Автор: Руслана Рустемовна Кириенко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Мурманска №83
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: «Современные образовательные технологии и электронные средства обучения, как фактор успешной реализации ФГОС»
Раздел: дошкольное образование
«Современные образовательные технологии и электронные средства обучения,
как фактор успешной реализации ФГОС»
«В древности люди учились для того,
чтобы совершенствовать себя.
Нынче учатся для того, чтобы
удивлять других»
Конфуций
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят
значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной,
методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных
условий обновления является использование новых информационных технологий.
«Технология», при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство,
умение, а это не что иное, как процессы.
Следовательно, использование в
образовательном
процессе
ДОУ инноваций - это не модная тенденция, а требование времени!
В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы,
педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка
проводниками в мир новых технологий.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не
регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам
приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Но, тем не менее, современные информационные технологии все плотнее входят в
нашу жизнь.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и
коммуникационными.
• Информационная технология – комплекс методов, способов и средств,
обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и
ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
• Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства
взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен)
Основной целью внедрения информационно - коммуникационных технологий
в детском саду является повышение качества образования.
Задачи использования ИКТ:
разработать
и
апробировать
технологию
мультимедийного
сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;
увеличить
объем
использования
информационно-компьютерных
технологий
с
субъектами
образовательного
пространства:
администрацией, педагогами, родителями, воспитанниками.
Для реализации поставленных задач мне необходимо было научиться
пользоваться не только компьютером и оборудованием, но и создавать свои
образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической
деятельности. Для себя я определила, что ИКТ могут помочь мне:
в подборе иллюстративного материала к совместной организованной
деятельности с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов
(сканирование, Интернет; принтер, презентация);
в подборе дополнительного познавательного материала;
в обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками других
педагогов;
в оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволит
не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в
дальнейшем только вносить изменения);
в создании презентаций в программе Рower Рoint, что поможет мне
повысить эффективность совместной организованной деятельности с
детьми, организации педагогического процесса, методической службы и
педагогической компетентности родителей в процессе проведения
родительских собраний, семинаров.
В нашем детском саду имеется следующее оборудование, которое можно
использовать при работе с ИКТ:
телевизор с DVD приставкой,
ноутбук
принтер,
магнитофоны
проектор с экраном
интерактивная доска
Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу
детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является
первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого
творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников, в
направлении решения задач развития ребенка в современном информационном
обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых
технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы
информационной культуры личности ребенка.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного
материала к совместной организованной деятельности в нашем детском саду - это
создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и
запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе
динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго
удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших
органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Так как я работаю на логопедической группе и каждую неделю у нас новая
тема, то я собрала и разработала копилку мультимедийных презентаций по
каждой теме: «Во саду ли, в огороде», «Наш Мурманск», «По грибы»,
«Путешествие в Африку» и т.д.
Так же подобрала видеотеку образовательных мультипликационных фильмов:
«Уроки тётушки Совы», «Азбука безопасности», «География для маленьких»,
«Мир вокруг нас» и т.д. Активно использую звуковое сопровождение к занятиям:
пение птиц, шум дождя, «Что как гудит» (по теме «Транспорт»)
Стараюсь активно использовать ИКТ при проведении для родителей
консультаций, семинаров, практикумов. Это вызывает у них живой интерес и
позволяет увидеть деятельность ребенка непосредственно в режимных моментах,
совместной деятельности, помогают лучше осознать причины трудностей,
обменяться мнением и поделиться своим опытом в той или иной области.
При использовании ИКТ не стоит забывать о безопасности и сбережении
здоровья ребёнка. Для этого необходимо выполнять следующие условия:
Непосредственно образовательную деятельность с использованием ИД
для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 раза в течение дня и не
чаще 3 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во
вторник, среду и четверг.
Допустимое расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети - 2 -
2,5 метра.
Продолжительность интерактивных игр для детей 5 лет не должна
превышать 10 минут, а для детей 6-7 лет - 15 минут.
По окончании НОД с детьми проводят гимнастику для глаз.
Таким
образом
при
грамотном использовании
ИКТ,
при
правильной
организации
образовательного
процесса
компьютерные
программы
для
дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья
детей.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно,
необходимо
и
целесообразно
использовать
ИКТ
в
различных
видах
образовательной деятельности.
В.В.Путин сказал: «Интернет и ИКТ - это возможность общения,
самовыражения, это инструмент повышения качества жизни, информационной
обеспеченности общества»
Использование
информационных
технологий
позволит
сделать
процесс
обучения
и
развития
ребёнка
достаточно
эффективным,
откроет
новые
возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали
информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения
педагога с ребёнком они не могут и не должны.