Автор: Тарасенко Галина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Специальный (коррекционный) детский сад №33 Акбота
Населённый пункт: город Шымкент
Наименование материала: рекомендации логопеда
Тема: Тема: «Рекомендации воспитателям при постановке и закреплении звука «Ж»
Раздел: дошкольное образование
Коммунальное государственное учреждение «Государственный
специальный (коррекционный) детский сад №33 «Акбота»
управление образования города Шымкент
(для детей с тяжёлыми и более лёгкими нарушениями зрения)»
Учитель – логопед
Тарасенко
Галина Владимировна
Тема: «Рекомендации воспитателям
при постановке и закреплении звука «Ж»
Цель: Связь логопеда с воспитателем в работе при постановке,
автоматизации и коррекции различных звуков, а также в работе по
развитию речи, памяти, внимания и мышления.
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев»
Василий Александрович Сухомлинский
Как это понять и какую роль играют кончики пальцев? В методике работы с
детьми на научном языке это носит название развитие мелкой моторики, то есть
развитие сенсорно-тактильных ощущений, связанных с ощущением кончиков
пальцев, движением пальцев и восприятием на слух. Отсюда идут названия
методик работы:
-
«Пальчиковая гимнастика»,
-
«Пальчиковый массаж»,
-
«Сенсорные дорожки» и другие технологии .
-
Стимулируя мелкую моторику руки , мы активизируем тем самым
соответствующие отделы мозга отвечающие за речь и интеллект в целом.
У ребёнка развивается, мышление, внимание, память и речь. Особенно
важно делать это театрализовано, красочно и в форме игры.
-
Учитывая всю эту научную направленность, сегодня я хочу вам
рассказать и показать, как должна осуществляться эта работа на постановке и
автоматизации хотя бы одного звука, звука «Ж»
1-этап Артикуляция звука.
Артикуляция звука в логопедии это правильное положение
языка. Каждый звук имеет своё особое положение языка.
При произнесении звука «Ж» язычок приподнят и находится
за верхними зубками. Произнесите звук «Ж» длительно, на
одном выдохе:
-
Ж-Ж-Ж.
2 – этап Закрепление
Звук «Ж» в слогах
Жа-жа-жа
Жо-жо-жо
Жи-жи-жи
Жу-жу-жу
Же-же-же и так далее.
Звук «Ж» в словах:
Ёжик, жук, жаба, жираф, лыжи, снежинка, желуди, баклажан, ножницы и так
далее.
Звук «Ж» в чистоговорках:
Жи-жи-жи - В лесу живут ежи.
Жа-жа-жа – Есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу – Молоко дадим ежу.
Звук «Ж» в играх
«Ёжик» - пальчиковая игра с массажным мячиком
1)
Предварительно проводится знакомство с
персонажем игры Ёжик, какой он, где живёт?
2)
Предупредительная работа: он колючий,
(техника безопасности)
3)
Сходство ёжика с массажным мячиком.
4)
Выполняется массажное упражнение при
помощи сенсорных дорожек под сопровождение чистоговорки:
Чистоговорка «Здравствуй мячик»
Здравствуй, мячик, ты как ёжик!
У тебя есть много ножек.
Поиграем мы с тобой
И пойдём потом домой.
Так же для закрепления и автоматизации звука
«Ж» проговаривается следующее стихотворение «Жук упал» с изображением и
использованием сенсорных дорожек.
Жук упал и встать не может
Ждёт он кто ему поможет
Может ёжик, может белка,
Может жаба, может Санжарка или Женька
Работа над развитием речи по сюжетным картинкам на звук «Ж»
Рассматриваются картинки и определяется сюжет, герой и его действия.
Ребёнок составляет предложения.
Развитие речи через ориентировку пространственных направлений.
С помощью пальчиковой гимнастики и мячика можно научить ребёнка
определять, где правая, а где левая рука. В правой руке – красный мячик, в
левой зелёный. Желательно цвета мячиков не менять, пока ребёнок не
запомнит. Разучивается стихотворение. Это ручка – правая,
Это ручка – левая,
Я на мячик нажимаю,
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые!
Я думаю, выполнение подобных заданий детьми будет достаточным для
закрепления и других различных звуков.