Автор: Пестова Ольга Петровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ"Кораблик детства"
Населённый пункт: город Борзя Забайкальский край
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: "Мы патриоты"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Кораблик детства»
Конспект деловой игры для педагогов
Подготовила :музыкальный руководитель Пестова О.П
Цель:
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста.
Формирование навыков сотрудничества педагогов при решении творческих заданий.
Задачи:
1. Систематизировать работу по нравственно
-патриотическому воспитанию дошкольников.
2. Создавать условия для личной и профессиональной самореализации, повышать
творческую активность
педагогов.
3. Выявлять и распространять передовой
педагогический
опыт работы по вопросам
нравственно
-патриотического воспитания дошкольников
.
Актуальность
:
Ведущий
:
Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного
возраста является формирование любви к своей Родине. Воспитывая
ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях
малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с
миром людей, миром природы и самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю
родного края – верный путь повышения качества воспитания.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными
представлениями о том, что им дорого и близко. Культура родного края
должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души.
Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре.
2. Уметь слушать других.
3. Вырабатывать общее решение вопроса.
4. Соблюдать культуру речи и тактично
А что такое Родина?
Начинается Родина с памяти
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
Ход игры
Тренинг на создание образа
«Родина»
.
Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и
представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина»
(включается спокойная релаксационная музыка). Скажите,
пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди
озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у
каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они похожи, у кого-
то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя
из ваших образов. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить
фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».
Вывод:
даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова,
следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема
патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Второе задание.
Уважаемые коллеги давайте разбирёмся в понятиях
«Родина»
«Патриотизм»
Определение понятий
“Родина”
- отечество, отчизна, страна, в которой человек родился.
Исторически принадлежащая данному народу территория с ее
природой, населением, особенностями исторического развития, языка,
культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо место
рождения.
“Патриотизм”
–
это и преданность своему Отечеству, и
стремление сделать все возможное, чтобы сохранить
культурную самобытность каждого народа, входящего в
состав России.
Задание №3 «Историко-краеведческое»
1. Земля, где ты родился? (Родина).
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется
государственным суверенитетом? (Страна).
3. Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия).
4. Древнее название России? (Русь).
5. В каких частях света расположена Россия? (Россия расположена в частях
Европы и Азии)
6. Какой праздник отмечается в России 12 июня (12 июня отмечается День
рождения России)
7. Особый политический институт, который обеспечивает социальную
защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
8. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства
и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства?
(Гражданин).
9. Как называются граждане России? (Граждане России называются россияне).
10. Официальная эмблема государства? (Герб).
11. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?
- единство;
- верность;
- силу;
- власть.
12. Что означают цвета Российского флага?
БЕЛЫЙ – Справедливость, Небо, Чистоту совести
СИНИЙ - Огонь, Кровь солдат, Отвагу, Трудолюбие
КРАСНЫЙ - Верность, Правду, Мир
13. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
14. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
15. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от
предшествующих поколений? (Традиция).
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с
возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза –
зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Задание №4
В
нашем городе установлены памятники, коллеги ,расскажите кому они
установлены?(приготовить фото)
БРАТСКАЯ МОГИЛА КРАСНЫХ ПАРТИЗАН НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ
ПЛОЩАДИ.
В Борзинском районе действовали красногвардейцы, партизаны и белоказаки из Цаган-
Олуя, Кондуя, Курунзулая. 22 ноября 1920 года на станции Борзя разыгралось крававое
сражение в ходе которого станция была освобождена от "семеновцев". Памяти павших в
этом бою в 1964 году был установлен памятник и обелиск на братской могиле
находящийся в сквере у привокзальной площади.
ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ МАТРОСОВУ.
В честь двадцатилетия победы, в 1965 году в городе Борзя был установлен
памятник Александру Матросову.
По официальной версии.
Памятник воинам-борзинцам, сражавшимся на боях Великой Отечественной
войны, рухнул на площади имени Матросова в городе Борзе Забайкальского края
из-за ветра и прогнивших внутри конструкции арматур.
В 2020 году памятник восстановлен. Скульптор Шароглазов Г.Ф.
ПЛОЩАДЬ ИМЕНИ 6-Й ГВАРДЕЙСКОЙ ТАНКОВОЙ ДИВИЗИИ.
9 мая 1975 года на улице имени С.Лазо в связи с 30-летием Победы был
торжественно открыт памятник в честь 6-й гвардейской танковой дивизии. На
высоком постаменте был установлен танк ИС-3. Сейчас на этом постаменте стоит
танк Т-34 , отображающий технику 6-й гвардейской дивизии в годы войны.
Мемориал "Воинская слава".
Землякам павшим в боях Великой Отечественной войны Благодарные потомки" -
написано на мемориальном комплексе, открытие которого сосоялось 2 сентября
1983 года. на мемориальных плитах высечаны имена наших земляков павших на
фронтах Великой отечественной войны. Пламя вечного огня не дает остыть
нашей памяти.
После пожара организованого вандалами, была произведена реконструкция
мемориального комплекса в 2015 году. Установлена металическая инсталяция
увенченая знаменем Победы, также в 2016 году появилась пушка.
ПАМЯТНИК ТАНКИСТУ 6-Й ГВАРДЕЙСКОЙ ДИВИЗИИ.
На постаменте у здания Дома офицеров в полный рост фигура танкиста. При
более пристальном рассмотрении становится ясно - это гвардии старший
лейтенант, кавалер орденов Отечественной войны 2 степеней, ордена Славы и
двух медалей, как мне думается «За Отвагу» и «За боевые заслуги». И хотя
орденом Славы награждение офицеров не производилось, можно предположить,
что эту награду наш боец получил еще, когда был солдатом или сержантом.
Памятник БЮСТ В. ШАмсутдинову
В. Шамсутдинов служил на дальневосточной пограничной заставе. В марте 1969 года
китайские провокаторы нарушили рубежи нашей Родины. Виталия и других его
товарищей перевели на Даманский после боя 2 марта в качестве пополнения.
И вот новое нападение маоистов на остров. 15 марта застава поднялась «В ружье!» В
разгар боя на выручку товарищам ринулся бронетранспортер Виталия Шамсутдинова.
Виталий увидел в тусклых лучах солнца остров Даманский, фонтаны взлетающей в небо
земли. От прямого попадания снаряда бронетранспортер загорелся. Вытащив через
боковой люк раненых, Шамсутдинов вместе с другими отстреливается от наступающих
китайцев. При попытке вытащить из под огня раненого товарища – Леонида
Просвирякова, Виталий получает смертельное ранение от разорвавшейся мины.Он отдал
свою молодую жизнь за Родину. Борзинские связисты навечно зачислили его в список
бригады и выполняют за него ежедневное сменное задание. Именем В. Шамсутдинова
названа одна из улиц в Залинейной части города, школа, где он учился. 1 сентября 1988
года на территории школы открыт памятник герою-пограничнику.
Ведущий:
И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание –
это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной». А. С. Макаренко
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что
мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая
бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я
ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в
твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не
бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание
нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.