Автор: Гидион Алина Андреевна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Теоретические основы деятельности педагога-организатора
Раздел: дополнительное образование
Работа педагога – организатора
Работу выполнила
Гидион Алина Андреевна,
Педагог-организатор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»
Содержание:
Введение……………………………………………………..
3
1.Теоретические
основы
деятельности
педагога-
организатора………………………………………………………..
5
1.1. Сущность организаторской деятельности, функции и
должностные обязанности педагога-организатора……………….
5
1.2 Планирование в деятельности педагога-организатора..
9
Введение
Детское движение, являясь выражением общественно направленной
организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и
воспитательным потенциалом. Детские организации и объединения являются
наиболее стабильной и структурированной частью детского движения,
представляя собой особый социальный институт воспитания.
Вместе с тем, молодежное и детское сообщество не имеет достаточного
ресурса,
чтобы
самостоятельно
организовать
научное
обеспечение,
осмыслить сложившуюся ситуацию и повлиять на ее изменение. Как
правило, инициаторами создания детских структур в школах становятся
взрослые — педагоги, руководители, реже — сами дети, их родители.
Педагоги-инициаторы
и
становятся
добровольно
кураторами,
руководителями,
лидерами
детских
объединений,
их
активными
участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в
добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами
новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления
воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние
детских объединений на воспитательную систему школы наблюдается в
последние годы на практике.
Разработка
общей
стратегии
воспитания
молодёжи,
оформление
социального заказа на подготовку гражданина, профессионала оказало
существенное влияние на кадры общественников - руководителей детских и
молодёжных организаций. Это и обосновывает актуальность выбранной
темы: «Работа педагога - организатора с детскими объединениями».
Объектом
исследования
является
педагогическая
деятельность
педагога-организатора с детскими объединениями.
Предмет:
Методика
работы
педагога-организатора
с
детскими
объединениями.
Цель исследования: Изучение особенностей воспитательной работы
педагога-организатора с детскими объединениями.
1.
Теоретические основы деятельности педагога-организатора
1.1.
Сущность организаторской деятельности, функции и
должностные обязанности педагога-организатора
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации
воспитательная
сущность
деятельности
и
профессиональная
миссия
педагога-организатора
заключаются
в
регулировании
воспитательного
процесса через создание условий для максимального самовыражения
воспитанников,
удовлетворения
их
социальных
потребностей,
самореализации
внутренних
ресурсов,
поддержания
инициативы,
побуждения
к
самовоспитанию,
организации
досуга,
внеурочной
жизнедеятельности,
а
также
для
предупреждения
и
профилактики
правонарушений среди несовершеннолетних.
Ведущими
функциями
педагога-организатора
являются:
воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая,
профилактическая. Остановимся на них поподробнее.
Итак, воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором,
обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное
становление
детей
и
молодежи;
создание
условий
для
достижения
эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение
учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное
использование
воспитательного
потенциала
среды;
стимулирование
самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.
Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся,
зафиксированных
в
законодательных
актах
Российской
Федерации,
Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников
от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого
достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его
точке зрения, мнениям, убеждениям.
Организационно-управленческая
функция
предоставляет
педагогу-
организатору
возможности:
стать
организатором
моделирования,
проектирования,
планирования,
реализации
и
анализа
воспитательной
деятельности; определять способы организации воспитательной работы,
внеурочной
жизнедеятельности,
самоуправления
учащихся
и
пути
достижения
воспитательных
целей;
осуществлять
взаимодействие
с
необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями,
привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного
процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию
детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих
целей.
Методическая функция предполагает оказание методической помощи
классным
руководителям,
воспитателям,
руководителям
детских
и
молодежных
общественных
объединений,
органам
ученического
самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой
функцией
педагог-организатор
должен
заботиться
о
повышении
профессионального
уровня
руководителей
детских
коллективов,
организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую
работу с родителями.
Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных
влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению
негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к
созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и
привлечению
их
к
участию
в
разнообразных
видах
деятельности,
соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция
обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу,
пропагандирующую здоровый образ жизни.
Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое
отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми
педагог-организатор:
— организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и
подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях
внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства;
— координирует деятельность детских и молодежных общественных
объединений;
— содействует образованию детских и молодежных общественных
объединений, и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;
—
строит
работу
на
принципах
сотрудничества,
гуманности,
демократизма,
учитывая
интересы
и
потребности
членов
детских
и
молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и
самодеятельность детей и учащейся молодежи;
— создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты,
способности, интересно и содержательно проводить свободное время;
— формирует общую культуру учащихся;
— изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей
и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную
и
досуговую
деятельность
совместно
с
коллективами
учреждений
образования и другими социальными институтами;
— создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских
объединений;
— организует летний отдых школьников;
—содействует
предупреждению
правонарушений
среди
несовершеннолетних;
— проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными
детьми и подростками;
— заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;
— курирует деятельность воспитателей групп продленного дня,
руководителей детских и молодежных общественных объединений, и
органов ученического самоуправления;
— совершенствует свой профессиональный и методический уровень.
Педагог- организатор осуществляет в школе ряд работ педагогической
направленности по:
— гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию
учащихся;
— координации деятельности детских и молодежных общественных
объединений;
—организации
так
называемого
школьного
(ученического)
самоуправления и свободного времени учащихся;
— формированию здорового образа жизни;
— по профилактике противоправного поведения учащихся.
Важной особенностью деятельности педагога-организатора является
обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных
видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а
также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие
задатков, способностей, талантов, дарований.
Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-
организатора
является
защита
личной
ценности
и
достоинства
воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений.
Он создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка
атмосферу,
отслеживает,
чтобы
права
детей
соответствовали
их
обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.
Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной
особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство
усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и
других
социальных
институтов,
совершенствует
планирование,
координирует
работу
всех
воспитательных
средств
для
достижения
поставленных воспитательных целей.
Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко,
разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы,
а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу
ихближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с
учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и
привлекает
широкий
круг
людей,
заинтересованных
в
эффективных
результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями
детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит
единомышленников
и
добровольных
помощников,
включает
в
воспитательную работу представителей социального окружения.
1.2 Планирование в деятельности педагога-организатора
Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно
проектировать,
моделировать,
прогнозировать
и
планировать
воспитательную
деятельность
с
детьми,
учитывать
в
своей
работе
воспитательный
потенциал
среды,
самостоятельно
искать
пути
взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий
круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания
подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в
социальной
системе,
а
также
адекватно
оценивать
и
анализировать
результаты воспитательной деятельности.
Анализ документации педагогов-организаторов показал, что многие из
них, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность,
испытывают затруднения в планировании своей работы. Нередки факты,
когда простой перечень массовых мероприятий без указаний целей, форм
проведения, возраста их участников, выдается за план работы педагога-
организатора.
Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать
следующие общепедагогические требования к планам:
— научную обоснованность;
— целесообразность;
— социальную направленность;
— актуальность;
— реальность выполнения;
— гласность.
Педагогу-организатор планирует
и осуществляет
воспитательную
работу совместно с детским коллективом школы как полноправным
субъектом процесса воспитания, с учетом социальных умений и навыков,
возраста учащихся, их постоянно растущих потребностей, изменяющихся
интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.
Процесс планирования педагога организатора имеет определенную
последовательность и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.
Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен
уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора
школы (или зав. отделом / нач.управления образования) о приеме его на
работу.
Второй
этап.
Изучение
основополагающих,
законодательных
и
нормативных актов Российской Федерации по вопросам образования,
федерального, регионального и местного законодательства в области
молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических
рекомендаций Минобрнауки, других нормативных документов областных,
районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных
общественных объединений и т.д.
Изучение основных нормативных документов поможет правильно
определить
цели,
задачи
воспитательной
деятельности,
планируемые
результаты (промежуточные и конечные).
Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный
год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы
на новый учебный год.
Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований, деловых,
организационно-деятельностных
игр
с
целью
диагностики
досуговыхинтересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к
участию в планировании различных интересных, полезных дел.
Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных,
народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города
(села), области, республики, событий международного значения, а также
планов,
графиков
проведения
районных,
областных,
республиканских
конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий,
что поможет определить формы, сроки участия школьников в социально
значимой, общественной деятельности.
Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким,
можно оформить как приложения к нему:
а) перечень массовых мероприятий в виде календарных планов (с
учетом сроков), а также указав цели, формы проведения, организаторов,
участников и их возраст;
б)
перспективные
планы
учебы
избранного
актива
детских
организаций; кружков, клубов, классов;
в) планы проведения мероприятий в период осенних, зимних, весенних
каникул.
Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных
целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного
процесса. Как правило, указанные результаты выражаются:
— в наличии личностно-ориентированной воспитательной системы в
образовательном учреждении;
— в сформированных у школьников потребностях в самовоспитании,
самообразовании, самоуправлении;
— в развитости у детей умений делать нравственный выбор,
регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оценивать и
контролировать свои действия;
—
в
осмыслении
учащимися
своего
личностного
достоинства,
самоценности,
осознании
жизни
как
высшей
ценности,
оптимистическоммировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в
развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с
духовно-нравственными идеалами;
—
в
усвоении
воспитанниками
этических
образцов
поведения,
элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии
правонарушений;
— в адекватном эмоциональном отклике детей на воспитательные
воздействия.
Педагогу-организатору
необходимо
научить
детей
и
подростков
самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности,
качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их
помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Поэтому
чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников
среди учащихся,
педагогов,
родителей,
представителей общественных
объединений, тем, соответственно, лучше будут результаты воспитательной
работы.