Универсальные Учебные действия на уроках русского языка
Автор: Полуднева Виктория Геннадьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ" СОШ "№1 Населённый пункт: Реутов Московская область Наименование материала: Презентация для учителей Тема: Универсальные Учебные действия на уроках русского языка Раздел: среднее образование
Задание 2: Познакомившись с содержанием УУД и возможными видами типовых заданий, представленных в Таблице,
разработайте типовые задания по всем группам УУД по своему предмету, заполните таблицу.
Типовые задания по предмету __________________________________________________________________________________
Виды
действий
Содержание
действий
Критерий сформированности/оценки
компонентов действий
Последствия
несформированности
действий
Типовые задания
Типовые задания по
предмету
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Самооп-
ределение
(личност-
ное,
профессио-
нальное,
жизненное)
самооценка
- Самопознание и
самооценивание.
- Оценка своих
качеств и
возможностей в
деятельности и
отношениях с
другими.
1. Содержательный аспект самооценки
характеризуется переориентацией на
оценку моральных качеств,
способностей и воли, взаимоотношения
с товарищами
2.Осознание необходимости
самосовершенствования.
3. Способность адекватно судить о
причинах своего успеха/неуспеха в
учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.
4. Эмансипация самооценки от внешних
оценок, появление независимых
эталонов самооценивания,
самоотношения.
5. Критичность самооценки
Неумение выбирать.
Неумение определить свою
личностную позицию
Импульсивность поведения
Нерешительность в
поведении.
Неумение видеть слабые
стороны своего поведения.
Неосознанность времени
жизни и жизненной
перспективы
Отсутствие стремления к
саморазвитию,
обывательская позиция.
Задания на оценку
собственного поведения.
Задания на оценку причин и
последствий поведения.
Задания на определение
значимости определённых
событий с точки зрения
жизненной перспективы и
др.
Задания на выбор
информации и поведения
(относительно альтернатив
выбора, критериев и их
измерителей).
Форма контроля:
Задания на оценку рисков и
потерь при отказе от
невыбранных альтернатив.
Задание «Рефлексивная
самооценка учебной
деятельности»
(Формирование УУД в
основной школе, 2010, с.45-
48)
1 .
Ф о р м и р о в а н и е
уважительного
отношения
к
чужому
мнению.
2.
Развитие
н а в ы ко в
с о т р у д н и ч е с т в а
с
у ч и т е л е м
и
с
одноклассниками.
3 .
Р а з в и т и е
у м е н и я
оценивать
ре зульт аты
собственной
деятельности.
Корни с
чередованием гласных
е//и
Задание 1 Прочитайте.
Н а й д и т е
с л о в а
с
чередованием
гласных
е//и в корне, выпишите
и х ,
о б о з н а ч ь т е
орфограмму.
1 .
С м е л ы й
умирает
один
раз,
а
трус
каждый
день.
2.
Солдат
службы
н е
выбирает. 3. Кабы знал,
где упасть, соломки бы
подстелил. 4. Кто детям
потакает,
сам
слезу
утирает.
5.
На
работу
спирает
дух,
а
ест
за
двух. 6. Не задирай нос
высоко – споткнешься.
7. Не силой дерутся, а
умением.
8.
С
кем
поведешься,
того
и
наберешься.
Смысло-
образо-
вание
мотивация
учебной
деятельнос
ти
Формирование
ценностных
ориентиров и
смыслов учебной
деятельности на
основе развития
познавательных
интересов, учебных
мотивов,
формирование
мотивов
1. Сформированность познавательных
мотивов.
2.Дифференциация отношения к
разным учебным предметам
3. Интерес к новому опыту.
4. Сформированность социальных
мотивов.
5. Стремление к социально значимой
деятельности.
6. Стремление к самоизменению –
приобретению новых знаний и умений
Низкий уровень осознания
своего отношения к учению
Преобладание внешних
мотивов (игрового,
внешнего)
Формальное отношение к
учебе
Безразличие к
окружающему миру
Подверженность групповым
установкам
Игровое задание «Моя
вселенная»
З а д а н и я
н а
о ц е н к у
полученной
информации
о т н о с и т е л ь н о
с в о е й
личностной позиции.
Интервью
и
значимости
темы для жизненных целей
и
задач,
изучения
темы
урока
Задание на выбор целей из
Что
нового
вы
узнали
сегодня на уроке?
Чему научились?
Вспомним
еще
р а з
правило
н ап и с а н и я
корней с чередованием
достижения,
самообразования,
социального
признания, мотива,
реализующего
потребность в
социально значимой
деятельности
за пределами школьной программы.
7. Установление связи между учением и
будущей профессиональной
деятельностью.
предложенного
учителем
списка
Задания
на
р е фл е кс ию
личностных
результатов
учения (Формирование УУД
в
основной
школе,
2010,
с.49)
е//и.
Возьмите
задания
для
самостоятельной
работы.
Посмотрите,
они
не
просто
разных
у р о в н е й .
К а ж д ы й
уровень
–
это
ваше
умение,
то,
чему
вы
научились
сегодня
на
уроке.
О т м е т ь т е
т е
у т в е р ж д е н и я ,
с
которыми вы согласны,
и
выполните
задания,
которые
подтверждают
то,
что
вы
данные
умения приобрели.
Нравст-
венно-
этическая
ориента-
ция
- Умение выбирать
информацию и
поведение,
оценивая с точки
зрения
просоциальных
ценностей.
- Выделение
морального
содержания
ситуации
нарушения
моральной нормы /
Ориентировка на моральную норму
(справедливого распределения,
взаимопомощи, правдивости)
Ребенок понимает, что нарушение
моральных норм оценивается как более
серьезное и недопустимое по
сравнению с конвенциональными
нормами
Учет ребенком объективных
последствий нарушения нормы.
Учет мотивов субъекта при нарушении
нормы.
Учет чувств и эмоций субъекта при
Отсутствие определённой
культуры поведения
Рассогласованность знания
моральных норм и
поведения
Девиантное поведение
Задание «Моральные
дилеммы»
Задние «Моральный смысл»
Задание «Социальная
реклама»
Задание «Кодекс моральных
норм»
Задания
на
определение
альтернатив,
кр итер иев
выбора
и
спо собов
и х
измерения.
З а д а н и я
н а
о ц е н к у
собственного поведения.
Задание 2. Прочитайте
текст.
К
к а к о м у
с т и л ю
п р и н а д л е ж и т
э т о т
текст? Докажите.
Назовите
выразительные
с р е д с т в а
я з ы к а ,
следования
моральной норме.
- Решение
моральной дилеммы
на основе
децентрации.
- Оценка действий с
точки зрения
нарушения
/соблюдения
моральной нормы.
- Умение
аргументировать
необходимость
выполнения
моральной нормы.
- Ориентация в
поведении на
групповой «кодекс
поведения».
нарушении нормы.
Принятие решения на основе соотне-
сения нескольких моральных норм
Адекватность оценки действий субъекта
с точки зрения нарушения/соблюдения
моральной нормы
Форма контроля:
Задания на оценку причин и
последствий поведения.
Задания на определение
значимости определённых
событий с точки зрения
жизненной перспективы и
др (Формирование УУД в
основной школе, 2010, с.49-
56)
которые вы увидели в
т е к с т е
И в а н а
Александровича
Гончарова.
Н а й д и т е
с л о в а
с
чередующимися
гласными
в
ко р н е ,
в ы п и ш и т е
и х ,
обозначьте
орфограмму.Обратите
внимание
на
манеру
общения
в
тексте,на
терминологию,на
культуру речи.
Выпирали,
блестела,
застелил.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Виды
действий
Содержание
действий
Критерий сформированности/оценки
компонентов действий
Последствия
несформированности
действий
Типовые задания
Тема: «Орфография. Нужны
ли правила». Показываю на
слайде картинку из
мультфильма «Винни-Пух»,
надпись на двери совы:
«ПРАШУ СТУЧАТЬ ЕСЛИ
НИ АТВИЧАЮТ. САВА.»
-Сразу ли вы поняли
написанное Совой? Почему?
- Исправьте ошибки.
Докажите, что исправили
верно.
Целепо-
лагание
Постановка
учебной задачи на
основе соотнесения
того, что уже
известно и усвоено
учащимся, и того,
что еще неизвестно
Принятая познавательная цель
сохраняется при выполнении учебных
действий и регулирует весь процесс их
выполнения; четко выполняется
требование познавательной задачи
Столкнувшись с новой практической
задачей, самостоятельно формулирует
познавательную цель и строит действие
в соответствии с ней
Самостоятельно формулирует
познавательные цели, выходя за
пределы требований программы
Может принимать лишь
простейшие цели (не
предполагающие
промежуточных целей-
требований) Принимает и
выполняет только
практические задачи (но не
теоретические), в
теоретических задачах не
ориентируется
Включаясь в работу, быстро
отвлекается или ведет себя
хаотично.
Принимает и выполняет
только практические задачи,
в теоретических задачах не
ориентируется
Выполнение проекта
(формулировка целей и
задач проекта)
Докажите, что исправили
верно.
- Для чего нужны правила?
- Сформулируйте тему и
цель урока.
Комментированная
проверка.
Обобщение
правила.
Планирова
ние
Определение
последовательност
и промежуточных
целей и задач с
учетом конечного
результата;
составление плана
и
последовательност
и действий.
Распределение
работ во времени
Умение
реалистически
оценивать силы и
время
Умение планировать работу до ее
начала (планирующий самоконтроль)
Соответствие планируемой
деятельности сформулированным целям
и задачам
Импульсивный характер
деятельности
Хаотичность действий
Неадекватность плана
сформулированным целям и
задачам
Невыполнение задания в
намеченный им срок
Выполнение проекта
(разработка плана проекта)
Проектная работа,мини
проект:1.Мир без
правил.2.Смешное
чередование.Составление
плана проекта,обсуждения
основной тематики и взгляд
учащегося на предложенную
тему.
Мы заполняли таблицу
« К о р н и
с
чередующимися
гласными».
Все
ли
г р а ф ы
м ы
у ж е
заполнили?
Продолжим
работу
в
виде
мини
проекта
Контроль
Сличение
(сопоставление)
способа действия и
его результата с
заданным эталоном
с целью
обнаружения
отклонений и
отличий от эталона.
Самостоятельность, осознанность
действия контроля.
Самостоятельно обнаруживает ошибки,
вызванные несоответствием усвоенного
способа действия и условий задачи, и
вносит коррективы.
При выполнении действия ученик
ориентируется на правило контроля и
успешно использует его в процессе ре-
шения задач, почти не допуская
ошибок.
Решая новую задачу, ученик применяет
старый
неадекватный
спо соб,
с
помощью учителя обнаруживает это и
пытается внести коррективы.
Не контролирует учебные
действия,
не замечает допущенных
ошибок.
Контроль носит случайный
непроизвольный характер,
заметив ошибку, ученик не
может обосновать своих
действий.
Ученик осознает правило
контроля, но затрудняется
одновременно выполнять
учебные действия и
контролировать их;
исправляет и объясняет
ошибки
Выполнение проекта
(контроль за выполнением
плана проекта)
Защита
проектов,блиц
опрос,Доказательная
линия
собственного
мнения,выявление
ошибок,творчество
учащихся,решение
п о с т а в л е н н ы х
в
проекте
задач.
Стереть
с доски, вытереть пыль,
о т т е р е т ь
п я т н о ,
п р о т и р а л
с т о л ,
вытирает руки, оттирал
грязь, утирает слезы.
Замереть
от
страха,
замирает
от
волнения,
вымирающие
ж и в о т н ы е ,
с
замиранием
с ердца,
умереть от старости.
Коррек-
ция
Внесение
необходимых
дополнений и
корректив в план и
способ действия в
случае расхождения
эталона, реального
действия и его
результата
Обнаружение ошибок и отклонений,
внесение соответствующих
исправлений.
Нет коррекции плана
действий
Коррекция запаздывающая,
не всегда адекватная
Коррекция иногда
запаздывающая, но
адекватная.
Выполнение проекта
(коррекция выполнения
проекта)
Исправление
недочетов,выявление
нарушений
правописания,подведение
к
правильному
толкованию
смысла
проектной
работы.
Замереть
от
с траха,
замирает
от
волнения,
в ы м
…рающие
животные,
с
зам…
ранием сердца, умереть
от старости.
Прогно-
зирование
Предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний,
его временных
характеристик
Умеет устанавливать приоритеты.
Умеет распределять время в
зависимости от важности дела.
Умение реалистически оценивать силы
и время для выполнения конкретного
дела.
Нет прогноза своих
действий.
Выполнение проекта
(прогнозирование
выполнения проекта)
Учащиеся пробуют
точнопредопределить исход
проекта.Выявить лучшие
стороны,обратить внимание
на слабые оттенки в работе
Волевая
регуляция
Сохранение
самообладания при
появлении
затруднений в
работе
Владение навыками саморегуляции
(снижения эмоционального
напряжения, поддержания
необходимого уровня активации,
мобилизации, обеспечивающих
требуемый уровень
работоспособности).
Отношение к ошибкам как
нормальному явлению, стремление их
исправить адекватным способом.
Аффективные реакции
(отказ, утрата
упорядоченности,
целенаправленности
действий) при затруднениях
Упражнения на релаксацию,
снижение эмоционального
напряжения
Задание на осознание
действенных мотивов
Упражнение на действие с
воображаемым мотивом
звучит музыка.
Учащиеся , выбирают
цветную полоску
бумаги для
определения своего
настроения и
самочувствия. Садятся
в круг.
В нашей жизни
большое место
занимает принцип
недостаточности. Нам
не хватает времени на
встречи, ласку и
внимание друг к другу.
Мы все время бежим,
торопимся, не замечаем
друг друга. Давайте же
не миг остановим этот
бег и пообщаемся друг
с другом.
– Быть может, в
последнее время Вас
что-то тревожит?
Отвечаем,используя
чередующиеся гласные.
– Или Вы чувствуете
усталость?Используем
однородные члены
предложения
– Или даже
незначительные
события выводят Вас из
равновесия?
Используем эпитеты
Если Вы ответили «да»,
то сегодня следует
поговорить о том, что
природа одарила
человека способностью
к саморегулированию,
то есть никто иной, а
только Вы сами можете
управлять своим
эмоциональным
состоянием.
. Чтобы продолжить
плодотворную работу,
посмотрим какое
настроение и
самочувствие у Вас
преобладает.Поразмыш
ляем при помощи
распространенных
преложений.
Виды
действий
Содержание
действий
Критерий сформированности/оценки
компонентов действий
Последствия
несформированности действий
Типовые задания
Обще-
учебные
действия
- самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели;
- поиск и выделение
необходимой
информации;
- знаково-
символическое
моделирование;
- умение
структурировать
знания;
- умение осознанно
и произвольно
строить речевое
высказывание в
устной и
письменной
формах;
- выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий;
- рефлексия
способов и условий
действия,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности;
- смысловое чтение
Самостоятельно выделяет и
формулирует познавательные цели на
уроках (занятиях).
Осуществляет поиск и выделение
необходимой информации,
расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и
Интернета.
Делает предварительный анализ текста
задачи, переводит текст на знаково-
символический язык (вещи или
графики).
Создает и преобразовывает модели и
схемы для решения задач.
Строит модели и схемы,
работает с моделью и схемой, соотносит
результаты, полученные на модели и
схеме, с реальностью (текстом).
Проводит наблюдения и эксперимент
под руководством учителя.
Осуществляет выбор наиболее
эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Умеет структурировать материал;
обсуждать, объяснять, доказывать,
защищать результаты, готовить,
планировать сообщение о проведении
исследования, его результатах и защите
(подготовка включает не только
составление текста, но и презентацию
материалов, иллюстрирующих,
объясняющих, демонстрирующих
процесс исследования, его средства и
результаты);
умеет давать оценку полученных
Отсутствует самостоятельность в
учебной деятельности
Задачи и проекты на
выстраивание стратегии
поиска решения задач;
на сериацию, сравнение,
оценивание;
на проведение эмпирического
исследования;
на проведение теоретического
исследования;
задачи на смысловое чтение
(Формирование УУД в
основной школе, 2010, с. 93-
102)
Исследова
ние
словарного
слова
проводится
по
следующему
плану:
1.Знакомство со
с л о в о м
в
занимательной
форме
(ребусы,
загадки,
лото,
рисунки,
кроссворды,
выделение
лишнего,
вычленение
из
п о с л о в и ц
и
поговорок,
определение
с л о в а
п о
е г о
лексическому
значению и др.)
Проводится
звуковой анализ,
анализ
написания слова.
2.
Этимологическа
я
с п р а в к а .
как осмысление
цели чтения и
выбор вида чтения в
зависимости от
цели; извлечение
необходимой
информации из
прослушанных
текстов,
относящихся к
различным жанрам;
определение
основной и
второстепенной
информации;
свободная
ориентация и
восприятие текстов
художественного,
научного,
публицистического
и официально-
делового стилей;
- понимание и
адекватная оценка
языка средств
массовой
информации;
- умение адекватно,
подробно сжато
выборочно
передавать
содержание текста,
составлять тексты
различных жанров,
соблюдая нормы
построения текста
(соответствие теме,
жанру, стилю речи и
др.).
результатов и применять их к новым
ситуациям.
Умеет составлять вопросы к тексту,
план, граф-схему, тезизы, сводные
таблицы, комментировать текст и
логически запоминать учебную
информацию.
Умеет отвечать на контрольные
вопросы; делать реферативный
пересказ, аннотирование,
комментирование учебных текстов;
Умеет составлять сводные таблицы,
рефераты и доклады по нескольким
источникам.
Умеет определять главную тему, общую
цель или назначения текста; умеет
выбрать из текста или придумать к нему
заголовок; сформулировать тезис,
выражающий общий смысл текста;
объяснить порядок инструкций,
предлагаемых в тексте; сопоставить
основные части графика или таблицы;
объяснить назначение карты, рисунка;
обнаружить соответствие между частью
текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, и т.д.
Уметь находить информацию:
пробежать текст глазами, определить
его основные элементы и заняться
поисками необходимой информации,
порой в самом тексте выраженной в
иной (синонимической) форме, чем в
вопросе.
Уметь оценивать содержание текста и
его форму.
Умеет работать с метафорами —
понимает переносный смысл
выражений (метафор), понимает и
употребляет обороты речи,
построенные на скрытом уподоблении,
Содержит
информацию
о
происхождении
слова.
3.
Толкование
лексемы.
Иллюстрация.
Учащиеся
дают
лексическое
значение
изучаемому
слову,
а
затем
сравнивают
с
определением
мастеров
слова
(С.И.Ожегова,
В.И.Даля,
М.Л.Безруковой,
С.Г.Трясогузово
й и др.)
4 .
П о д б о р
однокоренных
с л о в
и
наблюдение
над
их
единообразным
написанием.
5.
Наблюдение
над
функционирован
и е м
с л о в а
в
русской
р еч и :
Дети знакомятся
образном сближении слов.
и л и
н а х о д я т
п о с л о в и ц ы
и
поговорки,
з а г а д к и
с
изучаемым
словом.
6. Подбор
синонимов,
антонимов и
фразеологизмов
к словарному
слову. Работа с
этим материалом
формирует у
учащихся
лексикологическ
ие
представления,
делает их речь
богаче, ярче и
интереснее.
Играем со
словосочетан
иями.
Вы знаете, что
бывают
золот
ое кольцо,
золотое
сердце,
золотые руки,
золотые
слова.
Составьте
как можно
больше
словосочетаний
с
прилагательным
и: острый,
твердое, легкий,
холодное,
львиная,
круглый,
глубокая
.
Логичес-
кие
- анализ объектов с
целью выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
- синтез как
составление целого
из частей, в том
числе
самостоятельное
достраивание,
восполнение
недостающих
компонентов;
- выбор оснований и
критериев для
сравнения,
сериации,
классификации
объектов;
- подведение под
понятия, выведение
следствий;
Используемые в младшем школьном
возрасте операции становятся
формально-логическими операциями.
Постепенно отдельные умственные
операции превращаются в единую
целостную структуру.
Осуществляет логические операции
установления родовидовых отношений,
ограничение понятия.
Делает обобщение понятия —
осуществляет логическую операцию
перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с
меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом.
Осуществляет сравнения, сериации и
классификации, делает
самостоятельный выбор основания и
критериев для указанных логических
операций.
Строит классификации на основе
дихотомического деления (на основе
отрицания).
Склонность к слишком “смелым
аналогиям”, поспешным
обобщениям, выводам или
умозаключениям.
Сочинение историй,
рассказов, сказок.
Постановка вопросов к тексту,
озаглавливание текста
Задания для освоения
приемов логического
запоминания информации,
извлеченной из текстов
(Формирование УУД в
основной школе, 2010,, с.117-
131)
. Сочинение
историй.
На
карточке
приведён список
пословиц.
Необходимо
сочинить
историю,
раскрывающую
смысл
выбранной
пословицы.
121
Инструкция: уча
щиеся
внимательно
- установление
причинно-
следственных
связей;
- построение
логической цепи
рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение
гипотез и их
обоснование.
Строит логические рассуждения,
включающие установление причинно-
следственных связей.
Объясняет явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
исследования.
На основе общих посылок может
строить гипотезы, проверять или
опровергать их.
читают
пословицы.
Выбирают
наиболее
важную, по их
мнению. И затем
сочиняют
историю,
которая бы
отражала смысл
и главную идею
этой пословицы.
Завершающей
фразой истории
должна стать
выбранная
учащимися
пословица.
Материал: карто
чки с
пословицами.
Задания:
Что ни делается,
всё к лучшему
(русск.). Как
аукнется, так и
откликнется
(русск.). Без
труда не
вытянешь и
рыбку из пруда
(русск.). По
одёжке
протягивай
ножки (русск.).
В чужой
монастырь со
своим уставом
не суйся
(русск.). Не имей
сто рублей, а
имей сто друзей
(русск.). Если не
выносишь жара,
уйди из кухни
(америк.).
Привычка рано
ложиться и рано
вставать
приносит чело-
веку здоровье,
богатство и
мудрость
(америк.).
Действия
постанов-
ки и
решения
проблем
-
формулирование
проблемы;
-
самостоятельное
создание способов
решения проблем
Умеет видеть проблему,
аргументировать ее актуальность,
ставить вопросы.
Умеет выдвигать гипотезы.
Умеет структурировать тексты.
Умеет давать определение понятиям.
Формулирует гипотезы
умение
выделять
фрагмент
творческого и
поискового
характера.
исследования и раскрывает замысел.
Планирует ход решения
проблемы, исследовательских
(проектных) работ и выбирает
необходимый инструментарий.
Осуществляет поиск решения
проблемы, проводит исследование
(проектную работу) с поэтапным
контролем и коррекцией результатов.
Умеет делать выводы и умозаключения
Умеет классифицировать
Оформляет результаты
деятельности, как конечного
продукта, и представляет результаты
исследования (продукта проектных
работ) для обсуждения и возможного
дальнейшего практического
использования.
ы текста;
умение
выделять
смысл
пословиц
на основе
соотнесе-
ния
смысла
фрагмент
ов текста
и
установле
ния связи
между
ними;
умение
формулир
овать
тезис,
выражаю
щий
общий
смысл
пословиц
ы;
умение
подбират
ь
аргумент
ы для
подтверж
дения
концепта
(основно
й идеи)
текста;
умение
составлят
ь
оригинал
ьный
текст,
выражаю
щий
концепт.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Виды
действий
Содержание
действий
Критерий сформированности /оценки
компонентов действий
Последствия
несформированности
действий
Типовые задания
Общение и
взаимодейс
твие
Умение
представлять и
сообщать в устной и
письменной форме,
использовать
речевые средства
для дискуссии и
аргументации своей
позиции
Строит понятные для партнера
высказывания, т.е. владеет вербальными
и невербальными средствами общения.
Понимает возможности разных точек
зрения, не совпадающих с собственной.
Умеет обосновывать и доказывать свою
точку зрения, позицию невраждебным
для оппонентов образом.
Умеет задавать вопросы.
Умеет слушать собеседника.
Умеет позитивно относиться к процессу
общения.
Умеет дружить, уступать, убеждать.
Проявляет спонтанность, уверенность в
контактах.
Эгоцентрическая позиция в
межличностных
отношениях.
Покорность, подчинение
(без внутреннего согласия)
авторитету партнера.
Ярко выраженные
индивидуалистические
тенденции (упрямая
настойчивость).
Неуверенное (либо
агрессивное) поведение,
Неумение реагировать на
критику, «задевающее
поведение», провоцирующее
поведение.
Неумение принимать
сочувствие и поддержку со
стороны сверстников.
Неумение выражать свои
чувства приемлемым
образом.
«Кто прав?» , «Общее мнение»
«Дискуссия»
«Компьютерная презентация»
(Формирование УУД в основной
школе, 2010, с.67-85)
. К теме
«Диалог»:
-
Составьте
в паре
диалог на
тему: “
-
В
библиоте
ке”исполь
зуя
этикетны
е слова.
-
Представ
ьте свой
диалог
классу.
Работа в
группе
Совместная
деятельность,
умение
устанавливать
рабочие отношения,
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации
Осуществление взаимоконтроля и
взаимопомощи.
Умение планировать общие способы
работы.
Умение с помощью вопросов получать
необходимые сведения от партнера по
деятельности.
Умение брать инициативу в
организации совместного действия
(деловое лидерство).
Готовность реагировать на нужды
других, в том числе оказывать
эмоциональную поддержку партнерам в
процессе достижения общей цели
совместной деятельности
Конструктивное разрешение
конфликтов.
Соотнесение различных точек зрения на
явления и события, высказывание
собственной версии их смысла.
Неумение устанавливать
рабочие отношения в группе
Задания
«Ты мне - я
тебе!»,
«Веселый
перекресто
к»,
«Взаимокон
троль»,
«Экспериме
нт». Работа
в
группах, ди
скуссия,
дебаты,
спор,
творческие
проекты,
коллективн
ое
творческое
дело,
организаци
онно-
деятельная
игра.