают
у
них
зрительную,
слуховую
и
двигательную
активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Помимо
всего,
новые
информационные
и
коммуникационные
технологии
являются
катализатором
перехода
к
личностно-
ориентированному обучению. Более перспективным нам представляется
подход к организации таких ИКТ-технологий, как метод проектов, который
предполагает проблемное обучение и обучение в сотрудничестве. Этот
подход характеризуется следующими моментами:
вовлеченность дошкольников в групповое обучение;
метапредметность, реализованная при разработке учебного плана и
содержания;
интенсивный процесс коммуникации, общения дошкольников друг с
другом;
широкое
использование
самооценки,
рефлексии
при
оценке
эффективности учебной деятельности;
выработка навыков критического мышления и развитие креативности.
Таким
образом,
в
результате
применения
современных
информационных
технологий
на
музыкальных
занятиях
повышается
качество обучения за счет:
актуализации и визуализации информации;
возможности
проведения
дискуссий
на
основе
широкого
информационного поля;
выполнения групповых заданий;
мониторинга уровня музыкального развития детей.
Перспективу дальнейшего использования ИКТ-технологий мы видим в
применении
Интернета
на
музыкальных
занятиях
и
интерактивного
программного комплекса. Интерактивная доска позволит сделать обучение
более наглядным, работать в режиме реального времени, повысит интерес
детей к обучению, поможет педагогу развивать внимание, мышление и
творческую самостоятельность детей.