Автор: Лаптева Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Цемзаводская СШ
Населённый пункт: п.Цемзавод Сенгилеевский район Ульяновская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Русская (родная) литература 8 класс
Раздел: среднее образование
Планирование курса « Родная литература» 8 класс.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов
России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа); владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценка;
• собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного
произведения в культурном наследии страны.
Устное народное творчество
Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия.
Особенности лирических песен Курского края.
Древнерусская литература Жанровое и тематическое своеобразие
древнерусской литературы. Агиография. «Житие Феодосия Печерского»
(фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни
святого.
Теория литературы: житийный жанр, агиография.
Из литературы XVIII века
Н.М. Карамзин. Повесть « Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и
Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.
Из литературы XIX века
Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"- протест против социальной
несправедливости, гимн верной и преданной любви.
И.С.Тургенев. "Вешние воды". Тема первой любви, духовной зрелости,
превратностей судьбы. Поиски и утрата счастья. Противостояние высоких
духовных начал низменным инстинктам.
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Гимназистки. Тема равнодушия и
непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
А.А.Фет. Своеобразие лирического мира. Сборник «Вечерние огни».
Курские пейзажи в лирике А.А.Фета.
Из литературы XX в.
А.И.Куприн. «Изумруд». Трогательная история, рассказанная от лица
беззащитного животного, доверчиво относившегося к людям. Мир, полный
несправедливости, алчности и человеческой жестокости.
М.А.Булгаков.« Стальное горло». Нравственные ценности в рассказе.
Победа над собой во имя другого человека.
Е.И.Носов . Жестокая правда войны, трудная цена Победы в
произведении "Красное вино Победы".
К.Д. Воробьев. Рассказ «Подснежник». История подвига матери в рассказе.
Д.С.Лихачев. "Письма о добром и прекрасном" (обзор книги).
Теория: Публицистика.
Современная литература
Л.Романова. «Мы приговариваем тебя к смерти»: одиночество
подростков в современном мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Своеобразие родной литературы.
1
Устное народное творчество (1 час)
2
Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия.
Особенности лирических песен Курского края.
Древнерусская литература (1 час)
3
Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до
игумена.
Из литературы XVIII века (1 час)
4
Н.М. Карамзин.
« Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».
Из литературы XIX века (6 часов)
5
Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"
6
И.С.Тургенев. "Вешние воды". Тема первой любви, духовной зрелости,
превратностей судьбы.
7
И.С.Тургенев. "Вешние воды". Поиски и утрата счастья.
8
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна».
9
А.А.Фет. Своеобразие лирического мира. Сборник «Вечерние огни».
10
Групповой проект «Курские пейзажи в лирике А.А.Фета»
Из литературы XX века (6 часов)
11
А.И.Куприн. «Изумруд». Мир, полный несправедливости, алчности и
человеческой жестокости.
12
М.А.Булгаков. « Стальное горло». Нравственные ценности в рассказе.
13
Е.И.Носов . "Красное вино Победы".
14
К.Д. Воробьев. Рассказ «Подснежник».
15
Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Письма о добром и прекрасном".
16 Р/Р.Сочинение по творчеству писателей XIX- XX вв.
Современная литература ( 1 час)
17 Л.Романова. «Мы приговариваем тебя к смерти.