Автор: Воронова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 7, Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург, п.Парголово, Осиновая Роща
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание детей через добрые сказки и стихи"
Раздел: дошкольное образование
Консультация:
«Экологическое воспитание
через добрые сказки и стихи»
Воспитатель: Воронова Е .А.
Главной задачей данной книги является формирование у дошкольников образа
окружающего мира как собственного дома, общего для всех людей. Этот «ДОМ»
нуждается в бережном отношении и заботе каждого человека на земле: и большого, и
маленького.
Экологические сказки о Маленькой Капельке Воды, Березовом листочке и Зеленых
Друзьях – комнатных растениях, добрые лирические стихи ненавязчиво воспитывают
в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла.
Кроме того, в каждую сказку добавлены элементарные знания о законах природы и
окружающей среде. Поэтому они не только воспитывают, но и дают детям начальные
знания об особенностях природных явлений, помогают осознать общую
экологическую картину мира. Сказки в увлекательной форме объясняют суть
экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий
мир и взаимосвязь всего живого в нем.
Творческие задания и игры направлены на формирование у детей бережного
отношения к природе, навыков экологически-нравственно поведения в природной
среде. Многие творческие задания необходимо провести с детьми во время экскурсии,
прогулки на природе с родителями или на даче. Именно наблюдения за явлениями
природы и ее жителями, помогают детям почувствовать красоту родной земли и
полюбить ее. Но, конечно, дети увидят не только красоту. Они неизбежно столкнутся
с небрежным и пагубным отношением человека к природе. В этом случае и педагогам,
и родителям очень важно научить детей размышлять и сопереживать, анализировать и
понимать, к чему приводит такое отношение.
Многие творческие задания предлагают детям самим сочинить сказки о разных
явлениях природы. Если ребенок сам придумывает сказку, он связывает себя с
окружающим миром и учиться жить в нем по законам любви.
Добрые экологические сказки и лирические стихи о природе учат ребенка постигать
окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое главное для
экологического воспитания человека.
Материал пособия предназначен для занятий по экологическому воспитанию
дошкольников. Сюжеты сказок можно использовать для ролевых игр и
театрализованных представлений.
СЮЖЕТ СКАЗКИ
"Приключение Маленькой Капельки Воды"
Тематические установки:
Роль воды в жизни растений, людей и животных.
Что такое круговорот воды в природе?
Как люди должны относиться к воде?
Почему воду надо беречь?
Маленькая Капелька летит на землю
Маленькая Капелька Воды жила в большом пушистом облаке.
– Растите быстрее, детки, – говорило облако капелькам. – Всем жителям земли нужна
вода. Самое важное дело для каждой капельки - напоить кого-нибудь.
Все капельки молча росли, только одна любопытная Маленькая
Капелька Воды летала по облаку и спрашивала обо всем:
– А лесу нужны капельки?
– Да, конечно, деревья погибнут без воды,– отвечало облако.
– А полю нужны капельки?
– Трава без воды высохнет, – объясняло облако.
– Я крохотная, и не смогу напоить даже травинку, – расстроилась Маленькая
Капелька.
– Капелек много, и всем хватит воды, – успокоило капельку облако и велело:
– Приготовьтесь, капельки. Внизу город и люди. Мы подарим им дождик.
– Ой, смотрите, люди прячутся от нас! – удивилась Маленькая Капелька.
– Люди почему-то боятся дождика и открывают зонтики, когда он идет, – грустно
вздохнуло облако.
– А маленькие люди не прячутся, они прыгают и смеются, – заметила Маленькая
Капелька.
– Это дети, они любят дождик, – улыбнулось облако и скомандовало:
– Капельки, летите вниз!
Тут же пошел дождик, и Маленькая Капелька полетела вместе со всеми вниз, на
землю.
Она упала на асфальт посреди двора, прямо в лужицу.
– Спасибо, что помогла мне, Маленькая Капелька, – забулькала лужа. – Я чуть не
высохла, но ты и твои сестрицы капельки снова наполнили
меня.
– Я прилетела сюда, чтобы поиграть с детьми, – ответила
Маленькая Капелька.
– Сейчас вечер, и дети ушли домой, – объяснила лужа. – Завтра
днем ты их увидишь, если не испаришься и не улетишь снова на
небо, – булькнула лужа.
– Я не хочу никуда улетать, – возразила Маленькая Капелька.
– Это от тебя не зависит. Если жаркий луч согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь
обратно на небо. Там ты снова будешь жить в облаке, пока не вырастешь, а потом
опять прилетишь сюда, на землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий
закон воды называется круговоротом, – объяснила лужа.
– Я не буду улетать обратно на небо, – упрямо повторила Маленькая Капелька.
Потом она опустилась на дно лужи и задремала.
Вопросы и задания к экологической сказке:
Откуда берется дождик?
Кто дождик любит, а кто, наоборот – нет?
Кому помогает дождик?
Любите ли вы дождик?
Может ли одна маленькая капелька напоить кого-нибудь?
Как вы думаете, сколько нужно капелек, чтобы напоить дерево?
Что произойдет с землей, если дождик исчезнет?
Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.
Динамическая игра «Круговорот воды»
Начертите на полу круг, который будет обозначать облако. Все дети – капельки в
облаке. Один человек ведущий, он играет роль облака.
Педагог читает стихотворение.
Стихотворение
ДОЖДИК
Дождь зеленый лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки.
И под каплями дождя
Улыбается земля.
Зеленеет, хорошеет,
Все на ней цветет и зреет.
Дождику подставь ладошки,
Пусть помоет их немножко,
С капельками подружись,
Поиграй и покружись.
Когда стихотворение заканчивается, педагог включает музыку, и ведущий командует:
«Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны.
Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки
должны собраться назад в облако. Когда музыка останавливается, капельки тоже
останавливаются. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики и
рассказывают, кого они напоили. Ведущий должен запомнить и перечислить всех о
чем, рассказали дети. Затем игра повторяется с новым ведущим.
Рисунок «История капельки»
Понаблюдайте за каплей дождя на оконном стекле, на лепестке цветка, на листочке, на
щеке и т.д. Нарисуйте и расскажите историю из жизни дождевой капли.