Напоминание

«Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика. Методы развития мелкой моторики рук для детей раннего дошкольного возраста»


Автор: Кокорина Алёна Андреевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Свердловская обл. г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: «Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика. Методы развития мелкой моторики рук для детей раннего дошкольного возраста»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика.

Методы развития мелкой моторики рук для детей

раннего дошкольного возраста»

Для чего нужны пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для

детей.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое

мелкая

моторика?

Физиологи

под

этим

выражением

подразумевают

движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации

«рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем

зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело

в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и

движения

пальцев

расположены

очень

близко.

Стимулируя

мелкую

моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в

дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений,

чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем.

Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет.

Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором

осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения,

формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам

жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев

рук взрослого человека.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте

от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого

тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и

пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки

ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную

поддержку.

В

возрасте

6-7

месяцев

нужно

проводить

систематические

тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его

фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3

минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для

пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной

амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики

различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого

упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно

заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Начиная с полутора лет активно можно использовать более сложные

пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками,

пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких

движений

пальцев.

Можно

играть

в

различные

шнуровки,

учиться

расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в

другой, собирать крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно

прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы

малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и

перекатывать их без помощи другой руки.

С трех до шести лет нужно совершенствовать технику уже освоенных

пальчиковых игр, лучше начинать работу с пальчиковыми рассказами.

Помимо этого, нельзя забывать практиковать игры с мозаикой, нанизывание

бус, бисера, шнуровку, выкладывать узоры из круп.

В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг

от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно

зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать

карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие

коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет

формирование моторной области, поэтому работа по развитию мелкой

моторики пальцев рук имеет большое значение в каждом возрасте.

Упражнения можно условно разделить на три группы:

I группа.

Упражнения для кистей рук развивают подражательную

способность; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение

сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного

движения на другое.

II

группа.

Упражнения

для

пальцев

условно

статические

совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и

требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические развивают точную

координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат

противопоставлять большой палец остальным.

Формы работы

по развитию мелкой моторики рук могут быть

традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

игры с пальчиками с речевым сопровождением;

пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

графические

упражнения:

штриховка,

дорисовка

картинки,

графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином,

песком, водой, рисование мелками, углём;

игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных

картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный,

театр теней;

игры

на

развитие

тактильного

восприятия:

«Гладкий

шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

самомассаж

кистей

и

пальцев

рук

с

грецкими

орехами,

карандашами, массажными щётками;

игры с пальчиками с использованием разнообразного материала:

бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Формы, методы и приемы обучения пальчиковых игр.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы

обучения, необходимо заняться поиском материала, в частности, поисками

всевозможных

пальчиковых

игр,

постепенно

формируя

игротеку

«Пальчиковый игротренинг»:

1.

Игры с пальчиками.

2.

Пальчиковые игры с палочками одного цвета и цветными

палочками.

3.

Пальчиковые игры со скороговорками.

4.

Пальчиковые игры со стихами.

5.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

6.

Пальчиковый алфавит.

7.

Пальчиковый театр.

8.

Театр теней.

9.

Пальчиковые сказки.

10.

Музыкальные игры (Железнова К., Железнов С.).

11.

Волшебные мешочки.

Использую элементы ТРИЗ в развитии мелкой моторики:

1.

Рисование красками различными способами: кистью, пальцем,

свечей, зубной щеткой и т.д.

2.

Лепка с использованием природного материала: семян яблок,

дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.

3.

Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).

4.

Конструирование из разных видов бумаги – оригами.

Ручной труд в развитии мелкой моторики.

1.

Плетение.

2.

Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.

Развитие графической моторики.

1.

Рисование по трафаретам.

2.

Рисование по фигурным линейкам.

3.

Штриховка.

4.

Выполнение графических упражнений.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

1.

Универсальность – можно играть в любом месте в любое время.

2.

Кратковременность – обычно не более 2-5 минут.

3.

Активный, но безопасный телесный контакт в парных и

групповых играх.

4.

Невербальное общение в играх-«молчанках», использование

языка жестов.

5.

Наличие

множества

вариантов

одной

и

той

же

игры

с

изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так

и мыслительных задач.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале,

максимально

полезны

для

развития

ребёнка-дошкольника.

Они

содержательны,

увлекательны,

грамотны

по

своему

дидактическому

наполнению.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых,

активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение

управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде

деятельности.

Варианты игр с предметами.

Игры с пуговицами (крышечками от бутылок)

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Если же это крышечки,

наклейте на них цветную пленку, или закрасьте. Попробуйте выложить

рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того,

как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои

варианты рисунков. Из пуговичной (крышечной) мозаики можно выложить

цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Так же пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Для старшего дошкольного возраста – нанизывание бус по схеме.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки

и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от

указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать

можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.

п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

1. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию

иглой. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание,

формируют

навыки

шнуровки,

развивают

творческие

способности,

способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще

мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из

журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные

кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может

получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно

учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с

закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические

формы и фигурки и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на

вырезание узоров несколько раз сложенных листочков бумаги имеет

неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно

получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать

доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки,

шарики;

режем

пластилиновую

колбаску

пластмассовым

ножом

на

множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого

маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу

лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для

малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от

результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль

берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на

стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и

замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в

холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали

твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие

фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите

настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов

ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще

ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему

будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям

разнообразные задания: это использование книжек-разукрашек, рисование

пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание,

штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку:

дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.

Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или

кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему

порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми

пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного

цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или

бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах

специальные пальчиковые краски.

Очень

необычно

рисовать

пористыми

губками,

маленькими

резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием

используют так называемые «печатки».

Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир

звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как

нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих

мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни,

средство

всестороннего

развития.

Игра

является

формой

активного

творческого

отражения

ребёнком

окружающей

действительности,

её

предметов и явлений. Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей,

зрительную

реакцию

на

собеседника,

подражательность

как

основу

самостоятельности. Разнообразное использование пальчиковых игр – одно из

важных средств в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного

возраста.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с

использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями

воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в

общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи

образность,

точность

языка;

умеют

выражать

свое

отношение

к

окружающему.

Большинство

детей

умеют

рассуждать,

делать

умозаключения, выводы, сравнения.

Хлеб

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

Этот пальчик - ананас,

По поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

Осень

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ:

ВОТ ДУБОВЫЙ,

Поочередно загибают пальцы на руке.

ВОТ КЛЕНОВЫЙ,

ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,

ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ

ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.

Встряхивают кистями рук.

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

П пальцы обеих рук поочередно зажимают в

кулачки.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!