Напоминание

"Развитие и совершенствование исследовательского поведения ребенка, как важная составляющая познавательного интеллектуального развития ребенка раннего и в последствии дошкольного возраста"


Автор: Керейтова Айгуль Башировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Елочка"
Населённый пункт: ЯНАО Новый-Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие и совершенствование исследовательского поведения ребенка, как важная составляющая познавательного интеллектуального развития ребенка раннего и в последствии дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«

Развитие

и

совершенствование

исследовательского

поведения

ребенка

,

как

важная

составляющая

познавательного

интеллектуального

развития

ребенка

раннего

и

в

последствии

дошкольного

возраста

»
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Результаты многочисленных психофизиологических и психо-педагогиче ских исследований свидетельствуют о том, что в раннем детстве формируется здоровье, закладываются фундаментальные человеческие способности и личностные качества: любознательность, доверие к миру, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение. Для развития познавательных способностей детей в первой младшей группе я составила перспективный план «Ребенок познает мир» и определила следующие цели и задачи: 1. Создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка. 2. Развивать у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении. 3. Поощрять у детей проявления интереса к предметам окружающего мира, называть вещи и типичные действия с предметами. 4. Учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий. В работе с детьми опиралась на следующие принципы:  интеграция воспитательных задач; обучение детей, организованное и систематическое;  учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
 требования, предъявляемые к детям – посильны. Малыши следят и подражают действиям взрослого;  поддержка эмоционального тонуса; Определила основные направления познавательного развития детей младшего дошкольного возраста:  Расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.  Создать условия для развития самостоятельности, познавательности, активности в центрах.  Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру: o мир человека – все сотрудники детского сада собственным примером демонстрируют внимательное отношение друг к другу, к детям, личным примером демонстрировать детям бережное отношение к предметам; o мир природы – вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении сними. В группе созданы условия для познавательного развития – центры «Осваиваем окружающий мир», «Учимся говорить», «Играем рядом», «Это я», «Петрушкин театр», «Вместе бегаем, играем». Создание этих центров и организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Таким образа, развивая познавательную сферу ребенка – я стремилась создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
Развитие

интеллектуальных

способностей

у

дошкольников.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель. И как раз перед родителями в первую очередь стоит задача всестороннего развития ребенка в ходе его взросления. Так что же такое –
интеллектуальное развитие ребенка? Некая сумма знаний и умений или способность эти знания и умения усваивать и анализировать? Так вот, если верить психологам, интеллектуальное развитие – это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научится самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе. Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление интеллектуальных способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребенок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться
.
Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. Дошкольник включается в многообразные виды деятельности – игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. К практическим способностям
дошкольников отно сятся также конструктивно- т ех н и ч е с к и е : пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по- прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребенку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Большую роль в будущей жизни ребенка- дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверенны в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вме сте с тем у с п е ш н о приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!