"Развитие и совершенствование исследовательского поведения ребенка, как важная составляющая познавательного интеллектуального развития ребенка раннего и в последствии дошкольного возраста"
Автор: Керейтова Айгуль Башировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Елочка" Населённый пункт: ЯНАО Новый-Уренгой Наименование материала: статья Тема: "Развитие и совершенствование исследовательского поведения ребенка, как важная составляющая познавательного интеллектуального развития ребенка раннего и в последствии дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
»
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка
дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок
жизни
ребенка.
Одним
из
важнейших
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
является
развитие
их
познавательной
сферы,
так
как
в
период
дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Образ
мира
формируется
и
существует
в
процессе
зарождения,
развития
и
функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает
нормальное
и
полноценное,
интеллектуальное
и
эмоциональное
существование
и
развитие
личности
в
нашем
мире.
Результаты
многочисленных
психофизиологических
и
психо-педагогиче ских
исследований свидетельствуют о том, что в раннем детстве формируется
здоровье,
закладываются
фундаментальные
человеческие
способности
и
личностные качества: любознательность, доверие к миру, уверенность в себе,
целенаправленность, настойчивость, творческое воображение.
Для развития познавательных способностей детей в первой младшей группе я
составила
перспективный
план
«Ребенок
познает
мир»
и
определила
следующие цели и задачи:
1.
Создать
условия,
способствующие
развитию
познавательной
сферы
ребенка.
2.
Развивать
у
детей
любопытство
и
заинтересованность
ко
всему
происходящему и наблюдаемому в их окружении.
3.
Поощрять у детей проявления интереса к предметам окружающего мира,
называть вещи и типичные действия с предметами.
4.
Учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть
простейшие причины и следствия собственных действий.
В работе с детьми опиралась на следующие принципы:
интеграция воспитательных задач; обучение детей, организованное и
систематическое;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
требования, предъявляемые к детям – посильны. Малыши следят и
подражают действиям взрослого;
поддержка эмоционального тонуса;
Определила основные направления познавательного развития детей младшего
дошкольного возраста:
Расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Создать условия для развития самостоятельности, познавательности,
активности в центрах.
Формировать
основы
познавательного,
бережного,
созидательного
отношения к окружающему миру:
o
мир
человека
–
все
сотрудники
детского
сада
собственным
примером демонстрируют внимательное отношение друг к другу, к
детям, личным примером демонстрировать детям бережное отношение
к предметам;
o
мир
природы
–
вызвать
у
детей
эмоциональный
отклик
на
различные
объекты
и
явления
природы
при
непосредственном
общении сними.
В
группе
созданы
условия
для
познавательного
развития
–
центры
«Осваиваем окружающий мир», «Учимся говорить», «Играем рядом», «Это
я», «Петрушкин театр», «Вместе бегаем, играем». Создание этих центров и
организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль
в
гармоничном
развитии
и
воспитании
ребенка.
Созданная
эстетическая
среда
вызывает
у
детей
чувство
радости,
эмоционально-положительное
отношение
к
детскому
саду,
желание
посещать
его,
обогащает
новыми
впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности,
способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Таким образа, развивая познавательную сферу ребенка – я стремилась создать
такие
условия
для
его
жизни,
развития
и
обучения,
чтобы
богатейшее
эмоционально-чувственное
восприятие
мира
позволило
малышу
стать
Человеком.
Развитие
интеллектуальных
способностей
у
дошкольников.
Каждый
ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того
чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном
умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый
родитель.
И
как
раз
перед
родителями
в
первую
очередь
стоит
задача
всестороннего развития ребенка в ходе его взросления. Так что же такое –
интеллектуальное
развитие
ребенка?
Некая
сумма
знаний
и
умений
или
способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Так вот, если
верить психологам, интеллектуальное развитие – это уровень и скорость
мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать
выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и
способность
к
самообучению.
Все
это
не
предопределено
и
заранее
не
заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научится
самостоятельно
мыслить.
Эти
процессы,
например,
можно
ускорить,
замедлить
или
даже
остановить
на
каком-то
этапе.
Интеллектуальное
развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. Уже в
раннем
возрасте
у
детей
можно
заметить
самое
первое
проявление
интеллектуальных
способностей
–
склонность
к
какому-либо
виду
деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем
больше
ребенок
занимается
этим
видом
деятельности,
тем
больше
ему
хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку
нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить
его.
Общие
способности
составляют
две
группы
–
познавательные
и
практические.
Формирование
познавательных
включено
в
становление
образных форм познания действительности: восприятие, образную память,
наглядно-образное
мышление,
воображение,
т.
е.
в
создание
образного
фундамента
интеллекта.
Центральное
место
в
структуре
познавательных
способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства
предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей
и ситуаций. К познавательным способностям относят, в первую очередь,
сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их,
когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах
родного
языка,
эталонах
геометрических
форм.
Основу
развития
интеллектуальных
способностей
составляют
действия
наглядного
моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение
модели
на
основе
установления
отношений
между
заместителем
и
замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план
игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться .
Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате
какими-либо
условными
значками,
например
стол
–
кружком,
а
шкаф
–
прямоугольником.
Творческие
способности
связаны
с
воображением
и
позволяют
ребенку
находить
оригинальные
способы
и
средства
решения
задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
Дошкольник
включается
в
многообразные
виды
деятельности
–
игру,
конструирование,
труд
и
др.
Все
они
имеют
совместный,
коллективный
характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических
способностей, прежде всего организаторских. К практическим способностям
дошкольников
отно сятся
также
конструктивно-
т ех н и ч е с к и е :
пространственное
видение,
пространственное
воображение,
умение
представлять
предмет
в
целом
и
его
части
по
плану,
чертежу,
схеме,
описанию,
а
также
умение
самостоятельно
формулировать
замысел,
отличающийся оригинальностью.
Интенсивное
развитие
интеллекта
в
дошкольном
возрасте
повышает
обучаемость
детей
в
школе
и
играет
большую
роль
в
образованности
взрослого
человека.
Вопрос
полноценного
развития
интеллектуальных
способностей
детей
дошкольного
возраста
по-
прежнему
остается
актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом
легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных
силах,
легче
адаптируются
в
новой
обстановке.
Творческие
качества
личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в
различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка-
дошкольника
играют
творческие
способности.
Дети
с
высоким
уровнем
интеллекта
и
креативности
уверенны
в
своих
способностях,
имеют
адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким
самоконтролем.
Проявляя
интерес
ко
всему
новому
и
необычному,
они
обладают
большой
инициативой,
но
вме сте
с
тем
у с п е ш н о
приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную
независимость суждений и действий.