Напоминание

Цветовая гамма в поэзии С.А. Есенина в разрезе периодов жизни поэта


Автор: Рудницкая Мария Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Татарск Новосибирская область
Наименование материала: Исследовательский проект
Тема: Цветовая гамма в поэзии С.А. Есенина в разрезе периодов жизни поэта
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№9 ГОРОДА ТАТАРСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛЬНИКОВ «ОТКРЫТИЕ»

Секция: ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ

Возрастная группа: 5-8 класс

Цветовая гамма в поэзии С.А. Есенина в разрезе периодов жизни поэта

Автор: Краснова Арина, 8 класс

Руководитель:

Рудницкая Мария Андреевна,

учитель русского языка и литературы

г.Татарск

2020 г.

Оглавление

1.

Введение.

1.1.

Актуальность

1.2.

Цель проекта

1.3.

Задачи проекта

2.

Цветовые образы древнерусского искусства в ранней поэзии Есенина

2.1.

Синий – самый распространённый эпитет в стихах Есенина

2.2.

Цвет «золото» - пристрастие Есенина

2.3.

Звучность малиновой краски

3.

Цветовая гамма в лирике последних лет жизни поэта

3.1.

Многоцветность поэмы «Чёрный человек»

4.

Многогранность цветовой гаммы лирики Есенина

5.

Заключение

6.

Список использованной литературы

7.

Приложения

1.

Введение

Сергей

Есенин,

поэтическое

сердце

России,

прожил

яркую,

короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он оставил

богатое поэтическое наследство. Есенинские строки обладают поистине

колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин

человеческого сердца. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и

шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр - вся

красота родного края с годами отлились в стихи, полные горячей любви к

русской земле. Первых своих читателей Есенин пленил тем, что повёл по

забытой ими прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски,

вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её

запахи...

В 1905 г. А. Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал что

современные «взрослые писатели» «отупели к зрительным восприятиям».

Тоска по простоте и ясности «красного, зелёного, белого» была

реакцией на русский литературный символизм, который год от году

становился всё глубокомысленнее. Блок искал выхода, со свойственным

ему даром предчувствия, предсказывал неизбежность появления поэта,

который, «схватив радугу», принесёт в русскую поэзию природу,

«населённую многими породами существ», со всеми её конкретными

«далями» и красками — «не символическими и не мистическими, а

изумительными в своей простоте». И такой поэт появился.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей

свежестью восприятия и не поддельной, наивной яркоцветностью. Как

справедливо заметил И. Сельвинский: «Такого глаза наша «поэтическая

живопись» ещё не знала».

1.1.

Актуальность

Знакомясь на уроках литературы с творчеством С. Есенина, мы,

конечно, говорили с учителем о цветовой гамме в его поэзии и о её роли в

создании художественных образов, но я и представить не могла насколько

многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Однажды в руки мне

попал томик со стихами Есенина. Я была поражена, что мир природы в

творчестве, ранее так мало мне знакомого поэта, играет и переливается

всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Тема

цвета в лирике Есенина показалась мне интересной, и желание углубиться

в есенинский мир и узнать о цветовой гамме в его поэзии стало

непреодолимым. Я начала искать интересующую меня информацию,

систематизировать её, определив цели и задачи моего исследования.

1.2.

Цель проекта: изучить цветовую гамму в поэзии Сергея Есенина в

разрезе периодов жизни поэта.

1.3.

Задачи:

1.

Исследовать цветовую гамму в лирике «раннего Есенина».

2.

Проанализировать палитру цвета в лирике последних лет жизни

поэта.

3.

Сравнить и систематизировать искомую информацию.

2.

Цветовые образы древнерусского искусства в ранней поэзии

Есенина

Как национальный народный поэт Сергей Есенин (Приложение 1)

впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную

гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом

перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных

вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии, в «Слове о

полку Игореве» (красочная гамма поэзии Есенина и её соотнесённость с

древнерусской живописью убедительно раскрыты в статье К. А. Кедрова

«Образы древнерусского искусства в поэзии Сергея Есенина»).

2.1.

Синий – самый распространённый эпитет в стихах Есенина

Синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной

тональностью. Проведённый мною анализ распространённости красочно-

цветовых

эпитетов

и

определений,

выраженных

прилагательными,

показал, что самым распространённым эпитетом оказался «синий». Есенин

залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно

стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то перламутровой, то

глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в

особенности рисунка, узнавали его руку. Впечатление синевы Есенин

создаёт настойчиво и последовательно:

«В прозрачном холоде заголубели долы»,

«Летний вечер голубой»,

«Голубизна презримой гущи» или

«Синяя вьюга», или

«Гой ты Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза».

Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-

то». Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим,

означающим божественность! Эпитет синий встречается и в обычных,

привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.

Синие: платок, рюмка, глаза, вода, залив, небо, море, брызги, сумрак,

мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час,

лязг, край, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, руки, счастье, овечка, голубь, изба,

ясли, звёздочка, листья, язык, колокол.

Подчёркивая перекличку зрительных, цветовых эпитетов между

поэзией Сергея Есенина и «Словом о полку Игореве», можно отметить

особое, пристрастное употребление эпитета «синий» в древнерусской

поэме:

«Синие молнии»,

«Синее вино»,

«Синяя мгла» и т. д.

Следует заметить, что в стихах 1910 - 1913 г. этот эпитет очень

редок. Он начинает широко применяться в поэзии позже и затем прочно

держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина. Какое

поэтическое содержание вкладывает в этот эпитет Есенин теперь? Одно из

стихотворений 1925 г. Начинается так:

«Несказанное, синее, нежное...»

То есть, синее - это что-то нежное, несказанное.

2.2.

Цвет «золото» - пристрастие Есенина

Очень характерно для палитры поэта пристрастие к «жёлто-

золотому»:

«Луна под крышей, как злат бугор»,

«Мне снились реки златых долин»,

«Где злотятся рогожи в ряд»,

«Лижут сумерки золото солнца»,

«Хвойная позолота»,

«Зелень золотистая».

Нет ни увяданья, ни смерти, осень - золотых дел мастер - золотит

холмы. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах

звучит мотив «погибшей души», врывается горький жёлтый цвет:

Весной и солнцем на лугу

Обвита жёлтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

«Желтая дорога» - дорога в никуда.

В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:

«Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи»,

«Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся».

2.3.

Звучность малиновой краски

Когда

надо

придать

пейзажу

звучность,

Есенин

употребляет

малиновую краску:

«О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку».

«Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тлеется дым, у малиновых сёл».

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще

заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами:

«На лазоревые ткани

Пролил пальцы багрянец»,

«Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань»,

«Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосёт»,

«Выткали на озере алый свет зари».

С «алым» сливается женский облик:

«С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была.

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла».

3.

Цветовая гамма в лирике последних лет жизни поэта

Прошли годы, и поэзия от ярких и тёплых оттенков перешла в серые

тона. Жизнь подходила к завершению и ощущение смерти, видимо, не

покидает поэта. Для поэта горько осознавать, что скоро его не будет, а в

России ничего не меняется. Тяжесть на душе нарастает с каждым днём,

душа измучена «но любовь к родине жива».

Через

метафоры,

эпитеты,

сравнения

можно

заметить,

как

изменяется внутренний мир поэта. В его ранних стихотворениях он (мир)

был светлый, радужный (всё происходящее было описано на заре). Если

сопоставить ранние стихи Есенина с поздними, то можно заметить, что с

каждым годом средства выразительности меняют свою окраску, от более

светлых тонов во что-то тёмное, мрачное, обидное, таинственное. Поздние

стихи — это неизвестность, страх того, что будет дальше. В этих

стихотворениях преобладают тяжёлые, серые краски. Можно сравнивать

стихи Есенина с его собственной жизнью: поэт молод - в лирике свет,

счастье, любовь, романтика..., становится старше - в лирике заметны

изменения, они становятся более насыщены какими - либо проблемами:

«С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой».

3.1.

Многоцветность поэмы «Чёрный человек»

Наиболее ярко это демонстрируется в поэме «Чёрный человек»

(Приложение 2), где всё страшное, беспощадное, злое отношение к

душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном,

дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по

белому.

Словарь Г. Дьяченко даёт следующие значения прилагательного

«чёрный»:

противоположный

белому,

нечистый;

название

дьявола;

нечистая сила — сила мрака, холода и всего враждебному человеку. В

поэме часто встречаются антонимы чёрный и белый. Борьба двух тем:

«чёрной и белой». Обратим внимание на глаза Чёрного человека и

мальчика-ребёнка. У Чёрного человека покрываются «голубой блевотой»,

то есть они мертвы. Это антитеза живым глазам мальчика-ребёнка. Образ

ребёнка — олицетворение божественного начала, образ «гостя» —

демонического. Юность героя светла до сияния («жил мальчик в простой

крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами» — не лицо, а

лик!). Палитра поэмы «Чёрный человек» чрезвычайно многоцветна.

Однако, на первый взгляд, может показаться обратное: преобладание

черно-белых тонов с редким вкраплением голубого и жёлтого. Что же

позволяет говорить о значимости эпизодически упоминаемых цветов? Их

эстетическая ценность. Именно сквозь цветовую гамму желтого, точнее

золотого,

и

голубого

в

их

соотношении

с

чёрно-белой

гаммой

вырисовывается истинная расстановка акцентов цветовой символики в

поэме. Поэма с достаточной четкостью отражает преобладание того или

иного оттенка цвета в определенный период творчества С. Есенина.

Цвет

поэмы

напрямую

соотносится

с

ее

содержанием.

Преобладающий чёрный сочетается с мрачным содержанием поэмы. Он

соответствует мрачному настроению автора, мы видим его тягостные

думы. Тёмный цвет — отражает чувства поэта. Но мы видим и голубой

цвет глаз. Голубой, жёлтый — детство Есенина.

4.

Многогранность цветовой гаммы лирики Есенина

Анализируя многогранность цветовой гаммы лирики Есенина, можно

точно сказать, что поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт,

струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды

пользуется как палитрой, где, совместив отраженья, можно получить

необходимый цвет. В стихотворении «В том краю, где жёлтая крапива»

опрокидывает в озеро жёлтую крапиву и синюю «гущу леса» и получает

«зелень озёр». Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть

приглушенно:

«Топи да болота, синий плат небес…»

или

«Ярче розовой рубахи

Зори вешние горят…».

В своем творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое

отношение к цвету и даже иной способ «крашения». В стихотворении

«Дымом половодье» первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого

контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты

церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали:

«смутная

желтизна»,

«жёлтые

поводья

месяца»,

«рыжие, побуревшие за зиму стога».

Общий тон плана - жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках

цвета. Пейзаж решён в два цвета: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но

ощущается присутствие чёрного, густого и яркого.

Цветовой сюжет движется от света в темноту:

1 строфа - ярко-жёлтая

2 строфа - рыжая

3 строфа - чёрная

4 строфа - мрачно-синяя.

5.

Заключение

Читая

есенинские

строки

невольно

возникает

параллель

с

живописным творчеством К. Петрова-Водкина. Художник вёл борьбу за

новое «цветоощущение», за возвращение к ясности, к классическому

трёхцветному «красный - синий – жёлтый». К цвету он подходил как

мастер - философ. Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим

«цветовые характеристики природы». В его стихах нет однообразия. Как

только пейзаж становится через чур однообразным, зелёным, Есенин

вводит в лирический ландшафт алый, красный цвет. Наряжает свою «деву

Русь» в алые одежды, не забывает бросить ей на плечи «зелёную шаль»:

«Не твоя ли шаль с каймою зеленеет на ветру» — деталь, прекрасно

дополняющая «ал наряд».

Словом, дело было не только в яркоцветности, как таковой. Большой

художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том,

что цветовой образ, так же, как и фигуральный, может вбирать в себя

сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам,

он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые

интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче

различных

настроений,

романтической

одухотворённости,

придала

свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не

захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет

броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг

неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое,

зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах.

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство

наивного,

неиспорченного

цивилизацией

сознания.

Обладая

таким

свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими

впечатлениями от реального мира.

6.

Список используемой литературы

1. Щеглов М. Есенин в наши дни //Новый мир. – 1956. - № 3.

2. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха //Новая Россия. –

1979.

3. Марченко А. Поэтический мир Есенина //Советский писатель. - 1989.

4. Юшин П. Сергеи Есенин. Проблемы творчества //Современник. - 1978.

5. Чимбур Л. Поэма С.А. Есенина «Чёрный человек» // Молодой учёный. –

2016.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!