Автор: Михайлова Надежда Степановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№47"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Решение задач по физике
Раздел: среднее образование
Михайлова Н.С., учитель физики МБОУ «СОШ №47» г. Чебоксары
Решение задач по физике ( из опыта работы)
В программе элективного курса по физике 9 класса решение
комбинированных задач занимает важное, значимое место. При решении
комбинированных задач учащиеся видят взаимосвязь разных разделов физики,
восполняют пробелы в содержании основного курса. Он расширяет базовый
курс, является предметно-ориентированным и даёт учащимся возможность
познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать
место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и
развить свои способности по физике.
Цель предпрофильной подготовки самоопределение в отношении выбора
профиля будущего обучения в 10-11 классах.
Решение задач на тепловые процессы начинаем с повторения материала 8
класса. Заполняем таблицу:
Количество теплоты полученное
Формула
Количество теплоты отданное
Процесс
График
Процесс
График
Нагревание
Охлаждение
Плавление
Кристаллизация
Парообразование
Конденсация
Далее решаем графические задачи:
- по условию задачи, строим графики зависимости температуры от времени;
- по приведенным графикам составляем задачи.
Эта работа помогает осмыслению материала, развивает инициативу.
Ученики закрепляют навыки работы с табличными данными. Необходимо
определить в каких агрегатных состояниях находились вещества в начальный и
конечный моменты теплообмена. Особенно это актуально, когда по одному
графику составляются задачи на различные процессы. Горизонтальный участок
графика может соответствовать и кристаллизации, и конденсации. Построив
графики, ученики записывают уравнение теплового баланса и решают задачу в
общем виде. Обязательно проверяют размерность искомой величины.
Для активизации учащихся, наряду с индивидуальной, применяю коллективную
форму работы по составлению задач и взаимопроверки. Для закрепления
приводится решение задачи с заданием «Найди ошибки».
Это приводит к созданию творческой атмосферы поиска, развивают
инициативу, учит работать быстро, принимать коллегиальное решение.
Поэтому такие задачи интересны для ребят.
Далее приступаем к комбинированным задачам. Их решение требует
использования законов нескольких разделов физики. Рассматриваем несколько
групп задач по разделам
1)
Количество теплоты – законы постоянного тока.
Задача 1. Найти массу льда, имеющую температуру t= -10 С, который можно
растопить за 10 мин с помощью электрического нагревателя, работающего при
силе тока 3A от сети с напряжением 220 В ? КПД нагревателя 80%.
2)
Количество теплоты – механика.
Задача 2. С какой высоты упал без начальной скорости свинцовый шар, если
при падении 80% энергии шара пошло на его нагревание.
Задача 3. Поезд массой 1000т при торможении с ускорением 0.2 м/ с
2
остановился через 100 с. Какое количество теплоты выделилось при
торможении?
Если учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики,
приобретают навыки по классификации задач, видят взаимосвязь разных
разделов физики, то цели и задачи курса будут достигнуты.Они выбирают в
дальнейшем физико-математический профиль обучения.