Напоминание

Теоретические основы деятельности педагога-организатора


Автор: Гидион Алина Андреевна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Теоретические основы деятельности педагога-организатора
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа педагога – организатора

Работу выполнила

Гидион Алина Андреевна,

Педагог-организатор МАУ ДО ДДТ «РАДУГА»

Содержание:

Введение……………………………………………………..

3

1.Теоретические

основы

деятельности

педагога-

организатора………………………………………………………..

5

1.1. Сущность организаторской деятельности, функции и

должностные обязанности педагога-организатора……………….

5

1.2 Планирование в деятельности педагога-организатора..

9

Введение

Детское движение, являясь выражением общественно направленной

организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и

воспитательным потенциалом. Детские организации и объединения являются

наиболее стабильной и структурированной частью детского движения,

представляя собой особый социальный институт воспитания.

Вместе с тем, молодежное и детское сообщество не имеет достаточного

ресурса,

чтобы

самостоятельно

организовать

научное

обеспечение,

осмыслить сложившуюся ситуацию и повлиять на ее изменение. Как

правило, инициаторами создания детских структур в школах становятся

взрослые — педагоги, руководители, реже — сами дети, их родители.

Педагоги-инициаторы

и

становятся

добровольно

кураторами,

руководителями,

лидерами

детских

объединений,

их

активными

участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в

добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами

новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления

воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние

детских объединений на воспитательную систему школы наблюдается в

последние годы на практике.

Разработка

общей

стратегии

воспитания

молодёжи,

оформление

социального заказа на подготовку гражданина, профессионала оказало

существенное влияние на кадры общественников - руководителей детских и

молодёжных организаций. Это и обосновывает актуальность выбранной

темы: «Работа педагога - организатора с детскими объединениями».

Объектом

исследования

является

педагогическая

деятельность

педагога-организатора с детскими объединениями.

Предмет:

Методика

работы

педагога-организатора

с

детскими

объединениями.

Цель исследования: Изучение особенностей воспитательной работы

педагога-организатора с детскими объединениями.

1.

Теоретические основы деятельности педагога-организатора

1.1.

Сущность организаторской деятельности, функции и

должностные обязанности педагога-организатора

В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации

воспитательная

сущность

деятельности

и

профессиональная

миссия

педагога-организатора

заключаются

в

регулировании

воспитательного

процесса через создание условий для максимального самовыражения

воспитанников,

удовлетворения

их

социальных

потребностей,

самореализации

внутренних

ресурсов,

поддержания

инициативы,

побуждения

к

самовоспитанию,

организации

досуга,

внеурочной

жизнедеятельности,

а

также

для

предупреждения

и

профилактики

правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими

функциями

педагога-организатора

являются:

воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая,

профилактическая. Остановимся на них поподробнее.

Итак, воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором,

обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное

становление

детей

и

молодежи;

создание

условий

для

достижения

эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение

учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное

использование

воспитательного

потенциала

среды;

стимулирование

самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.

Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся,

зафиксированных

в

законодательных

актах

Российской

Федерации,

Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников

от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого

достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его

точке зрения, мнениям, убеждениям.

Организационно-управленческая

функция

предоставляет

педагогу-

организатору

возможности:

стать

организатором

моделирования,

проектирования,

планирования,

реализации

и

анализа

воспитательной

деятельности; определять способы организации воспитательной работы,

внеурочной

жизнедеятельности,

самоуправления

учащихся

и

пути

достижения

воспитательных

целей;

осуществлять

взаимодействие

с

необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями,

привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного

процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию

детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих

целей.

Методическая функция предполагает оказание методической помощи

классным

руководителям,

воспитателям,

руководителям

детских

и

молодежных

общественных

объединений,

органам

ученического

самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой

функцией

педагог-организатор

должен

заботиться

о

повышении

профессионального

уровня

руководителей

детских

коллективов,

организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую

работу с родителями.

Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных

влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению

негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к

созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и

привлечению

их

к

участию

в

разнообразных

видах

деятельности,

соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция

обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу,

пропагандирующую здоровый образ жизни.

Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое

отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми

педагог-организатор:

— организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и

подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях

внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства;

— координирует деятельность детских и молодежных общественных

объединений;

— содействует образованию детских и молодежных общественных

объединений, и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;

строит

работу

на

принципах

сотрудничества,

гуманности,

демократизма,

учитывая

интересы

и

потребности

членов

детских

и

молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и

самодеятельность детей и учащейся молодежи;

— создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты,

способности, интересно и содержательно проводить свободное время;

— формирует общую культуру учащихся;

— изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей

и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную

и

досуговую

деятельность

совместно

с

коллективами

учреждений

образования и другими социальными институтами;

— создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских

объединений;

— организует летний отдых школьников;

—содействует

предупреждению

правонарушений

среди

несовершеннолетних;

— проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными

детьми и подростками;

— заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;

— курирует деятельность воспитателей групп продленного дня,

руководителей детских и молодежных общественных объединений, и

органов ученического самоуправления;

— совершенствует свой профессиональный и методический уровень.

Педагог- организатор осуществляет в школе ряд работ педагогической

направленности по:

— гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию

учащихся;

— координации деятельности детских и молодежных общественных

объединений;

—организации

так

называемого

школьного

(ученического)

самоуправления и свободного времени учащихся;

— формированию здорового образа жизни;

— по профилактике противоправного поведения учащихся.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является

обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных

видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а

также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие

задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-

организатора

является

защита

личной

ценности

и

достоинства

воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений.

Он создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка

атмосферу,

отслеживает,

чтобы

права

детей

соответствовали

их

обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.

Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной

особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство

усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и

других

социальных

институтов,

совершенствует

планирование,

координирует

работу

всех

воспитательных

средств

для

достижения

поставленных воспитательных целей.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко,

разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы,

а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу

ихближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с

учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и

привлекает

широкий

круг

людей,

заинтересованных

в

эффективных

результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями

детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит

единомышленников

и

добровольных

помощников,

включает

в

воспитательную работу представителей социального окружения.

1.2 Планирование в деятельности педагога-организатора

Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно

проектировать,

моделировать,

прогнозировать

и

планировать

воспитательную

деятельность

с

детьми,

учитывать

в

своей

работе

воспитательный

потенциал

среды,

самостоятельно

искать

пути

взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий

круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания

подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в

социальной

системе,

а

также

адекватно

оценивать

и

анализировать

результаты воспитательной деятельности.

Анализ документации педагогов-организаторов показал, что многие из

них, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность,

испытывают затруднения в планировании своей работы. Нередки факты,

когда простой перечень массовых мероприятий без указаний целей, форм

проведения, возраста их участников, выдается за план работы педагога-

организатора.

Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать

следующие общепедагогические требования к планам:

— научную обоснованность;

— целесообразность;

— социальную направленность;

— актуальность;

— реальность выполнения;

— гласность.

Педагогу-организатор планирует

и осуществляет

воспитательную

работу совместно с детским коллективом школы как полноправным

субъектом процесса воспитания, с учетом социальных умений и навыков,

возраста учащихся, их постоянно растущих потребностей, изменяющихся

интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.

Процесс планирования педагога организатора имеет определенную

последовательность и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен

уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора

школы (или зав. отделом / нач.управления образования) о приеме его на

работу.

Второй

этап.

Изучение

основополагающих,

законодательных

и

нормативных актов Российской Федерации по вопросам образования,

федерального, регионального и местного законодательства в области

молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических

рекомендаций Минобрнауки, других нормативных документов областных,

районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных

общественных объединений и т.д.

Изучение основных нормативных документов поможет правильно

определить

цели,

задачи

воспитательной

деятельности,

планируемые

результаты (промежуточные и конечные).

Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный

год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы

на новый учебный год.

Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований, деловых,

организационно-деятельностных

игр

с

целью

диагностики

досуговыхинтересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к

участию в планировании различных интересных, полезных дел.

Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных,

народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города

(села), области, республики, событий международного значения, а также

планов,

графиков

проведения

районных,

областных,

республиканских

конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий,

что поможет определить формы, сроки участия школьников в социально

значимой, общественной деятельности.

Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким,

можно оформить как приложения к нему:

а) перечень массовых мероприятий в виде календарных планов (с

учетом сроков), а также указав цели, формы проведения, организаторов,

участников и их возраст;

б)

перспективные

планы

учебы

избранного

актива

детских

организаций; кружков, клубов, классов;

в) планы проведения мероприятий в период осенних, зимних, весенних

каникул.

Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных

целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного

процесса. Как правило, указанные результаты выражаются:

— в наличии личностно-ориентированной воспитательной системы в

образовательном учреждении;

— в сформированных у школьников потребностях в самовоспитании,

самообразовании, самоуправлении;

— в развитости у детей умений делать нравственный выбор,

регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оценивать и

контролировать свои действия;

в

осмыслении

учащимися

своего

личностного

достоинства,

самоценности,

осознании

жизни

как

высшей

ценности,

оптимистическоммировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в

развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с

духовно-нравственными идеалами;

в

усвоении

воспитанниками

этических

образцов

поведения,

элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии

правонарушений;

— в адекватном эмоциональном отклике детей на воспитательные

воздействия.

Педагогу-организатору

необходимо

научить

детей

и

подростков

самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности,

качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их

помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Поэтому

чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников

среди учащихся,

педагогов,

родителей,

представителей общественных

объединений, тем, соответственно, лучше будут результаты воспитательной

работы.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!