Тип урока: Систематизация ЗУН по теме «Безударные окончания имён
существительных в единственном числе».
Задачи:
-обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках
имени существительного,
- закрепить умение определять род, число, падеж имён
существительных,
- совершенствовать умение правильно писать падежные окончания
имён существительных трёх склонений,
- развивать мышление, внимание, речь учащихся
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности,
культуру поведения.
Оборудование: учебник «Русский язык», презентация, карточки для
индивидуальной работы, сигнальные карточки, для слабоуспевающих –
карточки – опоры, тест.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять». Слайд №1
3. ФНЗ
3.1 Повторение об имени существительном.
- Какую тему изучаем? (Имя существительное)
- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи,
которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
- Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)
- Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных?
(Алгоритм).
1. Определить падеж существительного.
2.Определить склонение.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном
падеже.
4. Проверить с помощью слова-опоры.
3.2. Работа в парах.
1 вариант рассказывает 2-ому падежные окончания, 2вариант – склонения
существительных.
3.3. Постановка цели и задач урока.
- Сегодня мы должны вспомнить и обобщить все, что знаем о правописании
окончаний имён существительных.
3.4 Закрепление знаний о склонениях и падежах.
Слайд №3
- Какие окончания бывают у имён существительных в 1, 2, 3, склонениях?
1 скл. - ж.р. и м.р. - -а,-я
2 скл. – м.р. – нулевое, с.р. - -о, -е
3 скл. – ж.р. –нулевое.
- Определите склонение существительных (сигнальные карточки).
Лиса, дядя – 1 скл.
Дерев, кот -2 скл.
Лошадь, рожь -3 скл.
Слайд №19
Работа по определению склонения.
Выпишите слова: 1 ряд -1 скл., 2ряд -2 скл.. 3 ряд – 3 скл. (3 человека у
доски).
дорога
библиотека
ворона
коллектив
расстояние
пассажир
прорубь
тетрадь
площадь
Проверка.
- На какие орфограммы были слова? (Непроверяемая безударная гласная в
корне, двойные согласные, парный согласный)
3.6. Отработка умения склонять существительные по падежам.
Слайд № 20 -24
3. 7. Отработка умения правильного написания безударных окончаний
.
Алгоритм работы Слайд № 25-30
Повторение
падежных
вопросов
,
предлогов
и
окончаний
по
склонениям
.
Работа со словами – помощниками.
- Вспомните окончания существительных в Р., Д. и П.п.
1скл., Р.п. –и. –ы, Д.п. –е, П.п. –е
2 скл., Р.п. –а, -я, Д.п. –у, -ю, П.п. –е
3 скл.. Р.п,, Д.п., П.п. -и
Слайд №31 - 33
- Какие слова мы называем опорными?
-Имена существительные того же склонения с ударными окончаниями:
лиса, степь и др.
- Проверьте написание при помощи опорных слов.
3.8 Физминутка для глаз.
.
4.1
Тренажер
по
определению
падежа
и
окончания
имени
существительного
.
Слайд № 39 -42
4.2 Письменная работа в тетради по вариантам. Слайд №
4.3 Списывание текста с творческим заданием. Слайд №
4.4 Работа по карточкам.
Подведение итогов урока.
•
Как определить склонение имени существительного?
•
Как проверить безударное окончание существительных?
•
Какие окончания имеют существительные в родительном,
дательном и предложном падежах?