Напоминание

Роль родного языка в формировании школьника


Автор: Калеева Татьяна Николаевна
Должность: учитель мордовского языка
Учебное заведение: МБОУ "Отрадненская ООШ"
Населённый пункт: село Отрадное Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Роль родного языка в формировании школьника
Раздел: среднее образование





Назад





Роль родного языка в формировании школьника
Калеева Т.Н. учитель эрзянского языка и мордовской литературы МБОУ «Отрадненская ООШ» Чамзинский р Мелъвановикс ялгат! Мон эрян тосо, косо нейгак ютавтовить раськень ды велень озкстнэ, косо сехте мазыйть пертьпелькстнэ, косо чачсть - кассть сехте вадрят ломантне, косо сехте мазыйть тейтерь -аватне. сехте виевть ды превейть цератне, велень хозяйствань важодицятне ды мазыйстэ морсицятне. Надверное, каждый, кто меня понимает, думает: и у нас места самые красивые, и люди у нас живут самые замечательные. Я с вами согласна. Так и должно быть. Ведь речь идет о нашей Родине, о самом дорогом и святом для нас. Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения подрастающего поколения. Учителя - словесники нашей школы хорошо видят цель, к которой идут, и образ, который хотят видеть в своем воспитаннике. Язык- величайшая ценность, требующая любви и ласки! Язык теснейше связан с национальной психологией, с самобытностью народа, его самосознанием, т.е. пониманием им самого себя в прошлом и настоящем, своих интересов и целей, взаимоотношений с другими народами, своей роли в прогрессе человечества. За каждым языком стоит целая культура, особое видение мира. Разумеется, не следует преуменьшать общечеловеческий характер мышления, универсальность логических форм понятий, суждений, умозаключений и, тем более самое безграничную возможность выразить на каждом языке все, что выражается на других. Сказанное, которое нетрудно дополнить, и определяет императивное (требовательное, повелительное наклонение в грамматике) значение родного языка для умственного и культурного национального развития человека. Родной язык обычно совпадает с национальной принадлежностью человека, которая наследуется от родителей. В самом термине родной или материнский язык
заложена идея кровного родства, хотя, конечно, для многих людей родной язык не является языком, идущим по прямой генеалогической линии из глубины веков. Мышление не дало человеку генетически и может быть развито лишь в формах языка- любого языка, но в норме только одного языка. Это тот язык, в формах которого у данного человека в детстве произошло становление мыслительной способности и аккультурация. Физически это подчеркивается и закрепляется тем, что артикуляционная база данного индивидуума, т. е. самый устойчивый ярус членораздельной речи, была сформирована фонетикой именно данного языка. Через родной язык человек осознает свои связи с обществом, со своей наукой, с другими народами. Полное и умелое владение языком рисуется предпосылкой воспитания социально активной личности, идейно убежденной, имеющей систему научных взглядов на мир, на свое место в нем, на окружающих и соответственно формирующей свои ценности, цели, поведенческие мотивы и установки. Именно язык обеспечивает общественное и национальное самосознание народа и человека, их социальное и национальное достоинство. Отчуждение от родного языка и культуры, любое пренебрежение им ущемляет национальную гордость и чревато протестом, жестокостью, вандализмом. Поэтому, говоря о языковом сознании личности учащегося, так важно сформировать институт культуры общения. Взрослых и детей, иметь в виду особенности речевого поведения индивидуума, которые определяются коммуникативной ситуацией, его языковым и культурным статусом, социальной принадлежностью, полом, возрастом, психическим типом, мировоззрением, особенностями биографии и другими константами и переменными параметрами личности. У кого есть чистый и правдивый язык, у того есть и нравственное чистое мнение. Как музыка звучат полузабытые было слова: милосердие, благодеяние, целомудрие, соборность, честь, достоинство, совесть, покаяние. Мы вслед за Пушкиным повторяем, как молитву:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей. и празднословия не душе моей ... Поскольку человек наиболее точно выражает свои мысли и понимает собеседника на родном языке, то обучение будет проходить более эффективно именно на этом языке. Национальное самосознание человека порождает естественное желание использовать его в качестве средства общения и предмета обучения и всемерно совершенствовать его знание. Специфика языка как учебного предмета заключается в е го «беспредельности», «безграничности», «неоднородности». Обучащийся должен знать всю грамматику, всю лексику, необходимые для общения, но это «все», например, в лексическом и стилистическом планах не имеет практически границ. Родной язык выступает инструментом, орудием, посредством которого учащийся овладевает другими учебными предметами - физикой, биологией, математикой, литературой и т.д. Он есть средство формирования, существования и выражения мысли об объективной действительности свойства, закономерности которой являются предметом других учебных дисциплин. « Человек чувствует и знает, что язык для него», - отмечал еще В. Гумбольдт, - только средство, что вне языка есть невидимый мир, в котором человек стремится освоиться только с его помощью. В этом смысле родной язык выступает, в частности, в качестве решающего фактора успешности осуществления всей учебной деятельности школьника, являясь инструментом овладения его. Родной язык как учебный предмет предполагает кропотливую работу учителя и ученика по овладению им. Ведь каждый грамотный человек должен свободно владеть устной и письменной речью на родном языке, уметь точно, кратко, убедительно и по возможности образно выражать свои мысли. Демонстрация возможностей языка экономно, просто, четко, изящно и красиво, иной раз неожиданно остроумным, выразительным способом передать какой-то смысл возбуждает у учащихся уважение к языку, стоящему за ним
миру и опыту общения. Культура речи, стилистика помогают не только учиться говорить и писать, но, раскрывая красоту, духовную силу языка, обогащают учащихся. Новизна и занимательность, образность и художественность, радость преодоления трудностей, удивление и другие эмоции, сопровождая изучение языка, делают это возбуждение устойчивым, целенаправленным. Виртуозно владея красками родного слова и слога, приемами красноречия, педагог должен заражать учащихся своим эстетическим отношением к языку. Родной язык (эрзянский) занимает в мордовской школе особое положение и играет там значительную роль. И наша главная задача - возрождение, сохранение и развитие самобытности мордовской нации. Несомненно, что от состояния преподавания родного языка в школе во многом зависит качество знаний учащихся по всем общеобразовательным дисциплинам, как и учебно - воспитательной работы школы в целом. Учитывая большую роль родного языка в жизни и культурном развитии народов, ставится вопрос о необходимости развернуть работу школы на родном языке, т.к. миллионные массы народа могут преуспевать в деле культурного, политического и хозяйственного развития только на родном национальном языке. Вот почему изучению родного языка в настоящее время уделяется такое серьезное внимание в нашей мордовской школе. Успехи учебно-воспитательной работы школ, прежде всего, объясняются тем, что обучение ведется на родном мордовском языке. Именно он, этот великий народный педагог - родной язык - в надлежащей его постановке и обеспечивает настоящую полноту и глубину знаний учащихся по всем общеобразовательным дисциплинам; он помогает основательному и прочному усвоению русского языка и оказывает содействие воспитанию сознательных деятелей нынешнего общества и горячих патриотов своей Родины. В нашей школе приобщение учащихся к культуре эрзянского и других народов происходит как на уроках, так и во внеурочное время. Я стараюсь прививать детям любовь к красоте родного языка. Мои учащиеся являются призерами олимпиад любимого эрзянского языка, как в районе, так и в Республике.
В нашей школе вот уже несколько лет работал кружок «Мордовский музыкальный фольклор» мы проводим фольклорные праздники, создали фольклорный детский ансамбль «Пейделька». Когда-то в юности нередко мне было стыдно за то, что я почти совсем ничего не знала о свое народе, малой родине, не интересовалась его обычаями, фольклором. Но теперь, вот уже, какой год я занимаюсь преподаванием родного языка, учу, знакомлю школьников с его красотой и поэтичностью. Мои учащиеся являются призерами олимпиад любимого эрзянского языка, как в районе, так и в Республике. Когда-то в юности нередко мне было стыдно за то, что я почти совсем ничего не знала о своем народе, малой родине, не интересовалась его обычаями, фольклором. Но теперь, вот уже какой год я занимаюсь преподаванием родного языка, где дети учатся и знакомятся с его красотой и поэтичностью. Для меня родной язык - эрзянский. Людям моего возраста есть за что любить его. Наше детство прошло в окружении родной речи: бабушкины сказки, дедушкины байки, мамины песни, игры со сверстниками. Ведь в самый первый период жизни ребенок должен учиться выражать свои переживания, свои чувства при помощи того языка, который он слышит от матери в семье. И материнский язык служит ему орудием выражения себя. Понятно мое искреннее желание, чтобы уроки эрзянского языка приносили детям душевную радость. Большое значение уделяю краеведческому материалу. Проводятся серии уроков-путешествий, посвященных Республике Мордовия, нашему району, родному селу. На этих уроках дети узнают многое о своей родине, о знаменитых людях - наших земляках. У них впервые, может быть, возникает чувство гордости, сопричастности к тому, чем живут взрослые. Кто знает, может это уже начало любви, любви к своей малой родине.
Дома дети рассказывают о том, что они узнают на уроке - пересказывают сказку, легенду, могут спеть песню, рассказать стихотворение. Нередко домашние узнают что-то о своем народе от своих детей. Мы глубоко признательны Главе Республики и правительству за успехи, которых достигла Мордовия в различных отраслях. Теперь настало время всерьез заняться и вопросами национальных языков. Родной язык... к нему и надо относиться как к родному. Так хочется, чтобы в нашей республике изучение родного языка стало для детей еще привлекательнее. Ведь язык душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет. Национальные особенности придадут нашей Республике свою индивидуальность и неповторимость. Посмотрите, как красивы наши национальные костюмы, как звучны и поэтичны наши языки, как, талантливы и трудолюбивы наши люди, как прекрасны наши песни, и как прекрасно они поются, как удивительно мудр фольклор нашего народа! Уверена, что все это мы сохраним и приумножим. Все чаще в наших школах будем видеть детей в красочных национальных костюмах, слышать эрзянскую речь на улицах городов и районных центров, чтобы наши дети и внуки с гордостью говорили о своих предках. А мы, учителя, сделаем все от нас зависящее, чтобы так и было. В процессе воспитания любви ко всему родному, наряду с семьей, огромную роль играет учитель. Не только знания передает он своим ученикам, каждому из них он передает частичку своего сердца, мировоззрения. Шумбрачи ды уцяска тенк, вечкевикс оят.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!