Напоминание

"Экологическое воспитание детей через добрые сказки и стихи"


Автор: Воронова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 7, Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург, п.Парголово, Осиновая Роща
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание детей через добрые сказки и стихи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация:

«Экологическое воспитание

через добрые сказки и стихи»

Воспитатель: Воронова Е .А.

Главной задачей данной книги является формирование у дошкольников образа

окружающего мира как собственного дома, общего для всех людей. Этот «ДОМ»

нуждается в бережном отношении и заботе каждого человека на земле: и большого, и

маленького.

Экологические сказки о Маленькой Капельке Воды, Березовом листочке и Зеленых

Друзьях – комнатных растениях, добрые лирические стихи ненавязчиво воспитывают

в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла.

Кроме того, в каждую сказку добавлены элементарные знания о законах природы и

окружающей среде. Поэтому они не только воспитывают, но и дают детям начальные

знания об особенностях природных явлений, помогают осознать общую

экологическую картину мира. Сказки в увлекательной форме объясняют суть

экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий

мир и взаимосвязь всего живого в нем.

Творческие задания и игры направлены на формирование у детей бережного

отношения к природе, навыков экологически-нравственно поведения в природной

среде. Многие творческие задания необходимо провести с детьми во время экскурсии,

прогулки на природе с родителями или на даче. Именно наблюдения за явлениями

природы и ее жителями, помогают детям почувствовать красоту родной земли и

полюбить ее. Но, конечно, дети увидят не только красоту. Они неизбежно столкнутся

с небрежным и пагубным отношением человека к природе. В этом случае и педагогам,

и родителям очень важно научить детей размышлять и сопереживать, анализировать и

понимать, к чему приводит такое отношение.

Многие творческие задания предлагают детям самим сочинить сказки о разных

явлениях природы. Если ребенок сам придумывает сказку, он связывает себя с

окружающим миром и учиться жить в нем по законам любви.

Добрые экологические сказки и лирические стихи о природе учат ребенка постигать

окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое главное для

экологического воспитания человека.

Материал пособия предназначен для занятий по экологическому воспитанию

дошкольников. Сюжеты сказок можно использовать для ролевых игр и

театрализованных представлений.

СЮЖЕТ СКАЗКИ

"Приключение Маленькой Капельки Воды"

Тематические установки:

Роль воды в жизни растений, людей и животных.

Что такое круговорот воды в природе?

Как люди должны относиться к воде?

Почему воду надо беречь?

Маленькая Капелька летит на землю

Маленькая Капелька Воды жила в большом пушистом облаке.

– Растите быстрее, детки, – говорило облако капелькам. – Всем жителям земли нужна

вода. Самое важное дело для каждой капельки - напоить кого-нибудь.

Все капельки молча росли, только одна любопытная Маленькая

Капелька Воды летала по облаку и спрашивала обо всем:

– А лесу нужны капельки?

– Да, конечно, деревья погибнут без воды,– отвечало облако.

– А полю нужны капельки?

– Трава без воды высохнет, – объясняло облако.

– Я крохотная, и не смогу напоить даже травинку, – расстроилась Маленькая

Капелька.

– Капелек много, и всем хватит воды, – успокоило капельку облако и велело:

– Приготовьтесь, капельки. Внизу город и люди. Мы подарим им дождик.

– Ой, смотрите, люди прячутся от нас! – удивилась Маленькая Капелька.

– Люди почему-то боятся дождика и открывают зонтики, когда он идет, – грустно

вздохнуло облако.

– А маленькие люди не прячутся, они прыгают и смеются, – заметила Маленькая

Капелька.

– Это дети, они любят дождик, – улыбнулось облако и скомандовало:

– Капельки, летите вниз!

Тут же пошел дождик, и Маленькая Капелька полетела вместе со всеми вниз, на

землю.

Она упала на асфальт посреди двора, прямо в лужицу.

– Спасибо, что помогла мне, Маленькая Капелька, – забулькала лужа. – Я чуть не

высохла, но ты и твои сестрицы капельки снова наполнили

меня.

– Я прилетела сюда, чтобы поиграть с детьми, – ответила

Маленькая Капелька.

– Сейчас вечер, и дети ушли домой, – объяснила лужа. – Завтра

днем ты их увидишь, если не испаришься и не улетишь снова на

небо, – булькнула лужа.

– Я не хочу никуда улетать, – возразила Маленькая Капелька.

– Это от тебя не зависит. Если жаркий луч согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь

обратно на небо. Там ты снова будешь жить в облаке, пока не вырастешь, а потом

опять прилетишь сюда, на землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий

закон воды называется круговоротом, – объяснила лужа.

– Я не буду улетать обратно на небо, – упрямо повторила Маленькая Капелька.

Потом она опустилась на дно лужи и задремала.

Вопросы и задания к экологической сказке:

Откуда берется дождик?

Кто дождик любит, а кто, наоборот – нет?

Кому помогает дождик?

Любите ли вы дождик?

Может ли одна маленькая капелька напоить кого-нибудь?

Как вы думаете, сколько нужно капелек, чтобы напоить дерево?

Что произойдет с землей, если дождик исчезнет?

Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.

Динамическая игра «Круговорот воды»

Начертите на полу круг, который будет обозначать облако. Все дети – капельки в

облаке. Один человек ведущий, он играет роль облака.

Педагог читает стихотворение.

Стихотворение

ДОЖДИК

Дождь зеленый лес полил,

Все деревья напоил,

Кустики умыл, цветочки,

Все поля, луга и кочки.

И под каплями дождя

Улыбается земля.

Зеленеет, хорошеет,

Все на ней цветет и зреет.

Дождику подставь ладошки,

Пусть помоет их немножко,

С капельками подружись,

Поиграй и покружись.

Когда стихотворение заканчивается, педагог включает музыку, и ведущий командует:

«Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны.

Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки

должны собраться назад в облако. Когда музыка останавливается, капельки тоже

останавливаются. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики и

рассказывают, кого они напоили. Ведущий должен запомнить и перечислить всех о

чем, рассказали дети. Затем игра повторяется с новым ведущим.

Рисунок «История капельки»

Понаблюдайте за каплей дождя на оконном стекле, на лепестке цветка, на листочке, на

щеке и т.д. Нарисуйте и расскажите историю из жизни дождевой капли.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!