Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Автор: Захарова Елизавета Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №17 "Кунчээн" Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Статья Тема: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Детский сад №17 «Кунчээн»
Конспект
Интегрированной НОД
на тему «Чудо береста» для детей подготовительной группы
«Чудо береста»
Выполнила воспитатель: Захарова
Елизавета Петровна
Г. Якутск
2016 г.
КОНСПЕКТ
Интегрированной НОД в подготовительной группе
«Чудо береста»
Цель:
Познакомить дошкольников с полезными свойствами березы берестой, создать
условия для ознакомления детей с особенностями кухонной утвари якутского
народа.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с полезными свойствами березы,
дать представление о значении березы в жизни якутского народа и связанные с ней
традиции, познакомить с берестяными изделиями, их назначением и способами
украшения, активизировать словарь. Закрепить представления о том, что каждый
элемент якутского орнамента имеет свое название и несет определенный смысл.
Развивающие: развивать внимание, мышление, связную речь.Умение детей
рисовать в технике печатания поролоном с трафаретом. Упражнять детей в
украшении бумажных силуэтов в виде туеска, используя элементы сердцеобразного
«Сурэх ойуута» орнамента.
Воспитательные: воспитывать уважительного отношения к культуре и творчеству
якутского народа.
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование и технические средства: мультимедийный проектор, слайдовая
презентация на тему «Береза», «Ысыах», аудиозапись звуки хомуса, песня Железновы
«Автобус», выставка якутской берестяной посуды, материалы дидактической игре «Найди
лист березы», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, силуэтные заготовки в
форме туесков, изображения якутских орнаментов ввиде слайдовой презентации,
трафареты с сердцеобразным «Сурэх ойуута» орнаментом, поролон, гуашь коричневого
цвета, подарки для детей обереги изготовленные из бересты.
Возраст детей: 6-7 лет, подготовительная группа.
Методические приемы: словесные приемы (художественное слово, беседа, проблемные
познавательные наводящие вопросы, положительно стимулирующее оценивание).
Наглядные приемы показ выставки берестяных изделий, слайдовой презентации.
Мотивация: общение с детьми
Ход занятия:
(Под звуки хомуса дети и воспитатель заходят в зал)
1.Организационный момент: Дети и взрослые становятся в полукруг.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.
Приветствие: дети читают стихотворное приветствие с сопровождениями движений.
2.Вводная часть: (Показ слайда на тему «Береза»)
Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение С.А. Есенина «Береза»).
(На предыдущем занятии у детей были сформированы знания о березе)
Воспитатель и дети: Ребята, в прошлый раз мы с вами познакомились с березой и ее
видами. Расскажите, кто знает, что-нибудь о березе .
( Березу можно встретить в лесу и в поле, она украшает парки, цветет береза у нас в
Якутии в мае, весной семена березы называют «Сережками» и т.д.
- Какие виды берез у нас растут в Якутии? (Береза повислая, береза белая, кустарниковая,
каменистая).
-Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева? (Корень, ствол, ветки,
листья).
-Как вы думаете, все ли о березе мы узнали с вами? (Ответы детей).
(Показ слайда на тему «Ысыах»)
-Сегодня я вам поведаю новый и очень важный секрет березы. У якутского народа береза
считалась священным деревом, посвящали ему песни и стихи, водили вокруг него
хороводы «Осуохай». Береза символ оживления природы. Березки «Чэчир» ставились на
празднуемой «Ысыах» (Национальный праздник встречи лето) поляне, завязывали на
веточки березы цветные ленточки «Салама» и загадывали желание. Действительно жизнь
и судьба якутского народа связана с красавицей березой.
-Вам знакомо слово «Береста»? (Ответы детей).
(Показ материала-бересты)
-Береста-это и есть березовая кора-один из самых красивых и прочных материалов для
изготовления разных предметов. Якуты из бересты изготавливали разнообразную посуду,
жилище-берестяные юрты «Ураса». Кроме этого современные мастера делают разные
украшения.
-Может быть, кто-то из вас знает предметы из бересты? (Ответы детей).
Воспитател ь: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в экскурцию в музей. Чтоб побольше
узнать о берестяных изделиях якутского народа. Хотите в музей? (Ответы детей). -На чем
туда отправимся? (Ответы детей). -Я предлагаю отправиться на автобусе.
(Музыкально-подвижная игра под песню Железновы «Автобус»)
(Один из углов музыкального зала оформлена в виде музея с выставкой берестяных
изделий. В музее встречает детей экскурсовод Туйаара в национальном костюме)
Воспитатель: Вот мы с вами приехали в музей. Сейчас Туйаара вам покажет и расскажет
берестяные изделия якутского народа. (Туйаара начинает знакомить с бытом якутов).
Туйаара: -А теперь познакомимся с предметами якутского быта, относящимися к посуде.
Традиционная якутская кухонная посуда в старину изготавливалась из природных
материалов-дерева, бересты, кожи. Много было у якутов кухонной утвари-посуды из
бересты, так как в берестяной посуде молочные, рыбные продукты сохраняются дольше.
(Показ берестяных изделий)
-«Туяс» (Тууйас) -туесок, небольшой берестяной сосуд с деревянным дном и деревянной
съемной крышкой, сшиты шнурами из конского волоса, использовался для сбора ягод,
грибов. Также в туесках раньше охотники и путники хранили продукты.
-«Ыагайа» (Ыа5айа)-большое берестяное ведро служило для сбора молока при доении
коров и кобылы.
-«Мэсэмэн» (Мэьэмээн)-суживающийся книзу берестяной сосуд. Предназначался для
измерения продуктов (Мера масла, мера муки и т.д.).
-Матаарчах-берестяной сосуд для молочных продуктов или в виде шкатулки, в которой
рукодельницы хранили все необходимое для декоративно-прикладного творчества.
-Сейчас современные мастера из бересты изготавливают разные посуды и украшения.
Береста-это очень гибкий и прочный материал и долго не гниёт.
Воспитатель: сейчас мы с вами проверим действительно ли прочная кора березы. Для
этого мы проведем маленький опыт.
(Проводится опыт «У кого прочнее»)
-У вас на тарелочках лежат коры разных деревьев. Мы опустим их в воду и через
некоторое время посмотрим, что произошло.
(Проводится игра «Найди лист березы»)
( Листья разных деревьев рассыпаны, дети под музыку собирают листья березы в туесочек,
а листья других деревьев в корзину).
Воспитатель: ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой,
в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что
случилось с корой деревьев? (Ответы детей)
-Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала
хрупкой. Значит, что мы можем мы можем сказать о коре березы? (Прочная).
-Береза-ценный природный материал. Берестяные вещи удобны, практичны, прочны.
-Сейчас садитесь пожалуйста за столы. Перед вами лежат заготовки туесочка. Сегодня мы
будем рисовать орнамент на туесочке необычным способом-с помощью поролона. Этот
способ называется печать поролоном с трафаретом. (Показ образца орнамента).
-Дети, какие вы орнаменты знаете? (Ответы детей). (Дети ранее были ознакомлены с
якутским орнаментом).
-Ребята, посмотрите орнамент, который мы сейчас будем рисовать. -Как называется этот
орнамент? (Сердцеобразный орнамент-«Сурэх ойуу»). (Воспитатель показывает на доске
способ создания изображения).
-Чтобы работы получились красивыми, что нужно сделать? (Ответы детей).
-Давайте сделаем гимнастику для пальчиков.
(Проводится пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал, листья у берез
считал…»)
(Продуктивная деятельность деятельность под звуки хомуса)
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы, все очень хорошо позанимались. Предлагаю вам выбрать из трех
карточек одну и ответить карточкой на вопрос: «Понравилось вам занятие?» красная-
понравилось; жёлтая-не очень; синяя-не понравилось. (Дети выбирают, воспитатель
уточняет почему) (Ответы детей).
(Туйаара благодарит детей за посещение музея, хорошее занятие и дарит им подарки-
обереги из бересты).
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова
«Повертелись, покружились очутились в детский сад!»
-Очень красивые туесочки получились. Мы украсим ими наш якутский уголок.
Литература
Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Комплексные занятия по программе «От
рождения до школы»-М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников-М.: Вако, 2006.
Данилов В.Н. Русско-якутский тематический словарь-Якутск, 1988.
Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов-Якутск, 1976.
Неустроев Б.Ф. Изделия из бересты-Якутск, 1996.
Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты-Якутск, 1994.
Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (ХIХ начало ХХ в.)-Якутск,
1989.
Слепцов П.А. Якутско-русский словарь-М., 1972.