Напоминание

Решение задач по физике


Автор: Михайлова Надежда Степановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№47"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Решение задач по физике
Раздел: среднее образование





Назад




Михайлова Н.С., учитель физики МБОУ «СОШ №47» г. Чебоксары

Решение задач по физике ( из опыта работы)

В программе элективного курса по физике 9 класса решение

комбинированных задач занимает важное, значимое место. При решении

комбинированных задач учащиеся видят взаимосвязь разных разделов физики,

восполняют пробелы в содержании основного курса. Он расширяет базовый

курс, является предметно-ориентированным и даёт учащимся возможность

познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать

место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и

развить свои способности по физике.

Цель предпрофильной подготовки самоопределение в отношении выбора

профиля будущего обучения в 10-11 классах.

Решение задач на тепловые процессы начинаем с повторения материала 8

класса. Заполняем таблицу:

Количество теплоты полученное

Формула

Количество теплоты отданное

Процесс

График

Процесс

График

Нагревание

Охлаждение

Плавление

Кристаллизация

Парообразование

Конденсация

Далее решаем графические задачи:

- по условию задачи, строим графики зависимости температуры от времени;

- по приведенным графикам составляем задачи.

Эта работа помогает осмыслению материала, развивает инициативу.

Ученики закрепляют навыки работы с табличными данными. Необходимо

определить в каких агрегатных состояниях находились вещества в начальный и

конечный моменты теплообмена. Особенно это актуально, когда по одному

графику составляются задачи на различные процессы. Горизонтальный участок

графика может соответствовать и кристаллизации, и конденсации. Построив

графики, ученики записывают уравнение теплового баланса и решают задачу в

общем виде. Обязательно проверяют размерность искомой величины.

Для активизации учащихся, наряду с индивидуальной, применяю коллективную

форму работы по составлению задач и взаимопроверки. Для закрепления

приводится решение задачи с заданием «Найди ошибки».

Это приводит к созданию творческой атмосферы поиска, развивают

инициативу, учит работать быстро, принимать коллегиальное решение.

Поэтому такие задачи интересны для ребят.

Далее приступаем к комбинированным задачам. Их решение требует

использования законов нескольких разделов физики. Рассматриваем несколько

групп задач по разделам

1)

Количество теплоты – законы постоянного тока.

Задача 1. Найти массу льда, имеющую температуру t= -10 С, который можно

растопить за 10 мин с помощью электрического нагревателя, работающего при

силе тока 3A от сети с напряжением 220 В ? КПД нагревателя 80%.

2)

Количество теплоты – механика.

Задача 2. С какой высоты упал без начальной скорости свинцовый шар, если

при падении 80% энергии шара пошло на его нагревание.

Задача 3. Поезд массой 1000т при торможении с ускорением 0.2 м/ с

2

остановился через 100 с. Какое количество теплоты выделилось при

торможении?

Если учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики,

приобретают навыки по классификации задач, видят взаимосвязь разных

разделов физики, то цели и задачи курса будут достигнуты.Они выбирают в

дальнейшем физико-математический профиль обучения.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!